О фильме

Главную роль бесстрашного растяпы, французского детектива инспектора Жака Клузо в фильме «Розовая пантера 2», сиквеле мирового хита 2006 года, снова исполняет Стив Мартин

Когда легендарные сокровища со всего света, в том числе и бесценный бриллиант «Розовая пантера», похищают, старший инспектор Дрейфус (Джон Клиз) вынужден принять Клузо в международную команду детективов и экспертов, собранную для поимки преступника и возвращения украденных ценностей. 

Вместе с Мартином в фильме снялись Жан Рено (в роли его напарника Понтона) и Эмили Мортимер (в роли Николь, девушки, нежные чувства к которой он выражает не самым удачным образом). В команду детективов входят также Энди Гарсиа, Альфред Молина, Юки МацузакиПисьма с Иводзимы») и звезда Болливуда Айшвария Рай Баччан. Одну из ролей исполняет Лили Томлин. Действие происходит в Париже и Риме.

«Метро-Голдвин-Майер Пикчерз» и «Коламбия Пикчерз» представляют фильм продюсера Роберт Симондза «Розовая пантера 2». В ролях: Стив Мартин, Жан Рено, Альфред Молина, Эмили Мортимер,  Айшвария Рай Баччан, Энди Гарсиа, а также Лили Томлин и Джон Клиз. Режиссёр Харальд Цварт. Продюсер Роберт Симондз. Сценаристы: Скотт Нейстадтер, Майкл Вебер и Стив Мартин. Авторы сюжета: Скотт Нейстадтер и Майкл Вебер. По мотивам фильмов Блейка Эдвардса про Розовую пантеру. Персонажи придуманы Морисом Ричлином и Блейком Эдвардсом. Исполнительные продюсеры: Айра Шуман и Шон Леви. Оператор-постановщик Денис Кроссан. Художник-постановщик Расти Смит. Монтажёр Джулия Вонг. Художник по костюмам   Джозеф Олиси. Композитор Кристоф Бек.

Стив Мартин снова играет инспектора Клузо

После того, как Стив Мартин в 2006г. успешно вернул к жизни легендарную франшизу про Розовую пантеру, съёмки сиквела стали для актёра приятным продолжением дела. «Мне нравится играть Клузо, — говорит Мартин. – Мне пришлось немного подчистить акцент, но в остальном это всё равно, что принимать у себя дома хорошего друга. Эта роль даёт много возможностей для физической комедии. Клузо - гротескный персонаж, простодушный и по-детски непосредственный. При этом он верит, что он всегда на высоте, что, по-моему, всегда выглядит смешно. Поэтому когда появилась возможность съёмок сиквела, ответ, конечно, был да».

Продюсер Роберт Симондз отмечает, что Мартин – секретное оружие фильма, которое ни для кого не является тайной. «Стив – полное воплощение этого персонажа, он знает про него больше, чем написано в сценарии,  а поскольку он сам участвовал в его написании, там и так уже очень много подробностей, — говорит он. – Мы бы не сумели снять сиквел, если бы не Стив. Он понимает Клузо. Он пишет диалоги для Клузо. Он создаёт его мир. Одна из сложностей при создании сиквела заключается в том, что он должен быть больше, лучше, смешнее и свежее, чем первый фильм. Мы очень старались поднять персонажей, шутки и всё, что нам понравилось в первом фильме, на новый уровень».


Режиссёр Харальд Цварт добавляет: «Публика любит Клузо. У него огромное сердце, и, хотя он совершает много ошибок, это лишь от наивности и неловкости. Он всегда старается сделать всё как можно лучше – просто его «как можно лучше» никогда не выходит хорошо».   

Эмили Мортимер, которая снова сыграла роль Николь, девушки, к которой Клузо неравнодушен, отмечает, что два последних фильма с Мартином в роли Клузо идеально вписываются в эту франшизу: «Этот персонаж, произведший фурор в 1960-х гг., до сих пор сохраняет привлекательность.  Есть в этом простофиле, у которого, тем не менее, всегда получается спасти положение, что-то, что привлекает людей».

