Действие фильма разворачивается в тяжелый период истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой.

Тарас Бульба воплощает ратный дух Запорожской Сечи. Он с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни на шаг. Его сыновья Остап и Андрей - воплощение двух сторон души старого Тараса.

Остап - настоящий молодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрей - более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако, мечтам Тараса Бульбы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой, в цветущем возрасте, а Андрей попадает в сети ловкой искусительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага...

И теперь Тарас должен выбирать - между любовью к родине и любовью к сыну...


Владимир Бортко
(режиссер-постановщик)

Родился 7 мая 1946 в Москве. После учёбы в Киевском геологоразведочном техникуме служил в армии, потом три года работал техником-электриком в «Военпроекте» в Киеве.В 1969 году Владимир Бортко поступил в Киевский государственный институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого, где учился в мастерской Р.Р.Ефименко и В.Л.Чубасова. Окончив институт в 1974 году, он работал ассистентом режиссёра на киностудии имени А. Довженко, а после режиссёром-постановщиком и в 1975 году поставил свой первый фильм «Канал».В 1980 году стал режиссёром-постановщиком на киностудии «Ленфильм», где в поставил фильм «Комиссия по расследованию». Известность пришла к Владимиру Бортко после комедийной ленты «Блондинка за углом», на главные роли в которой режиссёр пригласил Андрея Миронова и Татьяну Догилеву. Экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» принесла Владимиру Бортко признание мировой кинообщественности -  фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже. В 1991 году на экраны вышла военная драма «Афганский излом», в которой снялся популярный в те годы в Советском Союзе итальянский актёр Микеле Плачидо. Самые значительными телевизионные работы режиссёра: «Бандитский Петербург», «Идиот», и «Мастер и Маргарита».


Владимир Бортко
Автор сценария и режиссер

О Гоголе

Мне нравится Гоголь, мне нравится это произведение, мне кажется, сейчас самое время его снимать, ибо вопросы, затронутые в этой повести актуальны и  сегодня. Родина, предательство, как вести себя в такой ситуации выбора, что есть хорошо и что плохо по отношению к нашей многострадальной Родине.

Об экранизации классики

На мой взгляд, большой разницы нет, что снимать -- известное произведение или фильм по  оригинальному сценарию. Дело в ответственности.  Просто при экранизации классиков, которых читали все, чувствуешь большую ответственность. Я не старался максимально соответствовать написанному литературному варианту. Я хотел показать то, что, мне кажется, хотел сказать автор. Что не всегда просто.


О фильме

Для меня «Тарас Бульба» -  это героическая драма. В фильме много боев, где-то 60%, но не это важно. Важно, что стоит за этими боями, кто с кем дерется, кого убивает и почему. Это гораздо важнее.  Самое главное здесь - это актер и его игра. На вопрос кто кого предал – сын отца или отец сына. У меня однозначный ответ, как  и у Гоголя – виноват Андрей. За что отец его и убил.

Все это печально, но, по-моему он поступил правильно. Тарас плачет над убитым сыном, но есть вещи, которые делать нельзя. Можно делать все, что угодно, но нельзя предавать Родину. Это было понятно еще 6 тысяч лет тому назад, понятно и сейчас.

Об актерах

Выбор актеров всегда довольно сложный процесс. Ступка для меня в наибольшей степени соответствует образу Тараса Бульбы. С ним даже проб не было, потому что я достаточно видел то, что он делает.
С Остапом проб не было. Володя  Вдовиченков  приехал на пробы и на этом они закончились. С Андреем было сложнее – были пробы и в результате  был выбран замечательный актер Игорь Петренко.


Богдан Ступка
О герое

Кинопроб у меня не было. Были пробы в костюме, думали над прической. Я сразу почувствовал большую ответственность, ведь у каждого свое представление, какой он Тарас Бульба. Есть рисунки Репина, дети в школе читают книгу, изучают историю. У Гоголя, например, написано: «Тарас вскочил на коня и конь почувствовал на себе двадцатипудовое бремя». Мы начали считать сколько это. Получилось 320 килограммов, то есть люди с таким весом не ходят. Может, это было романтическим преувеличением Гоголя?  Ведь эта история -  легенда. Гоголь приехал в Варшаву и где-то в какой-то деревне возле Каменец-Подольска услышал ее и решил сотворить произведение про Тараса Бульбу
 
А если говорить по сути, я бы никогда не смог  сделать так, как  мой герой. Какой бы не был сын , я бы так не поступил…


О съемках


Как артист я полностью доверяюсь режиссеру, потому что как бы я ни понимал, как бы я не знал произведение, глаз режиссера обязательно должен быть. Режиссер делает замечания, добивается того, что нам нужно обоим и я полностью ему доверяю. У нас была хорошая творческая атмосфера. Замечательные Игорь Петренко и Владимир Вдовиченков, Ада Николаевна Роговцева, которую я очень люблю, Сердюк Лесь – компания небольшая, но очень творческая.


Владимир Вдовиченков
О пробах

Владимир Бортко пригласил меня в Питер на пробы. Я снялся, он сказал - хорошо, работаем. Пробы в любом случае нужны для того чтобы понять, сможешь ли работать с данным режиссером, потому что так бывает, что замечательный артист, замечательная команда, но только друг другу они никаким образом не подходят. У нас на площадке была диктатура, что вполне меня устраивало. Я понимал, чего Бортко хочет и максимально старался выполнить его задачу, не забывая, что играть мне.

