Объедините воображение и мастерство двух первоклассных фантастов — режиссёра Генри Селика (Кошмары перед Рождеством) и писателя Нила Геймана (Sandman), — и получится грандиозный анимационный фильм Коралина в мире кошмаров. Это потрясающее анимационное фентези, отснятое в формате 3-D.

Коралина Джонс (в оригинале её озвучила Дакота Феннинг) — 11-летняя девочка, которая, несмотря на свой возраст, очень храбрая, любопытная и просто обожает приключения. Она вместе с родителями (Тери Хэтчер и Джон Ходжман) только что переехала из Мичигана в Орегон. Родители девочки постоянно пропадают на работе, кроме того, Коралина скучает по своим друзьям, которые остались в Мичигане, поэтому она сама пытается найти развлечение в своём новом окружении. К ней по-дружески относится, или, как ей кажется, только пытается вызвать её раздражение, соседский мальчишка примерно одного с ней возраста — Вайби Ловат (Роберт Бейли Мл.). Иногда она навещает своих соседей, эксцентричных британских актрис мисс Спинк и мисс Форсибл (Дженнифер Сондерс и Дон Фенч), а также ещё более эксцентричного русского Мистера Бобински (Йан МакШейн). После этих случайных встреч Коралина начинает думать, что её новый дом может быть действительно интересным и скрывать какие-то загадки…

…так и есть; она обнаруживает потайную дверь в доме. Войдя через эту дверь и, затем, отважившись пробраться через жуткий и узкий тоннель, Коралина обнаруживает мир, в котором происходит другая версия её жизни. И эта параллельная реальность очень похожа на её настоящую жизнь, только намного лучше. Взрослые, в том числе и её заботливая Другая Мама (озвучена также Тери Хетчер), как ей кажется, относятся к ней лучше. Коралина становится здесь центром всеобщего внимания — даже внимания мистического кота (Кейт Дэвид). Она начинает думать, что этот Другой Мир и есть то, место, где она должна быть. Но когда её удивительно странное фантастическое путешествие становится опасным, и когда Другая Мама планирует удержать её в Другом Мире, Коралина использует всю свою изобретательность и смелость, чтобы вернуться домой и спасти свою семью.

Focus Features совместно с LAIKA Production в ассоциации с Pandemonium представляют анимационное фэнтези Коралина в мире кошмаров. В оригинале роли озвучивают: Дакота Фэннинг, Тери Хэтчер, Дженнифер Сондерс, Дон Френч, Кейт Дэвид, Джон Ходжман, Роберт Бейли Мл. и Йан МакШейн. Редакторы: Кристофер Мурри и Рональд Сэндерс. Композитор — Бруно Кулаис. Оператор Пит Козачик. Продюсеры: Билл Микэник, Клэр Дженнингс, Генри Селик, Мэри Сенделл. Снято по роману Нила Геймана. Сценарист и режиссёр Генри Селик.

Истоки Коралины

Историю Коралины Джонс и её путешествия в другой мир знают многие — её годами рассказывали родители детям, и вот теперь её можно будет увидеть на экране в формате 3-D.

Однажды давным-давно в начале 1990-х писатель Нил Гейман вспоминает, что тогда его дочери Холли «было четыре или пять лет. Она возвращалась домой из школы и видела, как я сижу и пишу. Она любила забираться ко мне на колени и диктовать всякие небольшие истории; часто это были рассказы о маленькой девочке по имени Холли, чью маму похитила злая колдунья, которая превращалась в её маму».

«И я подумал, ‘Ладно, я найду такую книжку для неё’. Я упорно искал, но не было ни одной книги, которая бы хоть отдалённо напоминала рассказы моей дочери. Поэтому я решил, что напишу такую книгу — и сразу же сел за работу».

Холли Гейман вспоминает: «Коралина — это история, которую мой отец читал мне по кусочкам, по частям, когда я была маленькой, это история, которую он написал специально для меня, и которую до этого никто не читал и не слышал».