Личные качества этого персонажа умиляют не всех. «Мне в Англии попадались люди вроде Клузо, — говорит Джон Клиз. – Мы их называем «проноиками» — параноиками наоборот. Такие люди думают, что они всем нравятся, и что все на их стороне, когда на то совершенно нет оснований. Мне кажется, Клузо как раз такой человек. Клузо и не догадывается, что люди его не выносят, ему невдомёк, что он зануда».  

Сложно отрицать, что сверхусердный Клузо часто оказывается занудой, но актер, играющий его, вызывает у своих коллег лишь восхищение. «Я люблю работать со Стивом, — сияя, говорит Симмондз, у которого Мартин также снимался в  фильме «Оптом дешевле». —  Гениальный человек. Умный, с достоинством, трудолюбивый, и всегда старается, чтобы шутки были свежими».

Жан Рено добавляет: «Я вернулся в этот проект не только из-за своего героя Понтона, а ещё и из-за дружбы со Стивом Мартином. Он мне очень нравится как актёр, как человек, как философ и как художник. Он досконально знает актёрскую профессию и умеет рассмешить людей. В первой «Розовой пантере» мы отлично сработались, поэтому я был рад сниматься с ним в этом фильме, стать частью этой авантюры, снова превратиться в Понтона».

«Стив чудесный, и в жизни я влюблена в него, совсем как Николь, — говорит Мортимер. – Ему нравится быть Клузо, а это заразно. Это настоящее удовольствие и честь просто смотреть, как он делает свою работу. Что интересно, после того как режиссёр скажет «Снято!», Стив в реальности оказывается удивительно тонким, серьёзным человеком, который разбирается в искусстве, пишет романы и заметки в «Нью-Йоркер». Взрослее некуда!»

Съёмки фильма ведёт Харальд Цварт. «Франшиза «Розовая пантера» знакома всем, — говорит он. – Задумка этого фильма, что все члены команды детективов пытаются бороться с Клузо, великолепна, и я знаю, что на этот раз Стив будет понимать своего персонажа ещё лучше. Благодаря всему этому проект был очень увлекательный».


Команда мечты на экране


Создатели фильма решили подчеркнуть нелепость Клузо, окружив его детективами со всего мира. «Мне кажется, смешнее всего Клузо выглядит, когда его окружают компетентные и очень умные люди», — отмечает Симондз.  

Для съёмок фильма «Розовая пантера 2» собрали актёров, почитаемых во всём мире. Помимо Жана Рено и Эмили Мортимер, которые возвращаются на экран в ролях Понтона и Николь, в фильме снялись несколько всеми уважаемых и очень смешных актеров, в числе которых Джон Клиз, Лили Томлин, Энди Гарсиа,  Альфред Молина, Юки Мацузаки и звезда Болливуда Айшвария Рай Баччан.

«Очень сильный актерский состав, — говорит Жан Рено. – Мы все чувствовали, что нам очень повезло работать вместе. У всех был одинаковый настрой, и каждый был в своём деле на высоте».

Альфред Молина соглашается: «На съёмках все были готовы к сотрудничеству. Если у кого-то возникала идея, мы все говорили, конечно, давайте попробуем».


Понтон и Николь

Создателям фильма было очень важно, чтобы актёры, играющие Понтона и Николь, двух ближайших товарищей Клузо, вернулись на экран в «Розовой пантере 2». Отношения, уже сложившиеся с ними у Клузо, в сиквеле развиваются смешно и трогательно. Говорит Стив Мартин: «Хотя Жан и Эмили известны не как комедийные актёры, у них это очень хорошо получается».

