О съемках фильма

Есть два друга, парень и девушка. Оба в долгах как в шелках. А деньги-то нужны. И вот они решают заниматься сексом перед включенной камерой. Интересный закрут, подумал Кевин Смит и потащил свою разношерстную команду в Питтсбург, где в течение двух месяцев должны были проходить съемки этого фильма. Ему и самому были интересно знать, чем все это кончится.

Он был рожден для этой роли, в прямом смысле этого слова

Не у каждого актера есть персональный успешный режиссер, который пишет сценарии под конкретного человека. Например, роль Зака создавалась Кевином Смитом (Kevin Smith) специально для Сета Рогена. Кевин Смит признается, что после просмотра фильма "40-летний Девственник" ("The 40-year old Virgin) он буквально влюбился в актерский талант Рогена. "Он играл обалденно", признается Кевин, - "и мне захотелось придумать кино специально для него, правда, я не сразу взялся за сценарий. Когда я все-таки, закончив работу, встал из-за стола и вышел на улицу, отовсюду с плакатов картины "Немножко Беременна" (Knocked Up) на меня смотрело  лицо Сета - в то время этот фильм как раз прокатывался в Лос-Анджелесе. И я подумал, что вряд ли он захочет у меня сниматься".

Харви Вайнстайн из одноименной компании познакомил Кевина с Сетом годом ранее, Кевин тогда работал над картиной "Клерки 2" (Clerks 2), а Сет снимался в эпизодической роли  в фильме "Фанаты" (Fanboys). И Кевин взял и написал Сету по электронной почте, рассказал о своем проекте. Ответ пришел буквально через пять минут, слова там были примерно такие: "Ну вы даете. Когда я первый раз приехал в Лос-Анджелес и мой агент спросил, у кого бы я хотел сниматься, я сказал, что хочу сниматься только у Кевина Смита. Я и сейчас говорю то же самое".

Кевин был счастлив. Он собственноручно привез Рогену сценарий. Тот читал его взахлеб, читал и ржал, потряхивая своими смешными кудрями. "Со мной такого прежде не бывало, чтобы я так ухохатывался", признается Роген. - "Я был в восторге - идея показалась мне очень смешной и очень трогательной. История, собственно, романтическая. Потом я дал почитать сценарий своей подруге, на ней такие вещи вообще очень здорово проверять. У нее совсем другое чувство юмора, и, обычно, если ей что-то нравится, я точно соглашаюсь. И - ей понравилось".

Роген был очень польщен, что сценарий написан специально для него: "Просто класс", - говорит он. - "Я был на седьмом небе, потому что обожаю режиссера Кевина Смита. Я просто ловил кайф от всего этого. Что до моего героя Зака, скажу, что этот парень явно не хватал звезд с неба, после школы он вряд ли учился где-то, то есть у него нет никакой "бэкстори", он весь как на ладони - а я ведь, готовясь к съемках, никогда не проворачиваю в голове "бэкстори" своих героев, так что и здесь у нас все совпало. Ну вот, этот Зак работает в кофейне, и живет он на квартире с девушкой, которую знает тыщу лет, но они просто друзья. Зака нельзя назвать супер-счастливчиком, но и несчастным его тоже не назовешь. Он просто плывет по течению этой жизни, вот и все".

Съемки фильма должны были проходить в Питтсбурге. Роген говорит: "у нас складывались отличные отношения. И я подумал: и вот с этим парнем я буду работать бок о бок целых два месяца. Класс. Это здорово. Здорово и чудно.  Я попал в совершенно другой мир. Вот смехотура! И команда актеров подобралась отличная, а  с Джейсоном Мьюз (Jason Mewes) я вообще ухохатывался".

Итак, Кевин Смит и Сет Роген настолько хорошо сработались, что когда Роген предложил на роль Мири Элизабет Бэнкс (ведь он уже работал с ней в картине "40-летний Девственник"), Смит сказал: "замётано". Бэнкс прочитала сценарий, сразу влюбилась в него, и уже через неделю сексапильная блондинка подключилась к работе. Потом Роген привел в картину и других своих друзей-актеров, таких как Крейг Робинсон (Craig Robinson, в роли Делани), Джерри Бедноб (Gerry Bednob, в роли тупого владельца кофейни мистера Сурия) и Рики Мэйб (Ricky Mabe - она играет роль порнозвезды Бэрри). Вы думаете, Роген на этом остановился? Ничего подобного. Как бы невзначай, он обронил, что неплохо бы заиметь актеров Брэндона Рута (Brandon Routh) и Джастина Лонга (Justin Long) - пусть они играют "голубую" парочку, снимающуюся для порно. "А что, они ведь очень похожи", смеется Роген, - "только один длинный, а другой короткий". И, представляете, уже через два дня эти два очень востребованных и занятых актера прикатили в Питтсбург. Лихо. Вот так Роген обложил себе друзьями и знакомыми. "Просто первый раз в жизни я оказался в отрыве от них", объясняет Роген, "вот и решил подтянуть их к себе, чтобы чувствовать себя комфортно. Вот такой я засранец: люблю окружать себя родными лицами".