После завершения нескольких глав Нил Гейман понял, что эта история отнимает много времени и мешает его основному творчеству, поэтому прошло около пяти или шести лет, прежде чем он снова вернулся к работе над Коралиной. В какой-то момент Нил «подумал, что ‘Холли стала слишком взрослой для этой сказки’».

Однако, теперь у Холли была младшая сестра Мэдди, и Нил Гейман понял, что если он сейчас не закончит эту книгу, то и вторая его дочь тоже станет слишком взрослой для неё. Гейман: «В следующие два года я, вместо того, чтобы читать в кровати перед сном, писал Коралину».

Нил оставлял ноутбук возле кровати и перед сном писал по 50–100 слов, по 5–6 строк каждый вечер. «Это было очень медленно, — признаётся он. — Около одной страницы за шесть дней. Но, поскольку я писал каждую ночь, то вскоре понял, что приближаюсь к финалу». Наконец, в 2000 году Гейман закончил книгу.

В центре истории находятся детские воспоминания автора. Точно так же, как все дети верят, что их игрушки оживают по ночам или тогда, когда на них никто не смотрит, у маленького Нила Геймана тоже были свои истории. Он жил с родителями в большом старом доме. Нил вспоминает: «У нас в гостиной была дверь, за которой была кирпичная стена. И я был уверен, что стена была не всегда. Почему-то мне казалось, что за стеной скрывается коридор».

«У меня всегда была мечта открыть эту дверь и увидеть за ней коридор. По книге Коралина тоже находит дверь, заложенную кирпичами, однажды она её открывает и попадает в тоннель»
.

Коралина попадает в Другой Мир и пытается в нём устроиться. Она предпочитает не обращать внимание на тот факт, что у её Другой Мамы и Другого Папы вместо глаз пришиты чёрные пуговицы. «Это некая метафора, которая предполагает массу разных интерпретаций, — говорит Нил Гейман. — И все они верны. Глаза — окна человеческой души, римляне клали монеты на глаза умершим и прочее».

Коралина встречает троих призраков детей, которых давным-давно Другая Мама похитила, и они стараются убедить Коралину, что Другой Мир не так уж и хорош, как кажется. Она понимает, что эти дети — её единственная надежда, и что её настоящей семье в реальном мире грозит опасность. Автор говорит: «Я хотел написать книгу о том, что такое быть смелым; это значит делать то, что ты должен, несмотря на то, насколько ты испуган, невзирая на страхи и препятствия».

«Я также хотел показать то, что иногда люди, которые тебя любят, не уделяют тебе много внимания; а иногда люди, которые уделяют тебе всё свое время и внимание, не так уж тебя и любят»
.

Книга, иллюстрированная Нилом Гейманом и Дэйвом МакКином, увидела свет в 2002 г. И сразу же попала в список бестселлеров The New York Times.

По книге трое итальянских режиссёров сняли короткометражный фильм; ирландская театральная студия поставила кукольное шоу; шведский молодой театр организовал спектакль; история была положена в основу комиксов; а этой весной организовано ещё и бродвейское музыкальное шоу.

Во всём мире книгу продали тиражом больше миллиона экземпляров. Автор отмечает: «Из всех моих книг Коралина переведена на самое большее число языков — 30».

Экранизация

На протяжении тех лет, когда Гейман писал Коралину, он следил за работами режиссёра и аниматора Генри Селика; автор пошёл в кино на Кошмары перед Рождеством (1993) в первую неделю проката фильма, а затем он посмотрел Джеймс и гигантский персик (1996). Он вспоминает: «Я не выпускал Генри из виду, потому что он гениален. Я поговорил со своим агентом, и он сказал ‘Генри Селик действительно крут. Вы понравитесь друг другу’. Поэтому когда я закончил рукопись книги, то попросил своего агента передать её Генри. Это было месяцев за 18 до того, как книга вышла из печати».