Рено говорит, что сюжет «Розовой пантеры 2» давал много возможностей для комедийных моментов в отношениях Понтона и Клузо. Когда жена выгоняет Понтона из дома  за то, что работа  интересует его больше, чем семейная жизнь, он переезжает в холостяцкую берлогу Клузо (вместе с двумя сыновьями и собакой). «Двое мужчин, — отмечает Рено, — неожиданно оказываются в такой же ситуации, как герои фильма «Странная парочка». К вам в дом вдруг вселяется кто-то с двумя детьми и собакой, и устраивает в вашей жизни полную революцию. Но, мне кажется, во внутреннюю жизнь такого персонажа, как Жак Клузо, на самом деле не может вторгнуться никто. Понтон знает, что этот факт нужно уважать, а иначе вы нарушите сон, фантазию Жака Клузо, которого лучше бы не трогать…»  

Продюсер Роберт Симондз замечает: «Жан  Рено – один из самых проникновенных людей на земле. Он способен столько всего передать одним только выражением глаз».  

Хотя у Рено очень внушительный вид, его партнёры по съёмке считают его одним из самых добрых и смешных людей на площадке. «Мы с Жаном Рено остались хорошими друзьями после первого фильма. Я его обожаю, — говорит Мартин. – Он отличный парень, всегда шутит и всех подкалывает».

«Он каждое утро здоровался со мной по-японски (он неплохо знает японский), — отмечает Мацузаки. – Жан хорошо известен в Японии как серьёзный, хладнокровный герой боевиков, но на самом деле он милый и забавный человек. Пока Харальд не крикнет «Мотор!», Жан старается нас смешить, чтобы мы расслабились»
.  

Эмили Мортимер тоже возвращается на экран  в своей прежней роли Николь. Во втором фильме отношения Николь и Клузо переходят на новый уровень, подогреваемые, с одной стороны, ревностью, вызванной знаками внимания со стороны Виченцо, а с другой, изменой — зайдя в свой кабинет, Николь обнаруживает там Соню в объятьях Клузо (и неважно, что он всего лишь пытался её утешить!).

Мортимер говорит, что роль Николь не требует от неё больших усилий. «Мне пугающе легко проявлять свою внутреннюю Николь, — говорит она. – Во мне точно есть что-то от Николь. Хотя я и притворяюсь, что это не так, я сама ужасно нерасторопная. Когда на площадке мне кто-нибудь из актёров говорит: «Мне понравилось, что ты сделала в той сцене – это было так смешно», я в этот момент понимаю, что, что бы там ни было, это получилось нечаянно».

Продюсер фильма Симондз говорит, что, хотя Мортимер  считает, что её героиня в фильме лишь для антуража, на самом деле она – мостик для зрителей.  «Эмили обворожительна и очаровательна. Её героиня в эмоциональном плане якорь для Клузо. Она вопреки всему так сильно влюблена в этого непостижимого человека, сто делает её близкой и понятной зрителям».


Дрейфус

Роль завистника и соперника Клузо, главного инспектора Дрейфуса, играет легендарный комик Джон Клиз. «Мне кажется, это довольно смешно, когда явно умный и компетентный  человек, который вполне справляется со своей жизнью, из-за невезения постоянно проигрывает какому-то простофиле. Когда мне предложили сыграть Дрейфуса, я задумался, как же мне это сделать. А потом вспомнил о своих предшественниках Херберте Ломе и Кевине Клайне – они же оба были хуже некуда, так что я решил попытаться сыграть хотя бы сносно. И люди почувствовали разницу!».

Отбросив шутки в сторону, Клиз говорит, что он снялся в «Розовой пантере» с удовольствием. «Я такой старый, что помню, как ходил в кинотеатр на Лестер-сквер смотреть первую «Розовую пантеру». Я тогда думал – какой утончённый фильм. Клаудия Кардинале, Капюсин, Дэвид Нивен и, конечно, Селлерс, гений комедии. Англичанам французский акцент всегда казался смешным, не знаю, почему».

«На площадке, где снимался мой фильм, были Стив Мартин и Джон Клиз – два величайших гения комедии. Мне пришлось ущипнуть себя, — говорит Цварт. – Но за Джоном Клизом нужен глаз да глаз. Он постоянно устраивал на площадке розыгрыши».  

Детективы

В роли детективов в фильме снялись Энди Гарсиа, Альфред Молина, Юки Мацузаки и Айшвария Рай Баччан.