Зак плюс Мири равняется электрический разряд

Элизабет Бэнкс и Сет Роген: от столкновения этих двух людей, в жизни и на площадке, возникает электрический разряд, своей искрометной игрой они словно заряжают друг друга.

"Я это так объясняю", говорит Бэнкс. - "нас словно ударили по башке одной и той же волшебной палочкой. В романтических комедиях так оно и происходит, в результате чего получается смех в квадрате". Бэнкс утверждает, что при работе с Сетом ее ждали "постоянные сюрпризы": "Причем не знаешь, в какой момент это произойдет. Сет очень много импровизирует, выдает самые неожиданные реплики. И, кроме всего прочего, он великий актер. Он - главное романтическое лицо этой картины. Думаю, зритель получит огромное наслаждение от его игры. В каком бы фильме он ни появлялся, он как моторчик, обладающей центростремительной силой - и эта картина не исключение. Здесь, как никогда, все завязано именно на его игре, и это завораживает".

Бывшая порнозвезда Трейси Лордс (Traci Lords) тоже попала под обаяние актерского дуэта Роген-Бэнкс: "У меня просто крышу сносит от его игры", - говорит она. - "Господи Рогену нет еще и тридцати, а он своей игрой попадает в десятку, играет просто сногсшибательно. Я просто счастлива, что мне довелось играть с ним в связке. У него потрясающее чувство меры, он никогда не переигрывает". Про Бэнкс Лордс сказала следующее: "В этом фильме она была особенно прелестна. Помяните мое слово, в этой картине Элизабет состоялась как звезда высшей категории. Именно здесь она смогла полностью выразить себя".

Казалось бы, больше всего Рогену должны нравиться сексуальные сцены, но это не так. Самые дорогие для него моменты - это снегопад… герой и героиня просто идут и разговаривают. "А еще мне понравилось", говорит Роген, "когда Зак и Мири вспоминают, как подружились. В этот момент мы с Элизабет вообще находились на одной волне".

Да уж, они так "спелись", что не могли угомониться даже в перерывах - без конца смеялись, фонтанировали шутками. Как-то однажды они целый день перебирали фильмы с Шварцнегером, переиначивали названия, например - "Бегущий Член" (вместо "Бегущего Человека"), "Члены-Близнецы" или "Терминатор: Восстание Членов". А еще они вместе вспоминали, когда в первый раз столкнулись с порнографией. "У меня это было лет в семь", - говорит Бэнкс. - "Я пришла в гости к своим двоюродным сестрам, и под кроватью их папы, моего дядюшки, мы "нарыли" "нехорошие", "грязные" картинки - это были журналы Penthouse и Playboy. Помню, что кровать тоже была прикольная, водная кровать. Ну и вот: мы забирались под эту кровать и смотрели картинки, даже аккуратненько выдрали несколько страниц, чтобы дядя не заметил".


А вот в случае с Рогеном картинки оказались "грязными" в буквальном смысле этого слова. "Было мне тогда лет одиннадцать", вспоминает он. - "Я ходил на театральные репетиции в Ванкуверском Чайнатауне. Ну и вот, мама привезла меня туда на машине и уехала. А у меня еще оставалось время до репетиции, и я решил немножко погулять. Помню, тогда еще моросил небольшой дождичек. И буквально в канаве я увидел несколько выдранных из порножурнала страниц - они были скомканные, помятые, но суть была ясна. И я, как порядочный мальчик, прошел мимо, не останавливаясь, прошел шагов двадцать, а потом… блин… Я вернулся обратно и стал ходить кругами вокруг этой канавы, ждал, когда рядом не окажется прохожих. И, улучив, момент, я схватил эти мокрые, грязные страницы и затолкал их в карман. Я даже не смел взглянуть на них, пошел на свою репетицию, отыграл там, и все время  думал про вожделенные страницы. Потом я вернулся домой, спрятался в комнате и развернул картинки - помню, они все были помятые и слипшиеся от дождя. Зато когда я это увидел, у меня дух захватило - ух…"

Как и многие другие мальчишки, Роген начал покупать порножурналы, пряча свое сокровище подальше от родительских глаз. "Эти журналы играли огромную роль в моей жизни", признается актер. Но, в отличие от других мальчиков, он не обменивался журналами с друзьями. Бейсбольными карточками обменивался, а порно нет. "Тут я не полагался на чужой вкус и чужие предпочтения. Это был мой мир, который я формировал сам, не делясь не с кем", рассказывает Роген.


