Экранизированный по мотивам романа Ричарда Йэтса, фильм «Жизнь Сначала» (Revolutionary Road) является реалистичным портретом молодой американской семейной пары,  показанным глазами Фрэнка (трёхкратный номинант на премию Оскар Леонардо ДиКаприо) и Эйприл (пятикратная номинантка на премию Оскар Кейт Уинслет) Уилеров. В своём романе об Америке 1950-х годов Йэтс поднял вопрос, который и по сей день проходит красной нитью через современные человеческие взаимоотношения: могут ли двое любящих людей преодолеть быт и социальные условности, не порвав друг с другом?
 
Фрэнк и Эйприл всегда считали себя не такими, как все, а особенной, идеальной парой, стремящейся прожить свою жизнь согласно высоким идеалам. Вскоре после переезда в новый дом на Revolutionary Road они заявили, что не зависят от инертной среды, которая их окружает и договорились, что они никогда не будут ограничивать себя социальными рамками.   
 
Но, не смотря на их красоту и незацикленность, Уилеры понимают, что постепенно становятся теми, кем никогда не хотели и не ожидали себя увидеть: добропорядочным отцом семейства с рутинной работой, который постепенно теряет свою молодцеватую дерзость и налёт независимости; скучающая домохозяйка, которая страдает от отсутствия самореализации и страсти; обычная американская семья с утраченными идеалами.  
 
Стремясь изменить ситуацию, Эйприл придумывает план, благодаря которому они смогут начать жизнь сначала – оставить комфортное и удобное существование в Коннектикуте и переехать в Париж.  Но когда они начинают осуществлять этот план, обстоятельства складываются таким образом, чтобы помешать каждому из супругов решиться на переезд.  
 
Встречайте фильм режиссёра Сэма Мендеса (обладатель Оскара за фильм Красота по-американски), по сценарию Джастина Хэйса  «Жизнь Сначала». В главных ролях: Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет, а также обладательница Оскара Кэти Бейтс, Катрин Хан (Boeing-Boeing), Майкл Шеннон (Игры Дьявола, Глюки) и Дэвид Харбор (Наркоз). Продюсеры: Джон Н. Харт, Скотт Рудин, Сэм Мендес и Бобби Коэн; исполнительные подюсеры: Марион Розенберг, Дэвид М. Томпсон и Генри Фэрнэйн.


О Фильме

“Мою книгу воспринимают почему-то как анти-обывательский роман и это меня расстраивает… Я задумывал её как роман, обличающий социальные стереотипы, господствующие во всей стране, но ни в коем случае не только в регионах – стереотип, утверждающий, что нужно во что бы то ни стало отчаянно и слепо цепляться за комфортное и безопасное существование. Я намеревался создать историю, которая ясно говорила бы, что дорога перемен 1776 года очень похожа на безысходность, господствующую в 50-х годах”
.

Ричард Йэтс, интервью Ploughshares 1992

В 1961 г. роман Ричарда Йэста, Revolutionary Road («Дорога Перемен»), потряс весь литературный мир. Главные герои романа – молодая супружеская пара с большими надеждами и высокими идеалами, Фрэнк и Эйприл Уилеры – неимоверно близки читателям; с тех пор и начались обсуждения природы брака, ролей мужчины и женщины в современном обществе, возможности свыкаться с семейными буднями, ответственности перед детьми. Когда Фрэнк и Эйприл хотят освежить, встряхнуть свой брак путём переезда в Париж, возникает непреодолимый конфликт между её мечтами и его страхом перед невозможностью их реализовать.

Роман стал одной из самых влиятельных книг столетия. Обладатель Пулитцеровской премии Ричард Форд говорит, что книга стала чем-то вроде «тайного рукопожатия» среди писателей –тот редкий случай, когда автором этого романа хотел бы быть каждый. Кажется, он описывает острый период американской истории, когда общество начинает принципиально новую жизнь после Второй мировой войны, устраивая свой быт таким образом, чтобы он был комфортным и безопасным, изобилующим удобной обыденностью. Но центр повествования сфокусирован на борьбе между неимоверной страстью молодых идеалов и компромиссах человеческих взаимоотношений. Этот роман никогда не был мейнстримом, но, не смотря на этот факт, он очень сильно повлиял на творчество многих талантливых американских писателей ХХ столетия.  

