«Не сопротивляйся.
Тебе ничего не нужно делать.
Когда ты проснешься, то не почувствуешь никаких изменений».

Огромный взрыв, осветив небо от Далласа до Вашингтона, раскрошил космический шаттл «Патриот» на куски, мелким градом осыпавшие территорию Соединенных Штатов. Властям удалось быстро взять ситуацию под контроль, но вскоре появились слухи о странной субстанции, которая висела на обломках и смогла выдержать ужасный холод открытого космоса и сухую жару прохождения сквозь слои атмосферы. И первые, кто дотронулся до нее, безвозвратно изменились…

Но никто не поднимает панику.
Вашингтонский психиатр Кэрол Беннелл не связывает то, что случилось с шаттлом, со странными событиями, которые, похоже, только сгущаются вокруг нее: одна из ее пациенток уверена, что ее мужа подменили незнакомцем; жестокие беспорядки на улицах оказываются поразительно быстро подавлены; а еще очень странный объект появился у нее дома вместе с праздничным леденцом, предназначавшимся для её сына Оливера на Хеллоуин, – и в сущности он был похож на что-то живое.
Она рассказывает своему другу и коллеге доктору Бену Дрисколлу о том, что вокруг происходит нечто странное несмотря на то, что власти Вашингтона не проявляют никакого беспокойства. По официальной версии, это новая форма гриппа, и прежде, чем Кэрол понимает, что же происходит на самом деле, она разрешает Оливеру провести выходные со своим папой, проживающим отдельно от них, который работает официальным представителем Центра контроля заболеваний и в данный момент занимается в Вашингтоне расследованием падения шаттла, будучи первым, кто оказался на месте происшествия.
По мере распространения эпидемии Кэрол узнает, что люди, ответственные за вакцинацию против эпидемии, распространяют что-то намного хуже, – спору неизвестного происхождения, которая воздействует во время сна на человеческую ДНК, перерождаясь в форму жизни, поразительно похожую на нас внешне и говорящую, как мы, но все человеческие эмоции которой атрофированы. По-видимому за ночь люди, окружающие Кэрол, были превращены в нечто вроде пчелиного роя, одержимого единственной целью – заразить остальных и захватить контроль.
Прилагая максимум усилий к тому, чтобы не засыпать, Кэрол отправляется в отчаянное путешествие в этот изменившийся мир в надежде остаться собой, чтобы найти сына. Чтобы смешаться с толпой, ей придется оставаться невозмутимой... не показывать эмоций… и самое главное – не спать.

«Уорнер Бразерс Пикчерз» представляет совместно с «Виллидж Роадшоу Пикчерз» фильм совместного производства «Сильвер Пикчерз» и «Вертиго Энтертейнмент» режиссера Оливера Хиршбигеля, в ролях: Николь Кидман, Дэниел Крейг «Вторжение», а также Джереми Нортам и Джеффри Райт; композитор Джон Оттман; монтажеры Джоел Негрон, Ханс Фанк; художник-постановщик Джек Фиск; оператор-постановщик Райнер Клаусманн, Эс-Си-Эс; исполнительные продюсеры Рой Ли, Дуг Дейвисон, Сьюзан Дауни, Стив Ричардс, Рональд Г. Смит и Брюс Берман; автор сценария Дейвид Кажганич; продюсер Джоел Сильвер; режиссер Оливер Хиршбигель.



«Для меня представить мир, где каждый кризис не оборачивался бы очередным злодеянием, где каждая заметка в газете не содержала бы информации о войнах и неимоверной жестокости, означает представить мир, где люди перестают быть людьми».

