Многократный обладатель «Оскара» Клинт Иствуд вновь предстанет на экране в качестве исполнителя главной роли после недавнего участия в своем же оскароносном фильме «Малышка на миллион». В мелодраме «Гран Торино» Иствуд являет собой образ закаленного и непреклонного ветерана Корейской войны, живущего в нынешнем быстро меняющемся мире, где собственные давние предрассудки становятся очевидными благодаря его теперешним соседям-иммигрантам.

Вышедший на пенсию автомеханик Уолт Ковальски проводит дни, редко чиня что-то по дому, попивая пиво и раз в месяц заходя к парикмахеру. И хотя последним желанием его недавно почившей жены было совершение им исповеди, Уолту – ожесточившемуся ветерану Корейской войны, всегда держащему свою винтовку наготове, – признаваться в общем-то не в чем. Да и нет того, кому он доверял бы в той полной мере, в какой доверяет своей собаке Дейзи.

Все те люди, коих он некогда называл своими соседями, либо переехали, либо ушли в мир иной, а на смену им пришли иммигранты-хмоны, которых он откровенно презирает. Противясь буквально всему, во что упирается его взгляд, – покосившиеся карнизы, заросшие лужайки домов и лица иностранцев повсюду; бесцельно шатающиеся шайки подростков, состоящие из хмонов, латиносов и афро-американцев, полагающих, что окрестный мир целиком принадлежит им одним; неоперившиеся чужаки, в которых оказалось превратились собственные дети и внуки, – Уолт просто неспешно проживает остаток своей жизни.

До той самой ночи, когда кто-то попытается украсть его «Гран Торино».

По-прежнему блестя, как в тот день, когда Уолт собственноручно помог выкатить его со сборочного конвейера десятки лет назад, «Гран Торино» станет связующим звеном между Уолтом и робким соседским пареньком по имени Тао (Би Ванг), после того как бандитская группировка хмонов именно его силой заставит попытаться выкрасть машину.

Но Уолт становится на пути как собственно кражи, так и задумавшей ее шайки, поневоле превращаясь в окрестного героя, в особенности для матери Тао и его старшей сестры Сью (Аней Хёр), настаивающей на том, чтобы Тао стал работать на Уолта в качестве своего рода компенсации за содеянное им. И хотя изначально Уолт не хочет иметь с этими людьми ничего общего, в конце концов, он сдается – и мальчик приступает к работе, приводя в порядок соседские дома, – постепенно завязывая маловероятную дружбу, которая изменит жизни их обоих.

Благодаря безграничной доброте Тао и его семьи, со временем Уолт начинает понимать всю правду о людях, живущих по соседству. И о себе. У этих людей – провинциальных беженцев от жестокого прошлого – гораздо больше общего с Уолтом, чем у его собственной семьи, и они раскрывают ему те частички его души, что были отгорожены со времен войны… подобно тому, как «Гран Торино» был сокрыт в тени его гаража.

«Уорнер Бразерс Пикчерз» совместно с «Виллидж Роадшоу Пикчерз» представляет фильм «Гран Торино» производства «Дабл Никел Энтертейнмент»/«Мальпасо». Режиссер – Клинт Иствуд, по сценарию Ника Шенка, сюжет – Дейва Джоханнсона и Ника Шенка. Продюсеры –  Клинт Иствуд, Роберт Лоренц и Билл Гербер, исполнительные продюсеры –  Дженетт Кан, Адам Ричман, Тим Мур и Брюс Берман.

Фильм «Гран Торино» будет выпущен в мировой прокат кинокомпанией «Уорнер Бразерс Пикчерз», подразделением компании «Уорнер Бразерс Энтертейнмент», а в ряде стран – компанией «Виллидж Роадшоу Пикчерз».

Информация о производстве

Таких сейчас уже не производят…

Клинт Иствуд, являясь одновременно актером и режиссером, в фильмографии которого находятся самые бессмертные и классические фильмы всех времен и народов, сам не стоял перед камерой со времен оскароносного фильма «Малышка на миллион», вышедшего в мировой прокат в 2004-м году. «По правде говоря, я больше не планировал играть в фильмах, – отмечает Клинт Иствуд. – Но именно в этом фильме была роль, соответствующая моему возрасту, а главный герой был как будто создан специально для меня, хотя на самом деле, конечно, такого не могло быть. И еще мне очень понравился сценарий. В нем есть неожиданные сюжетные повороты, а также несколько довольно забавных моментов».