Путешествие книги Йэтса на экран было очень долгим. Сразу же после публикации многие фильммейкеры, включая Джона Франкенхаймера, эксперементировали с адаптацией книги. Но ни один из сценариев не оказался жизнеспособным. Продав права продюсеру Альберту Радди всего за $15,500, – который, в свою очередь, перепродал их Патрику О’Нилу – Ричард Йэтс безуспешно пытался вернуть себе права, чтобы самому адаптировать роман под сценарий для фильма, но О’Нил, а позже и его вдова, отказались от предложения, намереваясь вложить в сценарий фильма своё видение этой истории. Йэтс скончался в 1992 году.    

И только сейчас роман REVOLUTIONARY ROAD экранизирован. Над ним работал потрясающий режиссёр Сэм Мендес, снялись именитые актёры, список которых возглавляют Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет. Оттачивая и полируя остроту взаимоотношений Фрэнка и Эйприл, Мендес переносит своё видение портрета американской семьи на экран.


Сэм Мендес

Когда стали искать режиссёра, чья чувствительность должна была соответствовать остроте повествования Йэтса, выбор пал на Сэма Мендеса, обладателя премии Оскар, снявшего такие фильмы, как Красота по-американски, Проклятый путь  и Морпехи. Также прославленный театральный режиссёр, Мендес преуспел в том, что называется «показать характер через детали».  

Мендес никогда не читал книгу, но он узнал о ней от своей жены, Кейт Уинслет, которая получила по почте сценарий Хейса. Как только она его прочла, то настояла на том, чтобы Сэм был режиссёром фильма. “Это стало темой, которой мы всё больше и больше загорались, чем чаще вспоминали о ней”, - вспоминает Мендес. - “Когда я прочёл книгу, то осознал, насколько великолепный фильм может получиться, что может выйти потрясающая история о современной жизни. В ней столько мудрости и правды, что широкая аудитория просто обязана это увидеть”.

Он уделял внимание материалу особенно как изображению обжигающего и чёткого портрета брака и в волнующих, и в гладких его моментах, исследуя способы того, какой может быть динамика развития. “Что я увидел в этой истории, так это потенциал, готовый взорвать институт брака, разложенный по полочкам – все острые углы, все слабые места, жестокость, страсть и тонкие эмоции”, - говорит он. - “Иногда у людей, которые хотят быть вместе, которые чувствуют, что они не могут друг без друга, в то же время не получается жить вместе. Восприятие зрителями Фрэнка и Эйприл становится таким же противоречивым и загадочным, как и наши чувства и эмоции в отношении повседневной жизни и друг друга”.

Одной из главных задач Мендес ставил перед собой показать период 50-х годов так, будто это действо происходит сейчас, в наше время. “Фрэнк живёт в мире нью-йоркских бизнесменов в серых фланелевых костюмах (по-нашему белых воротничков), которые пьют мартини за ланчем и флиртуют с секретаршами. Я надеюсь, что одну из проблем, которую поднимает фильм, как и книга, это то, как 50-е года и 20-й век привели нас к тому, что мы сейчас имеем, зрители увидят и поймут”.  

Главных актёров на роли Фрэнка и Эйприл Мендес наметил сразу, он верил, что Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо смогут воплотить всю нежность взаимной любви и в то же время, всю токсичность их иллюзий относительно друг друга. “Лео и Кейт знают друг друга с 20-летнего возраста. Они знают слабости друг друга и не могут притворяться, что являются чем-то другим, чем не есть на самом деле”, - объясняет Мендес. - “Они честны друг перед другом, они поддерживают друг друга, а где-то и испытывают. Они представляют собой то исключение, где два плюс два равняется пяти – когда они оказываются вместе, возникает что-то совершенно новое”.    