Селик вспоминает: «Когда я впервые прочёл сценарий, то был потрясён контрастным сопоставлением двух миров; в одном из них мы живём, а другой тот, в котором трава всегда зеленее. В этом мире каждый найдёт что-то своё. Как и Стивен Кинг, Нил всегда переносит фантазию в современный мир, в наши жизни. Иногда он анализирует обычную реальность и находит в ней магию».

Как только Селик решил, что воплотит в фильме другой визуальный принцип и концепцию образов, чем это сделал иллюстратор книги Дэйв МакКин, он пригласил для участия в проекте в качестве концептуального художника японского иллюстратора и дизайнера Тодахиро Уесуги. Селик рассказывает: «Мы знаем образ классических романов и комиксов, а работы Тодахиро вдохновлены американскими иллюстраторами поздних 1950-х и ранних 1960-х годов».

Но какой метод лучше выбрать для анимации приключений Коралины? Конечно же, анимацию стоп-кадра, на которой основан фильм Кошмары перед Рождеством и которая доминирует в Джеймсе и гигантском персике, — это то, на чём настаивал Генри Селик. Он говорит, что «эта история просто идеально подходит для анимации стоп-кадра».

«Это действительно так, — соглашается Гейман. — Стоп-кадр комбинирует воображение с осязаемой реальностью и плотностью, а за работу Генри я готов душу отдать».

Два мира, одна студия

Нет более уникального и инновационного проекта в современной анимации, чем Коралина в мире кошмаров; это самый грандиозный проект, когда-либо производимый в анимации стоп-кадра и первый, преобразованный в стереоскопический формат 3-D.

Чтобы сделать фильм на студии LAIKA, Генри Селик работал с «потрясающей командой, многих членов которой я знаю уже более 20 лет».

Более 20 людей перебрались в Портленд из разных частей страны и даже из-за границы. Ведущий аниматор Тревис Найт комментирует: «LAIKA специализируется на стоп-кадр продакшене, но у нас очень много разных проектов и я думаю, что все их объединяет одна творческая движущая сила. В каждом проекте есть один центральный человек, который за всем стоит и который вдохновляет всех своим видением финального результата, как это делает Генри Селик».

«За семь лет жизни вместе с этим проектом он стал для меня чем-то интимным, — отмечает Селик. — Самым занимательным было наблюдать, как фильм „оживает“, и в нём появляются другие идеи, которые привносит каждый, кто работал над ним».

Нил Гейман: «Когда я был на съёмочной площадке в Оригоне, то не совсем понял, что всё, что мы потом видим на экране, всё сделано руками. Каждая травинка сделана из искусственного меха и раскрашена вручную».

В Коралине в мире кошмаров каждый элемент в кадре сделан руками. Например, элементы для 74 секунд фильма изготавливались целую неделю.

Как и в художественном фильме, съёмки Коралины в мире кошмаров были разделены на несколько отдельных последовательностей, сгруппированных по локации сцен.

«Два мира Коралины были построены и оживлены при помощи миниатюрных кукол, таких же миниатюрных опор и площадок, — рассказывает Селик — Всё должно быть идеально продумано, разработано и сконструировано»
.

Одним из первых членов команды, нанятых для работы над фильмом, была Джорджиана Хейнс, которая работала над Трупом невесты в качестве руководителя департамента по куклам.

Чтобы сконструировать одну куклу для Коралины в мире кошмаров, 10 человек должны были трудиться над ней 3–4 месяца. Хейнс рассказывает: «Все наши куклы сделаны из силикона, латексной пены и резины, а внутри — металлический каркас. В отличие от кукол-марионеток, с которыми в основном и снимают мультфильмы, наши куклы должны быть износостойкими и служить долгое время; съёмки Коралины в мире кошмаров длились больше 18 месяцев, перед которыми было ещё два месяца пре-продакшена. Мы очень тесно работали с режиссёром в отношении того, как в конечном итоге всё должно было выглядеть на экране, я следила за каждым окрашиванием кукол, за изготовлением каждой пряди волос».

