Сегодня, 22 июня, все пользователи Google могут создать собственную видеомузыкальную композицию и приобщиться к миру авангардных киноэкспериментов.

Новый дудл, то есть заставка поисковика Google, чествует именинника дня, немецкого кинорежиссера, аниматора и художника Оскара Фишингера.

Оскар Фишингер

Немец Фишингер (1900–1967) в юности учился в мастерской по созданию музыкальных органов и штудировал инженерное дело во Франкфурте. В начале 1920-х он познакомился с работами режиссера-авангардиста Вальтера Руттмана, создававшего абстрактные фильмы с различными геометрическими и световыми композициями. Под влиянием этих картин Фишингер начал сам экспериментировать, снимая различные вещества вроде воска, глины, цветных жидкостей. В итоге он создал механизм, чтобы одновременно и снимать, и формировать текстуры из воска и глины. Как это выглядело, можно посмотреть на видео ниже:

Wax Experiments (excerpt) by Oskar Fischinger from CVM on Vimeo.

На протяжении 1920-х Фишингер продолжил экспериментировать с кино, используя несколько проекторов и музыкальное сопровождение. Эти работы были представлены публике в качестве специальных шоу. Из-за финансовых трудностей Фишингер перебрался в Берлин, причем всю дорогу из Мюнхена преодолел пешком за три недели, по пути снимая короткие кадры увиденного, которые позже смонтировал в отдельный фильм:

Walking from Munich to Berlin (excerpt) by Oskar Fischinger from CVM on Vimeo.

В 1928 году в Берлине он устроился создавать спецэффекты для научно-фантастического фильма Фрица Ланга «Женщина на Луне». Тогда же он делал абстрактные фильмы с популярными и классическими мелодиями в качестве саундтрека — эти работы считаются предтечами музыкальных клипов, они же принесли Фишингеру первую известность за рубежом и были в прокате в США и Японии. С приходом нацистов к власти подобное творчество заклеймили «дегенеративным», но Фишингер успел закончить фильм «Композиция в голубом», благодаря которому его пригласили работать в США.

Composition in Blue (excerpt) by Oskar Fischinger from CVM on Vimeo.

Он устроился на студию Paramount, работал как для Голливуда (например, он был дизайнером одного из эпизодов диснеевской «Фантазии»), так и продолжил создавать экспериментальное кино. В 1937 году на студии MGM он создал одну из своих самых известных картин — «Оптическую поэму», за которую, правда, так и не получил гонорар.

Заниматься творчеством в Голливуде было все труднее и труднее, и Фишингер стал уделять больше времени живописи маслом. В конце 1940-х он изобрел «люмиграф», или «светограф», который ошибочно считают одним из видов цветооргана. Люмиграф представлял собой небольшой прорезиненный экран, нажимая на который, можно было создавать различные цветовые композиции. Для управления люмиграфом требовалось два человека: один проводил рукой по экрану, другой менял свет. Как это выглядело, можно посмотреть на видеозаписи, сделанной супругой Фишингера Эльфридой уже после его смерти.

Lumigraph Film (excerpt) by Elfriede Fischinger, c. 1969 from CVM on Vimeo.

Наследие Оскара Фишингера повлияло на развитие анимации, спецэффектов, дизайна, экспериментального кино и медиаискусства. Работы немецкого автора представляют в музеях, галереях и на кинофестивалях. Младшая дочь Фишингера Энджи помогала в создании сегодняшней заставки для Google, благодаря которой любой пользователь может попробовать создать собственную абстрактную видеомузыкальную композицию. Например, такую.