Итак, 25 января Американская академия кинематографических искусств и наук огласила «короткий список номинантов на самую престижную награду в мире кино — Оскар». Допустим, не самую престижную, но самую шумную и помпезную — это безусловно. Понятно, что главные Оскары заберет какое-то уж больно серьезное кино и ни в коем случае не комедия или ужасы (что является крупным упущением для академии). Но, как говорится, по случаю таких скачек не грех сделать свои прогнозы.


Предварительно вспомним Золотой Глобус, который даст нам небольшую почву для размышлений. Тут, как известно, торжествовал фильм «Социальная сеть» (The Social Network) — награды в номинации лучший фильм, лучшая режиссура и сценарий. Но призы за главные роли разошлись Колину Фёрту за роль британского короля Георга VI и Натали Портман за балерину по имени Нина. Вообще, по результатам прошлого года фильм Девида Финчера был лишь только медом не обмазан и не облизан со всех сторон — все от него в восторге. Но, что касается Оскара то, боюсь, что тут ситуация будет несколько иная.


Начнем с претендентов на фильм года. Вот они: Черный лебедь (Black Swan), Боец (The Fighter), Начало (Inception), Детки в порядке (The Kids Are All Right), Король говорит (The King’s Speech), 127 часов (127 Hours), Социальная сеть (The Social Network), История игрушек-3 (Toy Story 3), Железная хватка (The True Grit) и Зимняя кость (Winter’s Bone).


Положа руку на сердце, сознаюсь, что не видел фильма, который получил самое большое количество номинаций — «Король говорит». Но, если смотреть начало ленты в оригинале, то сразу видно монументальность работы: видеоряд пропорциональный и симметричный, камера пишет картину, а не снимает видео, все герои с первых минут готовы к драме. Одним словом, нет сомнений, что Том Хупер отлично поработал в своем любимом жанре — историческом кино. Колин Фёрт уже замахивался в прошлом году на Оскар сыграв в фильме «Одинокий человек». Замахивался и на Глобус за эту же роль, но не получил ни того, ни второго — взял только BAFT’у за лучшую мужскую роль.


Какое главное, НО в фильме «Король говорит»? Это английское кино. Чисто английское! Том Хупер — англичанин и снимает о ей родной. Колин Фёрт — родился в Великобритании, учился и играл в Лондоне, всю жизнь исполняет в фильмах англичан (в «Одиноком человеке» кстати тоже). Сюжет ленты Хупера повествует о герцоге, который готовится вступить в должность британского короля Георга VI. Выберет ли Американская академия фильмом года «Король говорит»? Скорее нет, чем да.


Фильм Кристофера Нолана «Начало» стал, пожалуй, 100% открытием года. Немного излишне огнестрельный, он все-таки является очень серьезным и претензионным кино. Но тут есть любопытная история. «Начало» можно сравнить с тремя фильмами, которые обозначили новую еру кинематографа в 1999 году: это «Матрица», «Бойцовский клуб» и… «Тринадцатый этаж». Последний был далеко не так раскручен, как его собратья по году выхода, но нес в себе сногсшибательную идею этой «матрешки» миров.


В ленте герои создают некий виртуальный мир, в котором можно жить, подключившись к компьютеру. Но вскоре оказывается, что и их мир (то есть — реальный!) является такой же виртуальной игрой, которую создали реальные люди. То есть: мир в мире в мире. Кто смотрел «Начало» сразу заметит почти идентичность идей. Но если копать еще глубже, то можно прийти к истокам: первый фильм-короткометражка «Жук-скакун» (1997) Кристофера Нолана основан на этой же идеи. Занятная история, не правда ли? И как говорится, интересно, кто же был вторичен? Но, как бы ни было, «Начало» не станет героем церемонии Оскара из-за некоторых ограничений самой церемонии.


Воспользуемся случаем и снимем перед Ноланом шляпу, а также перед Леонардо Ди Каприо, которого не номинировали ни за роль в этом фильме, ни за колоссальное полотно под названием «Остров проклятых» (Shutter Island).

Творение великого мастера кино Девида Финчера «Социальная сеть» все-таки не так просто как кажется. На первый взгляд это еврейская история о еврейском парне, который продвинул колоссально трудоемкую идею и заработал на этом миллиарды, плюнув в лицо друзьям и завистникам. С другой стороны: известный американский критик Роджер Эберт проводит параллели между Марком Цукербергом, Бобби Фишером и синдромом Аспергера. А последнее означает, что главный герой, которого сыграл молодой Джесси Ейзенберг, не то что бы не любит людей — он просто не считается с общественностью, делая свое дело. Ему плевать на них!