Работа с бесстрашным лидером, режиссером Кевином Смитом

Как-то, будучи еще старшеклассником, Сет Роген услышал, как его одноклассники распевают Песню Берсеркеров, и спросил, откуда это. Ему ответили, что песня - из нового фильма "Клерки", грязного, как сама жизнь, про  конкретных ребят, которые говорят на живом невыдуманном языке, не то, что в других американских фильмах. И Роген пошел и посмотрел "Клерков". И увидел, что это настоящее кино про настоящую, реальную жизнь. "В первый раз зритель увидел на экране жизнь без обманок", рассказывает актер. - "Ну, был еще фильм "Забегаловка" (The Diner, реж. Бэрри Левинсон, 1982 г.), но "Клерки" был круче и правдивей в смысле языка. Ведь именно так парни в реальной жизни и ведут разговоры, например, минут десять могут обсуждать тему минета и все такое. Помню, как я смотрел "Клерков" и думал про себя: Блин! Это офигенное кино. Этот режиссер снял кино про всех нас".

Именно после "Клерков" Роген начал делать первые наброски сценария "Супер-Перцов" (Superbad), пытаясь воссоздать живой разговорный язык молодежи. Ну, а как он пришел на площадку в качестве актера - это уже другая история.

Будучи виртуозом импровизации, Сет Роген легко перекраивает монологи в сценах, добавляет обилие гур-гура - и вообще, сценарий для него не библия, он его строго не придерживается и даже не разучивает свою роль дословно. А тут Кевин Смит, человек, который требует уважения к сценарию. Роген к такому не привык. С одной стороны Смит его кумир, а с другой стороны, этот режиссер не приемлет импровизацию, об этом все предупреждают. Но ведь именно импровизации ждет зритель от Рогена. Ну, и как взрослые люди, режиссер и актер сразу оговорили этот момент, чтобы не было никаких взаимных недовольств. Порешили сойтись на золотой середине, договорившись проявлять обоюдную гибкость.

"Стиль Кевина несколько отличается от моего стиля и подходов", - рассказывает Роген. - "Как актер, я считаю, что визуальный ряд - это нечто большее, чем сам сценарий, и работа актера как раз и заключается в том, чтобы привносить свою собственную редакцию".  Таким образом, Смит позволил Рогену сделать диалоги более отвязными, добавить туда шуток и приколов. Если же Роген сомневался в каких-то придуманных им репликах, он проверял их на Смите в те моменты, когда тот занимался с другими актерами. Если Смит реагировал бурным смехом,  значит шутка была придумана верно.

“Я всегда радуюсь, когда мои приколы проходят"
, говорит Роген. - "Я и сам удивляюсь, как  они срастаются с ролью - эдакие короткие фирменные метки, разбросанные по всему фильму".

Что касается актрисы Элизабет Бэнкс, это была ее первая картина со Смитом. Как она утверждалась на роль? Она просто явилась для беседы в дом режиссера и получила ее, не было никакого официального прослушивания. "Он просто спросил у меня: ну что, хочешь поработать?" - рассказывает Бэнкс. - "Я даже не понимала, что мне официально предлагают эту роль. И я, ничего не подозревая, отвечала, что, да, мне это интересно. И вдруг я слышу, что принята на роль Мири. Оказывается, все было официально. В результате у нас сложились хорошие взаимоотношения, основанные на полном понимании", - продолжает актриса. - "Я очень люблю его фильмы. Мне довелось прочитать множество комедийных сценариев, и скажу вам с полной уверенностью: никто не прописывает женские диалоги столь блестяще, как Кевин. Женщины у него получаются живые, настоящие. Он умеет находить нужную меру: получается отвязно, смело, но в то же время женственно и естественно. Только талантливый человек способен создавать такие образы".