Сценарист Ник Шенк рассказывает, что персонаж Уолта Ковальски не был изначально написан под определенного актера, отмечая, что: «Уолт в некотором смысле напоминает учителя или даже твоего отца, наблюдающего за тем, как ты вновь собираешь свой старый велосипед, закручивая нужные гайки. По-моему, практически каждый знаком с таким человеком».

Родившись в штате Миннесота, Шенк некогда работал на фабрике вместе с иммигрантами-хмонами – представителями малоизвестного народа Лаоса и некоторых других регионов Азии, выступивших в союзе с США во время войны во Вьетнаме, – а теперь поселившимися здесь. «Культура хмонов – это нечто невидимое, неприметное, тайное», – утверждает Ник Шенк.

Уолт, употребляющий расистские высказывания с такой же частотой, как большинство людей обычные существительные и глаголы, являет собой пример жуткого, закоренелого расиста и националиста, но когда у него начинают налаживаться простые человеческие отношения с хмонами, поселившимися по соседству, его враждебность постепенно сходит на нет. «Уолт совершал в Корее поступки, о которых сожалеет до сих пор, и эти лица он видит в своих соседях, – замечает Шенк. – Для Уолта все азиаты на одно лицо, все они представляют некую однородную массу. И так происходит, что здесь он сталкивается с другой культурой, не имеющей по сути своего «лица», но по мере того, как он узнает больше о них самих, об их жизненном укладе, то постепенно начинает осознавать, что же на самом деле с ним происходило в Корее».

Продюсер Билл Гербер отмечает, что «Гран Торино» несет в себе отголоски тех многогранных взаимоотношений, которые были исследованы Иствудом в его предыдущих работах. «Клинт всегда честно и с полной ответственностью подходил к непростым проблемам, связанным с расами, религией и предубеждениями, и хотя порой это может выглядеть политически не совсем корректно, но зато всегда достоверно, – говорит он. – При этом, зная Клинта Иствуда и его творчество, ты отлично понимаешь, что Уолт намного сложнее, чем это может показаться с первого взгляда. Поначалу он – загадка для окружающих, но в ходе его общения с этими людьми, ты понимаешь, в чём его истинная сущность».

«Оглядываясь назад, я просто не могу представить никого другого на месте Клинта Иствуда как режиссера или исполнителя главной роли, – добавляет автор сюжета Дейв Джоханнсон. – Как режиссер, Клинт Иствуд очень бережно относится к рабочему материалу и никогда не пасует перед трудностями, независимо от того, насколько сюжет может быть непрост и замысловат. Но как актеру, Клинту потребовалось определенное мужество, чтобы сыграть Уолта, ведь этот человек, мягко говоря, не самый приятный персонаж в фильме. Нетерпимость Уолта живет в нем уже порядка 60 лет, но у него находится смелость кое-что изменить в себе, что сделать чрезвычайно сложно, особенно в таком немолодом возрасте. Физические данные Уолта не позволяют нам усомниться в том, что он силён, но эта история заставляет его проявить и своё эмоциональное мужество».

Сюжет фильма разворачивается сразу после смерти жены Уолта Дороти, когда он приближается к финальной главе своей жизни, которая во многом определяется его преследующими воспоминаниями о Корее и 50 годах работы на местном заводе по производству машин марки «Форд». Но война давно закончилась, фабрику закрыли, его жена скончалась, а у его детей едва ли находится время повидаться с ним. «Уолт очень усердно трудился, и его сыновей можно назвать довольно успешными, – говорит Клинт Иствуд. – Он потерял жену и отстранился от своих уже взрослых детей. Они отправились в самостоятельное плавание, покинули его, а он в каком-то смысле остался не у дел. Но в их защиту надо сказать, что Уолт – не самый приятный в общении человек, он очень придирчив и сварлив, а в поведении его внуков и внучек он многое не одобряет».