После того, как в 1955-м был опубликован классический роман Джека Финни под названием «Вторжение похитителей тел», он стал одним из самых звучных примеров влияния научной фантастики, её способности исследовать социальные и политические парадигмы человеческого существования. В 1956-м году первая экранизация книги была пронизана скрытым подтекстом в отношении так называемой «красной угрозы», господствовавшей на тот момент в обществе; ремейк же 1978-го года, выпущенный накануне войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала, отразил страхи всего населения, переставшего доверять своим лидерам.
Эта же экранизация, по словам продюсера Джоела Сильвера, знаменует собой необычный поворот в отношении самого понятия «вторжение инопланетян», опираясь на современные социокультурные вопросы, начиная от всеобщего страха пандемии и заканчивая социальным и политическим беспокойством. «В фильме рассматривается идея того, что вторжение может случиться и без космических тарелок, даже без физического присутствия инопланетян. Сейчас мы живем в такое время, когда понятие повального заболевания глобального масштаба (т.е. пандемии) становится реальной и явной угрозой. Что если разрушение может быть делом рук вовсе не захватчиков, а воздействием смертоносных микробов? Что может быть страшнее того, когда ты сталкиваешься с чем-то, что может просто подкрасться и завладеть твоим разумом, и при этом никто не будет догадываться о происходящем, пока уже не станет поздно».
Что происходит в современном мире, когда люди, ответственные за самые важные решения, становятся первыми, кто меняется до неузнаваемости? «Если Вы чувствуете, что творится что-то неладное, а правительство, репортеры в новостях, ученые, которые призваны остановить инфекцию мирового масштаба, – в общем, абсолютно все утверждают, что всё в порядке, то люди начинают думать, что у них просто началась паранойя, – говорит Сильвер. – Именно так могут ускользнуть реальные полномочия – положить чему-то конец или же предупредить людей об опасности на мировом масштабе. Главным героям этого фильма предстоит научиться доверять себе, своим глазам и чувствам, пока не станет поздно пытаться что-либо изменить».
«Вторжение» – это триллер, события которого разворачиваются на глазах у Кэрол Беннелл, психиатра из Вашингтона, женщины, чей ребенок покидает её как раз в тот момент, когда мир меняется в одночасье. «Для меня суть этой истории заключается в том, на что готова пойти эта женщина ради своего ребенка, – отмечает обладательница «Оскара» Николь Кидман, исполняющая роль Кэрол. – Именно это больше всего заинтересовало меня. Выброс адреналина от одного только желания спасти того, кому ты даровал жизнь, – человека, которого любишь больше всех на свете, – дает возможность пережить все эти особенные эмоции, которые при иных обстоятельствах для нас недоступны. У меня самой двое детей, поэтому я очень хорошо понимаю такие материнские чувства, как покровительство и безусловная любовь, неразрывно связанные с этими маленькими людьми».
Сценарист Дейвид Кажганич подчеркивает: «В романе Финни пришельцы просто хотят выжить. Но это стремление к выживанию приобретает совершенно разные формы. Сейчас достаточно оглядеться вокруг, чтобы понять, что власть порождает лишь желание удерживать ее, устраняя всё то, что каким-то образом ей угрожает. То, что вторжение начинается именно в Вашингтоне, никак не назовешь случайным совпадением».
Режиссер фильма Оливер Хиршбигель утверждает, что, даже имея дело с сюжетами научной фантастики, для него самым важным остается стремление сохранить реализм. «Когда меня одолевают сомнения, то я стараюсь представить, как бы это могло выглядеть в реальной жизни. Для меня важно постараться избежать обманов, а также нехарактерных для реальной жизни виртуальных эффектов».
Кидман, которая прежде работала с такими разноплановыми режиссерами, как Ларс фон Триер, Баз Лурманн, Джейн Кэмпион и Стэнли Кубрик, с удовольствием воспользовалась возможностью поработать с Хиршбигелем над его первой американской лентой после успеха «Бункера». «Мне нравится, что Оливер снимает фильмы спонтанно, стихийно, – комментирует актриса. – Он уделяет очень большое внимание исполнению роли. А еще он любит женщин. Очень приятно работать с человеком, пытающимся понять женскую психологию, – чувства, испытываемые женщиной, и то, что обогащает её, делает мудрее, – вот, что его завораживает».

«Никто не посмеет тронуть моего сына».