Она продолжает: «Вначале концептуальные художники разработали дизайн кукол. Как только он был утверждён, скульпторы создали двухмерные изображения, которые затем должны были преобразоваться в трёхмерные объекты. Затем режиссёр рассказал нам, что он хотел от кукол, как они должны были „играть“. И только затем мы приступили к изготовлению кукол».

Хейнс добавляет: «В основном наши куклы обладают не механической лицевой анимацией. Это схоже с технологией изготовления швейцарских часов внутри головы куклы; аниматор манипулирует выражениями лица персонажа. Брови, челюсти, губы — всё это приспосабливается и регулируется».

Хейнс говорит, что «наши художники по краскам всё равно, что профессиональные визажисты; они работали буквально над тысячами сменных лиц. Один человек отвечал за губы Другой Мамы, другой — за её брови и так далее».

Ведущий художник по краскам Синтия Стар говорит, что раскрашивать сменные лица Мисс Форсибл «было самым сложным. У неё на лице очень много пудры, потому что Генри хотел, чтобы она выглядела мертвенно-бледной. Вначале мы покрасили её в телесный, затем подчеркнули отдельные черты лица, после нанесли жёлтый старческий румянец, и в конце затемнили мешки под глазами».

Для персонажа самой Коралины были созданы 28 разных кукол, самая большая из которых высотой 24,5 см.

У Коралины было 9 сменных костюмов и, как и у любого актёра, играющего главную роль, у неё были дубликаты каждого костюма и аксессуара. Аниматоры очень осторожно обращаются с куклами, но бывает, что куклы ломаются, поэтому иногда требовалась целая дюжина таких дубликатов. Хрупкие части тела, как, например, руки Мистера Бобински, — «Несмотря на тонкие проволочки, которые мы вставили в руки, эти элементы в каждой кукле самые ломкие, — отмечает Хейнс. — поэтому под рукой у нас всегда должен был быть определённый запас таких вот „запчастей“».

Хейнс рассказывает о персонаже Коралины: «Мы с Генри и ведущим дизайнером по костюмам Деборой Кук очень долго обсуждали то, как должны выглядеть костюмы Коралины. Мы даже провели целое исследование того, что обычно носят девочки её возраста. Наша команда ездила в Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Лондон, чтобы подобрать правильные материалы».

Кук добавляет: «Мы разработали несколько обычных платьев, чтобы понять, как это в итоге будет выглядеть. Затем подобрали материалы, которые протестировали на цвет и текстуру. Например, текстура некоторых тканей имела крупную или же тонкую нить — и в реальной жизни это выглядело неплохо, но как только мы проверили, как же это будет выглядеть на экране, то поняли, что некоторые материалы просто никуда не годятся. Мы старались ничего не выпустить из виду!»

Некоторые материалы были очень податливы; например, античные викторианские перчатки были сделаны из такой тонкой и эластичной кожи, что как нельзя лучше подошли для изготовления некоторой обуви для кукол, например, ботинок для Мистера Бобински.

Всех героев пытались протестировать в реальной жизни. Кук рассказывает: «Мы нашли 11-летнюю девочку, комплекцией похожую на Коралину, одели её в дождевик и попросили, чтобы она в нём походила немножко — так мы могли понять, как ложится ткань, как она развевается на ветру и прочее — это ведь был один из основных костюмов».

Ещё одной из сложнейших задач для создателей Коралины в мире кошмаров было создание волос кукол. Селик хотел, чтобы волосы каждого персонажа выглядели как настоящие. Поэтому пришлось экспериментировать с разными типами настоящих волос — человеческими, шерстью животных. Хейнс говорит: «Оказалось, что человеческие волосы слишком пористые, и они не подходят. Ведущий специалист по волосам и меху Сьюзан Молтон настаивала на использовании синтетических волос — мохера, шерсти ангорской козы, — в которую мы вставили тоненькие проволочки. Нам также нужно было изготовить массу париков для Коралины».