Когда актриса Трейси Лордс начала читать сценарий, она просто ухохоталась. "Знаете, с одной стороны, казалось, это такое голимое грубое фуфло", - "рассказывает она. - Но при этом получалось очень смешно. Я вообще люблю, когда в кино происходят такие удивительным метаморфозы, которые и делают картину столь трогательной и запоминающейся. То есть, берется яркий, смелый, провокационный язык молодых - например, как это было в "Супер-Перцах". Читаешь такие роли и думаешь: "Черт! Ведь именно так и разговаривают реальные люди".

Лордс прочитала сценарий и сразу же "подсела" на него. Вместе со своим четырехмесячным ребенком и мужем она помчалась в Питтсбург. Бросилась как в омут головой, прямо как в те времена, когда 15-летней девочкой она сбежала из дома. "Это даже еще круче", призналась она.


Как снимались самые… гм… деликатные сцены

Осторожно, не обожгитесь, потому что Кевин испек очень горячие "пирожки", под маркой "Зак и Мири Снимают Порно".

Смит признается, что "съемки обнаженных сцен и симуляция секса могли бы составить для нас массу трудностей, но у нас были такие ребята как Джейсон Мьюз и Кейти Морган, которые умеют раскрепоститься и прекрасно владеют своим телом. Благодаря им мне не пришлось мучиться с актерами. Джейсон и Кейти легко раздевались и играли нужные сцены".

“Это конкретно грязное кино,”
добавляет Роген. - “Бывает, что киношники, выражаясь фигурально, имеют дело с актерами или осветителями, которые ведут себя как полные "задницы": наше кино в буквальном смысле изобилует этими самыми "голыми задницами".

“Все приобрело реальный, конкретный оттенок, когда мы снимали сцену в стриптиз-клубе", - рассказывает Элизабет Бэнкс.  - "Пришли мы туда… сидим и смотрим на выступающую девицу, на ее пышные… гм…  и еще у нее был пирсинг на клиторе… Оголено все, кроме того, что под прической…"

Когда к работе подключилась Лордс, Мистер Смит отозвал ее в сторонук и сказал, что написанная под нее сцена кажется ему перепевом старого, а он хочет добавить что-то новенькое. И он спросил, как актриса отнеслась бы к такой заморочке: она пристегивается ремешками к подвесной планке и в таком виде "подсаживается" на Бэрри (актер Рики Мейб). "Меня трудно удивить", говорит актриса, - "но тут я была в полном шоке. А потом я подумала, и говорю: "А знаете что? Это прикольно. Но чтобы это было смешно, должна быть большая динамика. И Кевин все отлично придумал, а Дейвид Клейн мастерски снял эту сцену. А Рики Мейб сыграл суперски и очень смешно, он изобразил очень смешную реакцию. Я рада, что не испугалась, не пошла на попятный. У меня был шикарный костюм, и получилась отличная сцена, ничего лучше я прежде не играла. Так что я напрасно боялась".

А вот Роген становился мрачнее тучи, наблюдая, как его партнерша Элизабет Бэнкс упивается общением с Джейсоном Мьюзом, игравшим в фильме сексуального маньяка. Как утверждает Элизабет, у него "характерный" член, член, "живущий собственной жизнью". "Он хоть и маленький", говорит актриса, "но дело свое знает. Мьюз играл на одном дыхании".   

В этом "faux porno", то есть псевдо порно фильме есть одна сцена под условным названием "Проглоти мой Кокачино" (от англ. "cock" - "член"). Сцена происходит в вымышленной кофейне "Уин & Донг", где Мьюз тащит "хористку"  (от англ. "whore" - "шлюха") Стейси (Кейти Морган) за стойку, ну и… "Да… это было нечто…" - вспоминает Кейти…  В ее послужном списке 200 ролей в порнофильмах, а это ее первый художественный фильм. И что вы думаете? Она восторженно восклицает: "Вау, супер. У меня просто нет слов".


"Грязный фильм" - ой ли?

В "USA Today" недавно появилась статья под грозным названием "Кому надо смотреть такое кино". В статье муссируется консервативная точка зрения касательно уже самого названия фильма. Стоит ли подвергать молодое поколение такому шоку, - вопрошает автор статьи. "Ну да, допустим, что народ малость обалдевает от такого названия, ведь одно действительно будоражит", - признается Роген, и ему вторит Элизабет Бэнкс: "Мне кажется странным, что некоторые люди так встрепенулись, потому что были фильмы, в которых я вытворяла кое-что покруче. А здесь все так невинно, дурашливо и никому не приносит вреда". Роген рассказывает, что в других фильмах ему приходилось "отвязываться и покруче" - например, в фильме "Немножко Беременна" есть гораздо более откровенные сцены. "А тут так, пустячок", - продолжает Роген. - "Я даже побрил задницу, но все равно ее никто не увидит - вот какое сдержанное у нас получилось кино". "Сдержанное и всего лишь с легким налетом секса", - продолжает актер. - "В нашем фильме нет ничего такого про секс, что вы уже не видели. Наш видеоряд никому не принесет вреда, не разрушит ничьей психики. Уж если на то пошло - лучше смотреть кино про то, как люди занимаются  сексом, чем лицезреть долгие кровавые сцены, например, из картины "Пила".