Актриса Вероника Картрайт, сыгравшая в классической ленте 1978-го года «Вторжение похитителей тел», в этом фильме исполнила роль Вэнди Ленк, пациентки Кэрол, обеспокоенной изменениями, произошедшими с её мужем.
«Кэрол не связывает рассказы своей пациентки с падением шаттла, – отмечает Сильвер. – Никому, особенно психиатру, даже в голову не придет мысль о вторжении пришельцев, если кто-то вдруг начнет опасаться, что любимый и хорошо знакомый ему человек внезапно изменился. Напротив, она руководствуется знаниями, дарованными ей её профессией. Быть может она заблуждается? На самом же деле правда столь невероятна, что никто ни о чем не догадывается до тех пор, пока ситуация не приобретает фатальный оборот».
Для Хиршбигеля Кэрол является героиней, через призму которой рассказана вся эта история. «Все события фильма сосредоточены вокруг нее, представлены с её точки зрения. Николь так много всего привнесла в образ своей героини, особенно, что касается её внутренней силы и абсолютно естественной потребности опекать своё дитя, – утверждает режиссер. – Её способность полностью погружаться в вымышленный мир сюжета завораживает, и ты пытаешься запечатлеть это на пленке. Её реакции выглядели удивительно естественными, что еще больше усиливало накал страстей тех ситуаций, в которых оказывалась её героиня».
В то время как Кэрол разбирается с проявлениями страха у своих пациентов, она узнает о существовании похожих фобий, стремительно распространяющихся по всей стране. Что это, коллективные галлюцинации или же невероятный феномен, неким образом связанный с аварией на космическом шаттле? Кэрол делится своими подозрениями со своим близким другом Беном Дрисколлом – доктором, работающим в перегруженной городской больнице. Бена играет Дэниел Крейг, который признается, что между их героями «лишь платонические взаимоотношения, но конечно же, по закону жанра, он безумно влюблен в нее. Для него важно заботиться о ней, защищать её. Он в курсе этой неприятной ситуации, связанной с её бывшим мужем и их общим сыном, поэтому он старается не давить на нее, хотя его заветная мечта быть вместе с ней».
«Мне очень повезло, что именно Дэниел исполнил роль Бена, – подчеркивает Хиршбигель. – Он очень правдоподобно передал все грани своего персонажа: его жесткость, сообразительность и удивительную нежность, объясняющие зрителю, почему Кэрол так доверяет Бену. Дэниел также отличается хлестким чувством юмора. Вообще мне очень понравилось работать с ним».
Дэниел Крейг, впервые работавший с Николь Кидман, был искреннее потрясен как её серьезным отношением к роли, так и умением повеселиться на съемочной площадке. «Она просто фантастическая актриса, – отмечает Крейг. – Она способна передать даже самые глубокие, скрытые от людских глаз эмоции своей героини; для меня работа с ней была сплошным удовольствием».
Николь Кидман такого же мнения о своем напарнике. «Дэниел – замечательный актер, – признается она. – Он удивительно талантлив. Всегда хочется, чтобы рядом были вдохновляющие тебя люди, безгранично талантливые в том, что они делают, потому что тогда каждый рабочий день превращается в радость. Дело в том, что мне особенно дороги эти моменты между словами «Мотор!» и «Снято!», когда может произойти всё, что угодно, ведь именно тогда у меня появляется возможность погрузиться с головой в эти моменты, утонуть в съемочных эпизодах. Именно за это я и люблю свою работу».

«Всё останется прежним: твои мысли, память, привычки…»
Не сопротивляйся. Всё, что нужно, – ничего не делать».

На неделе крушения космического шаттла Кэрол предстоит свидеться со своим бывшим мужем Такером, роль которого исполняет Джереми Нортам. Будучи официальным представителем Центра контроля заболеваний, Такер прибывает в Вашингтон, чтобы исследовать обломки космического шаттла, становясь таким образом одним из первых зараженных. Его внезапное желание воспользоваться своими правами опеки и увидеть их общего с Кэрол сына Оливера кажутся Кэрол довольно странными, вот почему она весьма скептически относится к этой идее. «Между ними не очень приятные взаимоотношения, что конечно же с самого начала влияет на восприятие зрителем Такера, – говорит Нортам. – Он занимает руководящую должность в Центре контроля заболеваний, поэтому ему приходится отбыть на некоторое время в Атланту, а теперь же он возвращается в Вашингтон. Тот факт, что в самый разгар этих странных событий ему так необходимо увидеть сына, вызывает беспокойство его бывшей жены и, конечно же, небезосновательное – у Такера действительно есть скрытые мотивы».
Независимо от того, какую заразу принес шаттл на Землю, она стремительно распространяется, потому что те, кто уже инфицирован, жаждут заразить остальных. «Похитители тел» не убивают людей, – объясняет Хиршбигель. – Просто после заражения человеческое поведение коренным образом меняется. Они до неузнаваемости переделывают обычных людей».
«Вначале происходит заражение, а потом процесс завершается во время сна, – добавляет Крейг. – Когда вы переходите в фазу быстрого сна, это становится катализатором, обуславливающим изменения всего тела на уровне ДНК».
Центр контроля заболеваний увеличивает темпы неотложного национального плана по вакцинации, дабы бороться с тем, что они называют просто сильным гриппом, но на самом деле сыворотка, которую они дают, влечет за собой совсем не исцеление. «В одном эпизоде Такер читает представителям власти лекцию об этом вирусе и необходимости победить его, а на самом деле использует собрание, чтобы заразить всех присутствующих, – объясняет продюсер фильма Джоел Сильвер. – Они организуют масштабную кампанию, и вскоре число «похитителей тел» начинает расти в геометрической прогрессии».
«Когда на вас нападают «похитители тел», вы начинаете лучше выглядеть, чувствовать себя более здоровым, сильным, – описывает события фильма Хиршбигель. – Этот вирус вклинивается в ваш генетический код. «Похитители тел» любят порядок, но не так, как роботы, хотя те тоже не способны на проявление эмоциональных реакций. Они пребывают в пугающе невозмутимом состоянии».