Гарсиа играет Виченцо, итальянского детектива, который присоединяется к команде, когда в руки Торнадо, виртуозного вора, охотящегося на знаменитые ценности, попадает Туринская плащаница.

«Я люблю комедии, — говорит Гарсиа. – Моё обучение актёрскому мастерству начиналось в комедийных импровизационных труппах  в Лос-Анджелесе. Это доставляет мне удовольствие. Поэтому когда возникла эта возможность – сниматься не только со Стивом и Эмили, но и с Альфредом, Лили и Джоном Клизом – мне захотелось участвовать».

Коллеги восхищаются его преданностью делу и остроумием. «Когда я только познакомился с Энди, я подумал, что он очень серьёзный человек, — говорит Мацузаки, — но когда у нас с ним совместная сцена, или даже просто когда он не в кадре, он всегда стремится помочь своим партнёрам раскрыться».

Альфред Молина играет Пеппериджа, «чопорного англичанина», как он характеризует своего героя, чей конёк – судебно-медицинская экспертиза и дедукция.

«Я хотел, чтобы он носил костюм из грубого твида, — говорит Молина, намекая, что одежда рассказывает о человеке всё. «Джо Олиси, наш художник по костюмам, беспокоился, каково мне будет в таком тёплом костюме в Бостоне летом. Но съёмки в Бостоне проходили в конце сентября, с реки как раз подул осенний ветер, так что мне было в самый раз».

«Альфред проказник, он замечательный и очень милый, — говорит Рай Баччан. – Он отличный актёр, это видно по разнообразию его ролей, и он просто стихийно смешной человек».


Рай Баччан играет Соню, неожиданное прибавление в команде детективов -- специалиста по жизни Торнадо. Рай Баччан – одна из самых популярных актрис в Индии, совершившая прорыв, добившись огромной популярности в Америке и во всём мире. Её часто называют одной из самых красивых женщин в мире,

«Айшвария, — улыбается Жан Рено, — зелёные глаза, красавица. Ух. Что удивительно, у неё прекрасное чувство юмора, она всегда смеётся, что такая редкость для красивой женщины. И она всегда готова играть»
.

Рай Баччан отмечает, что писательница Соня, специалист по Торнадо -- ценное добавление к команде. «Поскольку Клузо и его команда ищут Торнадо, они считают, что она может обладать ценной информацией. Поэтому она вливается в команду и становится одной из них. Всё по делу».

«Когда видишь её вживую, невозможно удержаться, чтоб не сказать, какая красивая девушка, — говорит Симмондз, — а потом смотришь на монитор, а она светится. Я не могу представить никакую другую актрису в роли Сони. Она такая очаровательная, умная, смешная и яркая, она просто озаряет кадр».

Подчёркивая тот факт, что фильмы про Клузо – международное явление, Рай Баччан придаёт особое значение тому, что «в Индии люди знают «Розовую пантеру. Когда мне предложили эту роль, стали поступать отклики от людей, которые были очень рады, что я буду сниматься в этом фильме».  

Отличаются ли съёмки американского фильма в Париже и Бостоне от того, как снимают кино в Индии? «Я не замечала никаких различий. Мне кажется, каждый раз всё получается по-своему, в зависимости от режиссёра и ключевых актёров, не важно, на каком языке фильм».

Юки Мацузаки – последний член команды, Кендзи, которого он аттестует так: «Японский сыщик, спец в программировании и компьютерных системах безопасности. Он, конечно, помешан на компьютерах (в Японии таких людей называют «отаку»), но сам он так не считает. Для него это обычное дело, и он думает, что все люди понимают то, что понятно ему. Когда он что-то обнаруживает, он очень волнуется и хочет поделиться своей радостью, но люди его совсем не понимают».  

«Юки очень милый, искренний, он уважает других людей и заражает своим энтузиазмом, — восхищается им Рай Баччан. – Приятно видеть человека, который с такой страстью относится  к своей работе, и который так хорошо срабатывается с другими людьми. Такая непосредственность и искренность – это редкость, будет замечательно, если ему удастся её сохранить».

