Cовременная легенда и литературный индивидуалист, Кормак МакКарти на момент опубликования романа «Старикам здесь не место» в 2003 году уже заслужил известность своими произведениями. Его роман - остроумный и многослойный триллер о честном человеке, который случайно наткнулся на два с половиной миллиона долларов на границе штата Техас и стал жертвой запутанного преследования. Эта книга – провокационная медитация о добре и зле в современном  жестоком и беззаконном мире.

Сложные герои и символические темы МакКарти были прописаны в романе так глубоко, что создателям фильма понадобились все воображение, чтобы преобразовать страницы книги в  сценарий, полный потрясающих образов и острых диалогов. Трудно представить режиссеров, более соответствующих духу персонажей МакКарти, чем Джоэль и Итан Коэны – которые ворвались в американский кинематограф с удивительной черной комедией «Просто кровь», а потом выпустили несколько самых заметных фильмов нашего времени – «Воспитывая Аризону», «Перекресток Миллера», «Бартон Финк», получивший «Оскар» «Фарго», «Человек, которого не было» и «О где же ты, брат?»

В этом фильме Коэнам удалось точно передать голос МакКарти – сложный, полный нюансов, многослойный и юмористический – и дополнить его своим собственным уникальным видением. В результате получился боевик необычной глубины.

Коэны узнали о романе МакКарти от продюсера Скотта Рудина. «Он принес нам его, думая, что он нас заинтересует, - вспоминает Итан, - и нам очень понравилась эта книга. Мы сразу поняли, что мы можем что-то с этим сделать».

«Эта книга – идеальная основа для экшена, - говорит Джоэль. – Это история погони – Чигур гонится за Моссом, а шериф идет по следам обоих. В книге много физического действия, и это интересно с точки зрения жанра; но это интересно еще и потому, что не вполне соответствует ожиданиям жанра».
 
Коэны начали адаптировать сюжет к четкой кинематографической структуре, подчеркивая черный юмор и человечность в игре Ллевеллина Мосса, обнаружившего два миллиона долларов на месте несостоявшейся наркосделки, против двух совершенно противоположных людей, идущих по его следу – психопата Чигура и уважаемого в городе человека, шерифа Белла. В результате получился фильм, который заставил братьев Коэнов вступить на абсолютно новую для них территорию.
 
«В книге очень много юмора, хотя ее нельзя назвать юмористическим романом, - говорит Джоэль. – Она действительно очень черная – и это стало для нас основополагающей характеристикой. Кроме того, книга очень жестокая и кровавая. Так что у нас получился самый жестокий фильм из всех, которые мы когда-либо делали. Я думаю, что это точно соответствует духу книги».
 
Сценарий, отличающийся острым взглядом МакКарти на чисто американские темы, невероятным ритмом и черным юмором, привлек внимание множества лучших актеров современности. Томми Ли Джонс, согласившийся на роль шерифа Белла, прочел книгу МакКарти вскоре после публикации и был ею заинтригован. Его интерес усилился, когда он узнал, что экранизировать книгу взялись братья Коэны. «Кормак МакКарти – лучший современный прозаик Америки, - говорит актер. – Его работы всегда были интересны людям, которые делают фильмы».

Джош Бролин – еще один большой поклонник МакКарти, который прочитал роман задолго до того, как был написан сценарий. «Эта книга – одна из самых поразительных, жестоких и сугубо американских историй, которые я читал, - говорит Бролин. – Несмотря на то, что это линейный сюжет, его структура просто восхитительна. Мне нравится это трио – Мосс, Чигур и Белл, и то, что один человек как бы разделяется натрое».
Про сценарий Бролин говорит: «Это очень эмоциональный сценарий о правильных и неправильных человеческих принципах, об искушении и чести».
 
Бролин играет Ллевеллина Мосса, бывшего солдата, который попадает в нешуточную переделку, когда решает присвоить валявшиеся на дороге деньги наркодилеров. Актер считает, что его герой делает это не из алчности, а из любви. «Мне кажется, что с точки зрения Мосса все эти события завязываются из-за его отношений с женой, Карлой Джин. Он очень ее любит и хочет создать ей условия для лучшей жизни, чтобы она была счастлива – это основная его цель».
 
Известный испанский актер Хавьер Бардем, которому досталась роль Чигура, убийцы и наркодилера, не читал книги до знакомства со сценарием. Роман немедленно захватил его. «Мне показалось, что это очень мощная история о жестокости и о контроле, о том, как остановить эту волну жестокости, в которой сейчас живет весь мир», - говорит он об экранизации.
 
Келли Макдональд, которая играет молодую жену Мосса Карлу Джин, отреагировала на сценарий примерно таким же образом – не только как на человеческую драму, но и как на юмористическое произведение. «Я увидела в нем смешную сторону, - говорит она. – Персонажи на его страницах – просто живые, и они все очень остроумные, и именно это меня и заинтересовало».


«Неудивительно, что мы назвали фильм так же, как и книгу – отчасти это картина о перспективе шерифа Белла, о том, что он стареет, и все меняется», - говорит Джоэль Коэн.
 
«Мне кажется, именно поэтому действие книги происходит в 1980 году, а не в настоящем времени, - добавляет Итан. – События разворачиваются как раз тогда, когда наркоторговля достигла своего пика, и именно об этом и задумывается шериф».
 