Наверное, единственной радостью в жизни Уолта является его блестящий автомобиль «Форд Гран Торино», собранный в 1972-м году, который он со всей любовью хранит под брезентом в своем гараже все эти годы. На самом деле Уолт собственноручно устанавливал на этот автомобиль рулевое управление в те времена, когда работал на автомобильном заводе. «Гран Торино» – его гордость и радость, – утверждает Клинт Иствуд. – Уолт в каком-то смысле отождествляет себя с «Гран Торино». Уолт ничего не меняет в этом автомобиле – тот просто стоит у него в гараже. Но периодически он выгоняет его оттуда, чтобы отполировать столь дорогой сердцу автомобиль до блеска. Уолт с кружечкой пива, наблюдающий за своей машиной, – вот его истинное наслаждение, которое он испытывает на этом временном отрезке жизни».   

Уолт безусловно одинок, и таким же одиноким и изолированным от общества, как и он, можно назвать его соседа, 16-летнего мальчика Тао, который живет со своей мамой, бабушкой и старшей сестрой. «Он – единственный мужчина в их семье, и у него нет ролевой модели мужского поведения, – человека, чье поведение он мог бы копировать, – описывает события фильма Би Ванг, молодой актер, дебютировавший в кино в роли Тао. – Он довольно неуклюжий и неуверенный в себе мальчик, что вполне объяснимо, ведь его постоянно окружают многочисленные женщины, ведущие себя очень властно и доминирующе. Ему просто необходим образец для подражания, и этот образец он находит в Уолте».

Тао – чрезвычайно застенчивый подросток, закончивший школу, но не устроившийся на работу, на которого давит группировка хмонов, возглавляемая практически его ровесником по имени Смоки и двоюродным братом Тао, которого называют Паук. «Куда бы Тао ни пошел, каждый считает своим долгом над ним поиздеваться, – говорит Сони Вю, исполнитель роли Смоки. – Он не может постоять за себя, поэтому группировка всюду следует за ним. Эта банда создавалась для защиты друг друга от других банд. Но всё вышло из-под контроля, когда им стал угрожать Уолт, – им показалось, что нужно быть еще жестче, что это придаст солидности их поведению».

Заводилы шайки Смоки и Паук всячески издеваются над Тао, вынуждая его совершить кражу столь обожаемого Уолтом «Гран Торино». «Тао пытается доказать, что он может вести себя по-мужски, он пытается найти свой путь, – отмечает Ванг. – Но воровство не остается безнаказанным, и в самый разгар кражи Уолт застает Тао на месте преступления, угрожая ему ружьем, не видя при этом лица мальчишки-вора. «В этот момент Тао выглядит очень жалким, – добавляет Ванг, – и всё заканчивается тем, что он оказывается еще более напуганным и униженным, чем раньше».

Случайное проявление храбрости Уолтом превращает его в окрестного героя, и соседи-хмоны начинают засыпать его нежеланными подарками, едой, цветами и растениями. «Он не хочет иметь ничего общего с этими людьми, – говорит Иствуд. – Но всё меняется, когда он понимает, что они умны и очень уважительно относятся к окружающим, и, по-моему, именно это его восхищает. У него есть в фильме одна фраза, звучащая следующим образом: «Оказывается, у меня больше общего с этими людьми, чем со своими испорченными, безвольными сыновьями», – и это многое объясняет. Довольно любопытно, а порой и забавно наблюдать, как он поначалу относится предвзято к этим людям, а затем благодаря общению с ними обретает новый смысл жизни».

И тогда первостепенной задачей Уолта становится желание помочь беспомощному и запутавшемуся пареньку найти работу и не попадать во всяческие передряги, чтобы у него было свое будущее, однако их с Тао необычные взаимоотношения, как вскоре оказывается, меняют и самого Уолта. «У Тао нет отца, на которого он бы мог положиться и спросить совета, а Уолт, в свою очередь, никогда не мог похвастаться доверительными отношениями с сыновьями, возможностью реализовать свой отцовский потенциал, – говорит продюсер Роберт Лоренц. – Для каждого из них это как раз то, что им нужно в данный момент их жизни. Уолт также находится в поисках чего-то. Он четко осознает, что вышел на финишную прямую своей жизни, поэтому ему нужен кто-то или что-то, что поможет ему обрести смысл всего происходящего вокруг, а также осознать ценность и важность своего бытия».