О подготовке к роли

Когда начинаешь работать, начинаешь акцентировать внимание на материале, с которым работаешь. Читаешь сценарий, перечитываешь книгу, если встречаются какие-то непонятные моменты – обращаешься к людям, которые в этом понимают больше. Но здесь есть одна опасность. Кино – это не некое отображение действительности, это увеличительное стекло, художественный вымысел, поэтому тупо следовать вещам, которые были актуальны в то время тоже нельзя. Потому что многие современные зрители этого просто не поймут.

О герое

Главной чертой в Остапе я отметил бы бескомпромиссность. Причем логика его поступков не всегда мотивирована. Желание быть таким как отец  - главное. Все остальное отметается за ненадобностью. Он не болван, понимает, что на свете есть не только черное и белое, но для себя он ставит такие задачи. Я думаю, без этого он бы не выжил, не стал бы тем самым Остапом, то есть абсолютная бескомпромисность  по отношению к себе и близким. Плюс он еще очень молодой, ребенок такой большой. Но при этом он в своей стихии. Когда он приезжает в Запорожскую сечь понимает, это его и ничего другого ему не нужно. Так и говорит: «Мое - это сечь – это сабли, батька, басурмане, которых надо рубить…» На плахе его рубят, ломают, а он мочит. Молчит и других заставляет, говорит, ни дай бог кто-то из вас слово скажет – прокляну., то есть люди, обрекающие себя на смерть, обрекают на смерть людей, находящихся рядом, может быть не всегда заслуживших смерть.

О проблеме отцов и детей


Когда я начал сниматься и мы снимали в Каменец-Подольском сцену казни Остапа, до этого мне  все было очевидно. Но потом я подумал, действительно, кто кого предал? Отец, ни с того ни с сего сорвавшийся на детей, выдал им оружие и вперед, на войну, или может, просто время было такое? Если ни ты, то тебя. В этой истории слишком много составляющих. У каждого из этих персонажей своя правда. Найти и показать эту правду – самая сложная задача.
Андрей, влюбился в эту девчонку- полячку, а ведь они же враги, Но потом понимаешь, что Андрей делает сознательный выбор, знает, чем все это закончится. смерть. И Отец совершает поступок - убивает своего родного сына из-за его предательства. Я вот просто думал, у меня сейчас дети маленькие, что же такого может сделать ребенок, чтобы отец его убил? До какой степени сердце должно разорваться на части у этого человека?

Игорь Петренко
О фильме

Сегодня так много бытовых историй и редко, когда снимаются проекты такого масштаба. В этом проекте ценности совсем другие, команда сильная, режиссер сильный. Конечно, мне очень хотелось  принять в нем участие.

О герое

Мне интересен персонаж Андрея. Андрей активный человек, романтик, он человек с искрой в душе. По мере работы его образ все время трансформируется.
Если судить с позиций социума, как надо, как принято, предатель - Андрей. Но  я могу его понять, этим мне и интересна эта роль. Я не считаю его абсолютным предателем. Предательство бывает разным, но в результате название ему одно – предательство. Но человек так устроен и ответ на этот вопрос в поступке, который он совершает. Андрей  сделал шаг осознанный, не испугавшись смерти, перешел на сторону противника. Выбрал смерть ради любви. В этом и есть трагедия и драма человеческая.

О современности образа

Я могу судить только по каким-то книгам и историям, какие раньше были люди. Моя психофизика, мое нутро, моя органика не знает, как это было --я современный человек. Конечно, есть текст, есть сцены, ситуации, в которые попадаешь, и они несут отпечаток на твоем поведении. Моя основная задача, которую я перед собой поставил – быть максимально честным по отношению к своему герою и попытаться  донести его правду.


Владимир Светозаров
Художник –постановщик

Съемки проходили в Крыму, Киеве, Каменец-Подольске, Варшаве. Основным местом съемок стал остров Хортица, там где жили Запорожские казаки. Там же в заповеднике мы, с помощью местных энтузиастов построили декорацию Запорожской Сечи. Работа была грандиозная – перед нами стояла задача досконально воссоздать предметы 16 века. Декорации изготавливались в Москве, Санкт-Петербурге, из Лондона привезли доспехи и оружие – точные копии реального, естественно безопасного для жизни. В Польше рядом с городом Хотин была построена декорация крепости, в которой снимали одну из самых захватывающих боевых сцен.
С документальной точностью воссоздавался Хутор Тараса Бульбы. Нам помогали консультанты, сотрудники музеев живописи.

Подготовительный срок был очень небольшой для такого масштабного проекта – всего 4 месяца, но нам удалось передать всю красоту и дух того времени.

Екатерина Шапкайц
Художник по костюмам

Специально для фильма было создано 2000 костюмов. Самой сложной была работа с военными костюмами, которые изготавливалась их металла и кожи. Это очень трудоемкая работа, которую делали несколько художников по металлу. Исторические костюмы Панночки воссоздавались с особенной точностью – кринолины, парча ручной работы, кружева. В Варшаве нам помогали консультанты по польскому костюму. В Киеве в публичной библиотеке мы нашли много книг по истории костюма, которые очень помогли нам для работы.