Смит рассказывает: "И еще мы снимали сцену, очень драматичную по своему накалу, что обычно я и делаю во всех своих фильмах. И, представляете, Сет повернулся ко мне и сказал буквально следующее: "Вы уверены, что мы продолжаем снимать то же самое кино?"  

Перед режиссером стояла тяжкая задача убедить весь кинематографический мир, и прежде всего Американскую кинематографическую ассоциацию (MPAA), что его фильм не развращает людей. "В нашей картине отсутствует эротическая составляющая. Это скорее злая сатира на порно-бизнес, страдающий чрезмерностью. А если кто хочет обвинить нас в чрезмерности, то она присутствует по закону комедийного жанра, а не для того, чтобы пощекотать кому-то нервы".

В MPAA режиссер подавал свою картину целых три раза, и каждый раз фильму присваивалась категория NC-17 (детям до 17ти лет просмотр запрещен).

Но дальше уже невозможно было делать перемонтаж - чтобы сохранить цельность фильма и преодолеть вердикт MPAA,  режиссер прибегает к процедуре апелляционного просмотра. "В моей карьере это был уже третий прецедент, когда я прибегал к апелляционному просмотру", - рассказывает Смит, имея в виду свои стычки с MPAA из-за двух предыдущих фильмов - "Клерки" и "Девушка из Джерси" (Jersey Girl). "Хотя ранее мы одерживали победу", - вспоминает режиссер, - "в этот раз шансов было пятьдесят на пятьдесят, потому что, как ни говори, фактор "обнаженки" очень довлел над решением апелляционной аудитории. Но, к счастью, с моей картины сняли категорию  NC-17, перенесли его в категорию R (фильм о межполовых отношениях, не рекомендуется смотреть детям).


"Душа" фильма

Душа фильма - это сам Кевин Смит. На поверхности в его картинах присутствуют и грубость, и неотесанность, и сцены сексуального характера, но за всем этим стоят вещи гораздо более важные - отношения между влюбленными людьми или просто друзьями, а в данном фильме все это соединилось: два друга, парень и девушка, в результате влюбляются. Да и сама актерская группа с уверенностью утверждает, что это никакое не порно, да и сам фильм вовсе не о порно. Это веселая, дурашливая комедия. Язык, как говорится, грязен, а сердце чисто.

Зрители будут в восторге от непредсказуемой игры нашего Супермена Брэндона Рута - в паре с Джастином Лонгом они изображают "голубую" парочку.  А уж чего стоит Джейсон Мьюз в дурацком костюме а ля Skyballer: он бегает повсюду с секс-игрушками и хлопает ими людей по щекам.

И, наконец, есть в этом фильме история любви Зака и Мири. Смит рассказывает: "Если уж сравнивать эту картину с тем, что я делал прежде, сразу вспоминается "В Погоне за Эми" (Chasing Amy). Здесь та же прямота и бесбашенность, и трогательность одновременно".  "Это настоящая "лав стори" ", - говорит нам Трейси Лордс. - "Как так можно было умудриться - сделать фильм на тему порно,  спустить с тормозов язык диалогов, и в то же время прописать таких трогательных героев. Сет и Элизабет составили блестящую актерскую пару, между ними бегают какие-то невидимые токи, делая их игру очень правдоподобной. Заслуга Кевина, несомненно, очень велика - и его режиссура, и стиль работы на площадке, и как он объединяет вокруг себя людей, во все это невозможно не влюбиться. В этом нет ни малейшего налета пошлости". Далее актриса продолжает: "Там действительно есть шокирующие моменты, но они не вульгарные - напротив, они очень трогательные. За всем этим стоит человеческая душа, особенности характеров".

Кейти Морган считает, что хотя фильму и присвоена категория R, там нет никакого порно. "Просто это фильм о людях, которые очень долго не знали, что любят друг друга, а потом, наконец, узнали", - считает актриса. - "Это хорошее, счастливое кино. А все эти голые "примочки" - они и есть примочки, не более того".