Молтон рассказывает: «Да, мохер нам подошёл. При помощи геля для волос и клея он сидел, как надо. Волосы Коралины переживают много приключений во время съёмок, поэтому нам нужно было много сменных париков. Мы также их чистили при помощи капельки спирта и расчёски».

Отдел Сьюзан особенно гордится одним кадром, где Коралина наклоняется и заглядывает под кровать. Для этой одной коротенькой сцены был изготовлен специальный парик.

Когда на популярном сайте Нила Геймана появились первые нарезки фильма, автор отмечает «Интересно, что люди на некоторых веб-сайтах начали утверждать, что всё это — компьютерная анимация, хотя на самом деле это не так. Лица кукол, их волосы и костюмы — всё выглядело и двигалось настолько естественно».

В то время, как изготавливалось всё, двигалось и «оживлялось» при помощи рук, то процесс продакшена всё перевёл буквально в цифровой век.

Коралину в мире кошмаров снимали при помощи цифровых кинокамер. Хранение каждого отдельного кадра на компьютере позволило аниматорам просчитывать каждый шаг и, если нужно, они всегда могли вернуться к предыдущему кадру. Это позволяет делать 100%-ую коррекцию и исправлять каждую ошибку. Если же ошибок не было, то компьютеры позволяли зафиксировать кадр и двигать кукол и/или элементы декораций дальше для съёмок следующего кадра.

Каков результат? У Джека Скеллингтона из Кошмаров перед Рождеством было 150 выражений лица, и вот теперь, 16 лет спустя, у Коралины больше 200 000 выражений. В одной сцене в течение 35 секунд лицо Коралины меняется 16 раз!

Селик заключает: «Ещё ребёнком я занимался рисованием, скульптурой, фотографией и музыкой. И только когда я заинтересовался анимацией, то только тогда понял, что именно в этой сфере смогу применить все свои навыки».

Интересные факты

— Коралина — первый мультфильм, снятый при помощи технологии анимации стоп-кадра, а затем преобразованный в формат 3-D.

— Съёмки Коралины длились 18 месяцев, которым предшествовали 2 месяца пре-продакшена.

— Более 20 людей переехали в Портленд из других уголков США, и даже из-за рубежа, чтобы работать на студии LAIKA над Коралиной.

— Более 130 съёмочных площадок были построены в 52 разных павильонах студии; общая площадь построенных съёмочных площадок заняла 183,000 кв. футов (или 5578 кв.м) — это больше места, чем когда-либо использовалось для съёмок мультфильма.

— Над созданием одной куклы для Коралины 10 человек работало на протяжении 3–4 месяцев.

— Только для персонажа самой Коралины было сделано 28 кукол разных размеров; главная кукла была ростом 9.5 дюйма (или 24,5 см).

— В одной из сцен лицо Коралины принимает 16 разных выражений на протяжении 35 секунд.

— Всего в фильме использовано 207,336 различных выражений лица Коралины.

— У Мамы всего 17,633 разных выражений лица.

— Для съёмочного процесса в формате 3-D каждый кадр понадобилось снимать по два раза — для левого и для правого глаза отдельно одной и той же камерой.

— Чтобы снять 74 секунды фильма потребовалась неделя времени и работа более чем 300 людей в 52 павильонах.

— В сцене с мышиным цирком в кадре находится сразу 61 мышь.

— 40 деревьев было сделано вручную для сцены в саду.

— 1,300 кв. футов (или 39,6 кв. м) ангоры было использовано для создания травы.

— Лилии были сделаны из силиконовых напёрстков, вывернутых наизнанку, и затем раскрашенных вручную.

— Снег был сделан из суперклея и поваренной соды.

— Хлопья попкорна были раскрашены вручную, чтобы получились цветущие вишнёвые деревья в саду.

— Для изготовления обуви кукол и ботинок Мистера Бобински подошла только одна кожа — тончайшая кожа античных викторианских перчаток.