В воскресенье в Берлине происходила раздача слонов. Вместо слонов традиционно были медведи, и также традиционно ни один из них не отправился после фестиваля в Украину. Вместе с награждением лучших фильмов, сам фестиваль отпраздновал свою 61-ю годовщину. Как правило, в таком возрасте люди становятся чуть сентиментальны и постепенно начинают брюзжать нипочем. Эти и другие диагнозы и определили победителей «Берлиналле 2011».


«Золотой медведь»

Остросоциальная психологическая драма «Надер и Симин: Развод» снята предельно реалистично, а в некоторых сценах даже несколько жёстко. В фильме нашлось место сразу для многих проблем мусульманского общества: религия, каноничность семейных отношений, эмиграция, несовершенство судебной системы и проч. Через все эти препятствия приходится пройти семейно паре, решившей развестись. Однако это решение лишь усугубляет положение каждого из них.



За то, что главную награду фестиваля выборол иранский фильм, его автор Асхар Фархади обязан бравой мусульманской полиции. Дело в том, что среди членов жюри должен был быть иранский режиссёр Джафар Панахи, который сейчас, однако, сидит в иранской тюрьме. Остальных членов жюри слишком растрогал этот «факт вопиющей несправедливости», так что они решили отомстить «антигуманному иранскому правительству», отдав награду соотечественнику опального режиссёра Панахи. Но, не буду грешить с обвинениями в излишней политизации.


Кроме главного приза фестиваля, этой ленте достались и «Серебряные медведи» за лучшую мужскую и женскую роль, которые увезли с собой Sareh Bayat и Sarina Farhadi.


Гран-при жюри

Фильм «Туринская лошадь» снят венгерским классиком артхауса Белой Тарром и Агнес Храницки. Продолжительность картины — ровно два с половиной часа, в течение которых зрителю придётся провести в медитативном состоянии. Фильм созерцательный и в нём очень мало общения, отчего содержание ленты раскрывается в нюансах самых простых вещей. Настроение картины в течение всего этого времени задаёт монотонное звучание сильного ветра. Название фильма продиктовано тем, что его герои безуспешно пытаются запрячь туринскую лошадь.


Лучший режиссер

Приз достался Ульриху Кёлеру за картину «Сонная болезнь». В творчестве режиссёра — это четвёртая лента. Лечением сонной болезни, в честь которой назван фильм, занимается главный герой Эббо. Его жена мучается из-за одиночества и расставания с дочерью, которая учится в школе в Германии, в то время как Эббо полностью сосредоточен на своей работе. Решив переехать из Африки в Европу, эта супружеская пара в их отношениях со временем появляются трудности. Эббо чувствует себя чужим в этом мире и постепенно превращается в отчужденного, потерянного человека.


Лучший сценарий

Этот приз получил творческий тандем Джошуа Марстона и Андамиона Муратая, которые работали над фильмом «Прощение крови». Действие картины разворачивается в Албанском селении, в котором до сих пор целые семьи живут, не выходя из дома из-за кровной вражды, иногда длящейся десятилетиями. Однажды сосед главного героя фильма Марка закрыл проход через поле, права на которое оспаривались со времен коммунистического режима. В результате ссоры погибает сосед. Однако авторы картины не ставили себе за задачу, выяснить, кто прав, а кто виноват. Их интересует прежде всего проблема вынужденной изоляции и столкновения многовековых кодексов чести с реалиями современной жизни.


Премия им. Альфреда Бауэра

Этот приз присуждается фильммейкерам, которые открывают «новые пути в киноискусстве».

Фильм «Если не мы, то кто» рассказывает об отношениях Гудрун Энслин с ее первым мужем, издателем и писателем, Бернвардом Веспером, и с Андреасом Баадером. В основу картины легло исследование историка Герда Кёнена Веспер, Энслин, Баадер. Первичные сцены немецкого терроризма.


Премия за выдающиеся достижения в работе оператора, монтажера, композитора, костюмера или художника-постановщика



Фильм под названием «Приз» не мог уехать без наград. Пусть он не отвоевал главный приз, однако получил сразу два второстепенных: за работу оператора Войцеха Старона и художника-постановщика Барбары Энрикез. Картина в лучших традициях фестивального кино: с повторяющимися кадрами, очень сдержанным количеством диалогов и созерцательным ритмом. В ленте рассказывается история одинокой маленькой девочки, отец которой был убит в фашистском концентрационном лагере.


Среди короткометражных картин лучшей стала лента Пак Чан-кьонга и Пак Чхан-ука «Ночная рыбалка», снятая на iPhone.



Очень низкий балл получила российско-украинско-немецкий лента Александра Миндадзе «В субботу». Украинские же зрители смогут оценить эту картину только весной — тогда и решим, насколько были неправы берлинские судьи…


Kairos