Мацузаки принимал участие в создании фильма не только как актёр. Он изготовил передовицу японской газеты, в которой написали про громкие похищения, а также помогал актёрам, игравшим японских репортёров, выучить диалоги на его родном языке.

Мартин и Томлин

В фильме «Розовая пантера 2» Стив Мартин и Лили Томлин, двое величайших американских комедийных актёров, снова играют вместе. Симондз вспоминает: «Мне и не приходило в голову, что Стив и Лили не снимались вместе уже двадцать лет, с фильма «Моё второе Я». Здорово было смотреть, как они импровизируют. Сцена, рассчитанная на десять секунд, могла растянуться на три-четыре минуты и  только становиться всё смешнее и смешнее. У них удивительная химическая реакция друг на друга».

Эта пара была рада встретиться вновь. «У нас одинаковое чувство юмора, — говорит Мартин. –  Мы очень естественно себя чувствовали и много импровизировали. У нас был сценарий, но мы от него иногда отклонялись и дурачились. Мы с Лили по жизни не приятельствуем, но стоит нам встретиться, и всё сразу становится, как в старые времена. Странное дело, работая в кино, часто встречаешь людей, а потом не видишь их по три-четыре года, а потом снова продолжаешь общаться с ними, как будто этого перерыва и не было».

Томлин говорит, что её героиня создаёт контраст с Клузо. «Миссис Беренджер наняли для того, чтобы  она учила сотрудников Дворца правосудия политической и социальной корректности, — говорит она. – Клузо, конечно же, прилежный ученик. Он такой несуразный, бедняга, что до него ничего не доходит. Он не понимает, что нельзя делать замечания по поводу фигуры женщины, или что нельзя употреблять в отношении людей некоторых рас и народностей унизительные выражения. К Клузо легко придраться, ведь он такой болван. И в то же время он такой милый. И это, должна признаться, разочаровывает. Потому что до него не доходит, как ни старайся. У него обаяние невинного ребёнка, как будто он так и не научился правильно взаимодействовать с другими людьми»

Мир «Розовой пантеры»

Создатели фильма «Розовая пантера» хотели сотворить вечный, классический, романтический, туристический, открыточный мир парижских уличных кафе, цветочников, уличных художников, причудливых машин, в котором будет чувствоваться влияние таких источников, как «Мадлен», «Красный шар», «Рататуй» и фильмов режиссёра Жака Тати. Действие фильма происходит в современном Париже, и анахронизмы – например, многочисленные яркие машины классических моделей, которые теперь  только в фильмах мелькают у Триумфальной арки -- явно введены  в него намеренно.

«Клузо – квинтэссенция всего французского, — отмечает исполнительный продюсер Айра Шуман, — и мы хотели, чтобы он жил в такой сказочной Франции – не в современном Париже из стекла и бетона, а в том городе, который мы все знаем и любим».

Оператор-постановщик Денис Кроссан, который снимал с Харальдом Цвартом фильм «Агент Коди Бэнкс», добавляет: «Клузо живёт в современном мире, но он замкнут в своём мирке. Если поместить его суровую реальность, ничего не получится. Поэтому я исходил из того, что  в этом фильме всё  должно быть как в голливудском кино, и декор и костюмы должны подкреплять это впечатление».

Смит использовал и такие классические элементы, как изогнутые линии дома Клузо в стиле арт-нуво (крыльцо достроили к уже существующему в Париже фасаду) и узнаваемые картины на стенах: соборы Моне в сцене вечеринки, «Смерть Марата» Жана-Луи Давида  в Авельянеде и его же «Наполеон, переходящий через Альпы», а также бюсты императора в кабинете Дрейфуса. Множество фантастических антикварных вещей, говорит Смит, появились в фильме благодаря художнику-декоратору Карле Карри, с которой он проработал много лет.

«Это мир глазами Клузо, — говорит художник по костюмам Джозеф Олиси, — поэтому это сказочное пространство, в нём всё гротескнее и смешнее, чем в обычном мире. Я придумал несколько решений, которые, как мне кажется, являются классикой на все времена и  прекрасно характеризуют персонажей».