На самом деле в фильме блестяще поднимается идея противостояния гения и социума. И, смотря это кино, каждый ловит себя на мысли, что он бы хотел заработать такие деньги, реализовать такой масштабный проект, стать известным, но вряд ли готов вынести всеобщую зависть и ненависть. Ведь нам не нравится основатель Facebook. Нам нравятся его мозги и состояние, лишь потому, что мы хотели бы это заиметь. Но восхищаться им, равняться на него или дружить с ним — разве кому-то хотелось бы?


Перед нашим главным претендентом (да, да, вы не ошиблись — именно главным) вспомним Даррена Аронофски и его непревзойденного (не побоимся этого слова) «Черного лебедя». Натали Портман в свои 29 лет уже поражает зрителя просто таки гениальной игрой. И в этом сознается даже сам Аронофски в своем редко посещаемом блоге. В результате — заслуженный Золотой Глобус за лучшую драматическую женскую роль для Натали Хершлаг (настоящая фамилия Портман). Кстати, это уже не первый Глобус: в 2005 году актриса получила награду, правда за лучшую роль второго плана, за отличный фильм «Близость».


«Черный лебедь» на самом деле безумно сложный фильм. Там много плоскостей и уровней понимания, но Оскар ему не отдадут. Наверно именно из-за того, что все видят в нем только сошедшую с ума балерину.

Настоящим сюрпризом, как пишет тот же Роджер Эберт на своем сайте, оказалась десятикратная номинация на Оскар фильма братьев Коэнов «Железная хватка» (The True Grit — пользуясь случаем, передаю привет парням которые переводят названия). «Железная хватка» может обойти предполагаемого лидера «Социальная сеть». Мне кажется, она может даже «уболтать» «Король говорит» и победить в номинации «Лучший фильм», — так пишет Эберт. И мы с ним, недолго думая, согласимся. Итак, в номинации Лучший фильм Оскар уходит к… «Железная хватка»!


Братья Коэны всегда снимают очень неоднозначное, часто, с открытой концовкой, необычное и суровое кино. В этом они наверно чувствуют себя как рыба в воде, чувствуют именно сам смак своего творчества — суровые герои в суровых обстоятельствах. За такой вкус они сполна получили за фильм «Старикам тут не место», который в 2009 году даже Золотым Орлом был награжден. Именно за это они и получат в этом году награду за лучший фильм: потому что «Железная хватка» снят по рассказу американского писателя, повествует об Америке, ковбоях (кто главный герой США?) и суровой жизни. Как «Король говорит» чисто английское кино, так «Железная хватка» — чисто американское. На этом точка.


___

Лучшая мужская роль уйдет все-таки Колину Фёрту, потому что Айзенберг еще слишком молод, а Джефф Бриджес уже получал в прошлом году в этой номинации. К тому же роль Бриджеса не тянет на премию — он играет всего одним глазом.


Лучшая женская роль должна (!) попасть в руки Натали Портман, так как её игру можно сравнить только с великолепной Марион Котийар в фильме «Жизнь в розовом цвете» (за который она и получила первую награду).


Лучшую мужскую роль второго плана скорее всего отдадут фавориту гонки, а не Кристоферу Бейлу, как это сделали Американские критики с Золотым Глобусом. Джеффри Раш («Король говорит») — достоин этой награды.

Лучшую женская роль второго плана вряд ли обойдет в выборе Мелиссу Лео (Золотой Глобус за роль в фильме «Боец» в этом году), так как Хейли Стайнфелд (суровая девочка из «Железной хватки») еще о-очень молода, а Хелена Бонем Картер («Король говорит») играет откровенно скучную роль.


Лучший режиссер — Дэвид Финчер в обязательном порядке. Если Золотой Глобус еще могут рискнуть отдать Джулиану Шнабелю за «Скафандр и бабочка», то с Оскаром таких трюков не проделывают. Только крепкие орешки!


Лучший оригинальный сценарий хотелось бы увидит в руках Лизы Холоденко и Стюарт Блумберга («Детки в порядке»), но Дэвид Сайдлер («Король говорит») заберет его на свою книжную полку.


На этом пожалуй закончим. Что касается не главных номинаций, то тут, ради азарта, я бы поставил на Аарона Соркина («Социальная сеть») в номинации за лучший адаптированный сценарий, на «Историю Игрушек 3: Большой Побег» — лучший анимационный фильм, и за лучшую музыку наградил бы Ханса Циммера — уж больно мощную музыку он написал для «Начало».


Впрочем, если Оскар нас в чем-то сильно удивит-то ему ж лучше, ведь именно этого так часто не хватает в таких торжественных церемониях.


 Автор Остап Соколюк