«Где-то в глубине души вы понимаете, что бороться с нами всё равно, что бороться со всем неправильным на Земле».

По-видимому, по ночам насыщенная красками и событиями реальность превращается в безмолвный, четко организованный мир, где изменения прежде всего коснулись блюстителей порядка. «Похитителей тел» не назовешь глупыми, – добавляет автор сценария Дейвид Кажганич. – Первыми зараженными людьми становятся те, кто может быть более всего полезен им в осуществлении их плана. Поэтому они инфицируют людей, занимающих высокие позиции в правительстве, правоохранительных органах и торговле, дабы иметь возможность осуществить быстрое, безболезненное вторжение в умы и тела всех остальных. Эффективность – ключевое слово, описывающее то, нам чем основывается поведение «похитителей тел», – их действия должны приносить максимальную пользу».
Уникальность Оливера состоит в том, что когда он засыпает, уже будучи зараженным, его тело и сознание не претерпевают изменений. «Он почему-то не поддается воздействию этой инфекции, и именно в нем сокрыт ключ к нахождению способа излечения», – объясняет Джексон Бонд, исполнивший роль сына героини Николь Кидман. Но чтобы не быть обнаруженными, Оливеру вместе с матерью предстоит сделать всё возможное, чтобы со стороны их воспринимали как «похитителей тел», дабы оставаться незамеченными. «Ты не должен показывать никаких эмоций, потому что в противном случае они обнаружат, что ты еще не один из них, и начнут преследовать тебя, – продолжает юный актер. – Поэтому ты стараешься притворяться таким же, как они, но даже в этом случае чувствуешь себя абсолютно напуганным и не представляешь, что делать дальше».
Героиня Николь Кидман переживает вторжение с профессиональной точки зрения, как психиатр, поэтому актрисе пришлось проконсультироваться с профессионалами, чтобы глубже вникнуть в суть психических процессов, с которыми сталкивается психиатр во время своей работы. «Мой отец работает психологом, поэтому для меня это очень близкий род деятельности, – объясняет актриса. – Но мне было безумно интересно общаться с женщиной психиатром, работающей в Нью-Йорке. Она очень помогла мне, особенно в том, что касается понимания языка тела и возможности справляться с особыми стрессовыми эмоциями. Однако фильм явно не о сеансах психотерапии».

«Становится небезопасно высказываться, выделяться.
Они используют наш страх в качестве главного оружия против нас самих же».

Несмотря на то, что «Вторжение» черпает свои идеи в научной фантастике, Сильвер отмечает, что фильм строится на более актуальной на сегодня проблеме всеобщей боязни. «Кто знает, в чём мы, как общество, окажемся наиболее уязвимы? Что если это вовсе не необъяснимое истребление или вспышка эпидемии? Это может быть что-то совершенно простое вроде микроба, и, по-моему, подобную мысль сегодня можно назвать самой пугающей. Ты понятия не имеешь, откуда придет опасность и что именно случится».
«Нам всем нужно периодически подвергать сомнению собственное существование, – размышляет Крейг. – Конечно, не стоит постоянно ломать над этим голову. Нужно продолжать работать, заботиться о собственных жизнях, но при этом следует прислушиваться к своей интуиции, не доверяя безоговорочно чужому мнению».
Сильвер делает следующий вывод: «Нет ничего удивительного в том, что вторжение начинается именно на самых верхах. В таком случае предоставляется возможность играть на человеческих страхах, распространяя заразу на всё население. Страх всегда был отличным способом не позволять людям понимать, что же происходит на самом деле. Но, – добавляет он, – как только людей атакуют «похитители тел», лишая их всех человеческих эмоций, начинает происходить кое-что еще: как ни парадоксально, но лишив людей самых сильных эмоций, это вторжение также стирает и те грани, что ведут к нашему разделению – гнев, ревность, ненависть, предубеждения, – и результатом всего этого становится призрачное спокойствие. Такер и остальные пытаются убедить Кэрол в том, что предложенный ими мир, по сути, лучше… и отчасти они правы».


Подробнее о фильме Вторжение / Invasion

По материалам нашего эксклюзивного партнера Киномания