Зрителей фильма поразит разнообразие классических автомобилей на парижских улицах в фильме «Розовая пантера 2», в первую очередь синий «Ситроен DS 19» 1968-го года, разъярённый хозяин которого в начале фильма, не обращая внимания на штраф за парковку в неположенном месте, трогается с места с инспектором Клузо на капоте.  Реквизитор Дженнифер Гербино вспоминает: «Харальд показал мне фотографию машины и  сказал, что у него  в юности такая была. По счастливой случайности я нашла её он-лайн меньше, чем за час, и через несколько часов купила в Массачусетсе, где снималась большая часть фильма. Реквизиторам в Париже пришлось искать такую же машину – во Франции найти похожую было проще, чем если бы мы поступили наоборот».

Также создатели фильма вывели на улицы «Гоггомобиль» Гласа 1957г., «Фиат» Польски 1972г., «Рено Дофин» 1962г., «Остин А 30» 1952г., грузовик «Веспа Эйп P501 «Флорист» и «Ситроен 2CV» 1972г. Пожарные машины в фильме – это «Унимог» и «Пинцгауэр», традиционно используемые в Швейцарии и Евросоюзе. Американская съёмочная группа нашла их в Камберлэнде в штате Род-Айленд, где базируется компания, которая импортирует их в США, адаптирует под американские стандарты и продаёт американцам в качестве автомобилей для отдыха.

О съемках фильма

Первая неделя съёмок фильма «Розовая пантера 2» проходила в Париже. Съемочная группа побывала у Эйфелевой башни (для сцены, в которой мы вновь знакомимся с Клузо), на мосту Де л’Аршевеш за собором Парижской Богоматери (сцена пресс-конференции, на которой все сыщики, кроме Клузо, объявляют,  что установили личность Торнадо), сняла старую улицу в квартале Маре (дом Клузо), Шато-Феррье под Парижем (усадьба Авельянеда), Высшую школу искусств в Метье (изображавшую в фильме Дворец правосудия и Ватикан), Малый дворец (где происходит кульминационная сцена) и Большой дворец – огромный, недавно отреставрированный выставочный центр, построенный более 100 лет назад, в котором по фильму был выставлен бриллиант «Розовая пантера».

Из Парижа съёмки перенеслись в Бостон, который художник-постановщик фильма Расти Смит называет «самым выраженно европейским американским городом с сильным парижским влиянием».

«Когда дверь открывается в одной стране, а закрывается в другой, это магия кино, — говорит Смит. – Мой любимый пример из этого фильма: после того, как машина, которой Клузо пытался выписать штраф, проезжает под Эйфелевой башней, дальше она едет по улице Бостона, задекорированной под Париж. Я нашёл это место однажды поздно вечером. Это на Уинтроп-сквер, там не было ни души, и мне показалось, что я в Париже. Это просто волшебство. Когда мы поставили декорации, цветочные ларьки, столики кафе и другие парижские атрибуты, даже местные жители ахнули».

Съёмки также велись в Бостонской общественной библиотеке (спальня Папы, для которой, по словам Смита, «требовался размах. Балкон в этом помещении находится на высоте 18м, он огромный, размер окна 5,5 на 6 метров. Но найти помещение с подходящим пышным декором было сложно. Бостонская общественная библиотека – замечательное здание архитектуры а итальянском стиле!»); в Массачусетс Стейт-хаус (здании правительства штата, из трёх помещений которого в начальной сцене были похищены сокровища:  зал Сестёр Милосердия превратили в Британскую библиотеку, Мемориал-холл – в помещение, в котором хранится Туринская плащаница, ничем не примечательный Зал судебных заседаний – в экзотический музей Киото); в усадьбе Крейн в Ипсвиче, штат Массачусетс (усадьба Авельянеда), и в Ванг-центре в Центре исполнительских искусств Сити (театре 1920-х годов, в фойе которого целую  неделю снимали часть кульминационной сцены. «Нам нужен был масштаб, мрамор и золото, а в Ванг-центре всё  это в наличии!» — говорит Смит.)


Фильм выходит в украинский прокат 19 февраля, 2009 года.