Размышляя о том, кто мог бы сыграть шерифа, Коэны быстро пришли к выводу, что это может быть только Томми Ли Джонс. «Есть очень немного людей, которые могут сыграть эту роль, - отмечает Джоэль. – Шериф Белл – это душа фильма, и, в каком-то смысле, душа этого района Америки, так что нам нужен был человек, который хорошо понимает этот штат. Кроме того, эта роль требовала тонкости, которая свойственна лишь великим актерам. Их список достаточно ограничен, так что когда мы совместили эти два фактора, мы поняли – это должен быть Томми Ли Джонс. Он сам из Техаса, и этот штат – часть его души».
 
Джонс сначала колебался, но потом понял, что не может сопротивляться. «Я уже несколько раз играл техасских стражей закона, - скромно вспоминает Джонс, - так что я некоторое время сомневался. Однако мне очень хотелось поработать с материалом Кормака МакКарти».
 
На роль Ллевелина Мосса найти актера было гораздо труднее, чем на роль шерифа. Мосс, ветеран Вьетнама – хороший техасский парень, который, возможно, никогда не стал бы вступать в конфликт с законом – до тех пор, пока он не обнаруживает бесхозные два миллиона долларов.
 
«Мосс – совершенно обычный человек, попавший в очень необычные обстоятельства. В один момент, не подумав, он присваивает себе деньги, которые ему не принадлежат, - объясняет Итан Коэн. – Всю оставшуюся часть фильма он пытается избежать последствий этого поступка. Так что он является по сути дела центром действия фильма».
 
«В этой истории есть хороший парень и плохой парень, а Мосс – нечто среднее, - добавляет Джоэль. – Однако именно эту серединку и оказалось труднее всего сыграть». «Мы думали, что Мосса будет найти нетрудно, - смеется Итан, - потому что мы считали, что нам нужен просто хороший парень. Однако оказалось, что большинство хороших парней – либо очень скучные люди, либо те, кто совершенно не представляет себе, что такое этот регион».

В конце концов Коэны нашли актера, который смог бы создать этот образ – Джош Бролин, обладающий солидным послужным списком на телевидении. «Джош вырос на ранчо, поэтому он прекрасно понимал, что такое Мосс, - объясняет Итан. – Он идеально подходил на эту роль».

Бролин, выросший в сельской местности в центральной Калифорнии, ощущал прочную связь со своим персонажем. «Мосс – это как бы компиляция из множества парней, с которыми я вместе рос. Это ребята, у которых есть принципы, однако я убежден, что при определенном стечении обстоятельств они делали бы те же самые вещи, что и Мосс».
 
На роль третьего члена этого мощного нравственного треугольника, Антона Чигура, беспощадного злодея, не привыкшего оставлять свидетелей, нужен был актер, обладающий особой интенсивностью.
«Чигур описан в книге как человек без чувства юмора, - говорит Джоэль. – Однако это не совсем так. Он неутомим, в нем есть что-то загадочное. Никто не знает, откуда он взялся».
«Нам нужен был актер, который мог бы перевоплотиться в Чигура – но при этом не лишать его этой загадочности. И мы выбрали Хавьера Бардема».
 
Бардем быстро завоевал себе репутацию одного из талантливейших мировых актеров. Роль кубинского поэта Рейнальдо Аренаса в фильме «Пока не наступит ночь» принесла ему номинацию на награду Киноакадемии, а роль в картине «Море внутри» -  звание лучшего актера на Венецианском кинофестивале. Чигур, человек с темной душой – самая сложная роль в карьере актера.
 
«Одна из тем фильма – это огромная волна жестокости, которая захватила мир. Чигур символизирует собой это зло. У него нет корней, он всегда думает на шаг вперед, и его невозможно остановить».
 
Актер создавал своего героя в тесном сотрудничестве с Коэнами. «Беседы с Джоэлем и Итаном полностью изменили мои перспективы, и мой герой стал намного более интересным, сложным и смешным», - говорит он.
Блестящему мужскому трио противостоят не менее выдающиеся женщины. На роль жены Мосса Карлы Джин режиссеры взяли шотландскую актрису Келли Макдональд, которая была удостоена «Эмми» и номинации на «Золотой глобус» за роль в сериале канала НВО «Девушка в кафе». «Мы считали, что людей из Техаса могут играть только люди из Техаса, однако мы взяли Келли Макдональд – уроженку Глазго, - смеется Джоэль. – Я не верил, что она сможет сыграть американку и жительницу Техаса – однако на пробах она убедила нас, что это возможно». Макдональд же была привлечена тем, как роль ее героини была прописана в сценарии. Это сильная молодая женщина, ровня своему мужу. «У них очень душевные взаимоотношения, - отмечает Макдональд. – Появляется ощущение, что они очень подходят друг другу, и что она может дать ему столько, сколько он готов взять. Именно эта мысль первой пришла мне в голову, когда я прочитала сценарий. Они все время подшучивают друг над другом, но при этом видно, что они друг друга очень любят».

Томми Ли Джонсу очень понравился этот выбор. «Келли прекрасно имитировала техасский акцент, - отмечает Джонс (а это огромный комплимент от уроженца Западного Техаса). – Между дублями она была просто хорошенькой девушкой из Шотландии, однако когда камера включалась, она становилась уроженкой Техаса. Это меня очень впечатлило».
 
Еще одна любовная линия сюжета – отношения шерифа Белла с его женой Лореттой, которая оттеняет главного героя. На ее роль была приглашена номинантка на награду Киноакадемии и «Золотой глобус» Тесс Харпер, уроженка Арканзаса. Коэны отметили ее после фильма «Нежное милосердие», отметив ее способность «вместить многое в очень небольшой период времени».
 
Вот что говорит сама Харпер о своей героине: «Лоретта – это скала, к которой шериф всегда может прислониться. Она – порт его приписки в любую бурю».

В прокате с 27 марта
Подробнее о фильме Старикам тут не место