Леонардо Ди Каприо в роли Фрэнка Уилера

Фрэнк Вилер – один из самых сложных характеров американской литературы. К 29 годам он довольно многого достиг: выпускник колумбийского университета, уверенно поднимается по карьерной лестнице корпорации Knox. Как и его современники, он в своих решениях основывается на принципе «всегда оставаться человеком», доказывает свою преданность друзьям, соседям, коллегам по работе и особенно Эйприл. Фрэнк также преследуем желанием не попасть в западню, как его отец-моряк: что он на самом деле не тот, за кого себя выдаёт, что он окажется не настолько талантливым и сильным парнем, которого полюбила Эйприл. И когда Эйприл показывает ему его же недостатки, он срывается. Он любит Эйприл всем сердцем, но чем дальше она подталкивает его к переезду, тем сильнее он тянется к прежней знакомой жизни, и здесь их пути расходятся.

Несмотря на то, что он уже трижды номинирован на премию Оскар, Леонардо ДиКаприо впервые исполняет роль мужа и отца. Чтобы воплотить характер Фрэнка, необходимы одновременно и харизма, мужское бахвальство, и в то же время боязнь совершить ошибку.  

Сценарист Джастин Хейс: “Лео играет так, чтобы все видели его потенциал и остроту, но также можно невооружённым глазом увидеть себя в его герое, свои тёмные стороны: то, как обстоятельства влияют на него, суть его опасений и переживаний, то, как он взрывается, понимая, что шаг за шагом уподобляется своему собственному отцу”.

ДиКаприо поразила сложность, комплексность и романа, и сценария. “Я никогда раньше ни читал ничего подобного, история о двух людях, в которых нет ничего героического, которые не чувствуют себя победителями в конце дня, но которые ежедневно отчаянно сражаются за то, чтобы между ними всё было хорошо”, - говорит он. - “и чтобы их жизнь была такой, какой они хотят её видеть”.

Также ДиКаприо был заинтересован задачей изучить природу брака. “Динамика отношений Фрэнка и Эйприл настолько мощная и реалистичная, что возникает ощущение, что ты сам являешься частью происходящего, присутствуешь в их жизни”, - говорит он. - “Но в то же время видно, что наши персонажи любят друг друга, пока не поддаются действию повседневной рутины. Это действительно полный психологический портрет семейных отношений”.

Больше всего ДиКаприо ждал работы вместе с Кейт Уинслет. Он говорит: “Мы дружим уже очень давно, поэтому я не сомневался, что у нас получится реалистично изобразить взаимоотношения двух близких людей. Я знал, что мы сможем это сделать и думаю, она знала это тоже. Между нами есть некий фактор доверия, который позволяет нам выигрывать. И я никогда не видел другой такой актрисы, как Кейт, которая заботится не только о том, чтобы сделать свою игру лучше, но чтобы лучше была игра всех окружающих”.  
 

Кейт Уинслет в роли Эйприл Уилер

Эйприл Уилер – молодая идеалистка, исполненная красивых мечтаний. Она раздражена узостью своей роли коннектикутсткой домохозяйки (несмотря на её любовь к семье) и, как и все женщины в конце 50-х, стремится достичь чего-то большего. Именно это желание наталкивает Эйприл на мысль о новой жизни в Париже, где она поддерживала бы своего молодого супруга – в надежде на то, что он найдёт то занятие, которому хотел бы себя посвятить – и вела жизнь, исполненную цели и удовлетворения, неведомого большинству женщин, которых она знает. И мечта отвергнуть стереотипы и штампы полностью завладевает мыслями Эйприл, пока она внезапно не узнаёт, что беременна. Чувствуя, что попала в западню, её железная стойкость даёт сбой и обнажает неприкрытую ранимость, потому что Эйприл до конца борется за то, чтобы восстановить их с Фрэнком счастье и веру в будущее.

Для номинантки на премию Оскар Кейт Уинслет роль Эйприл оказалась новой, раньше она не играла такого персонажа – энергичную молодую женщину, которая не приемлет компромиссов и искренне верит в то, что ей и её супругу предначертана какая-то иная, особенная жизнь, свободная от социальных стереотипов и гнетущего быта. “Если бы мы втиснули Кейт, сильную и яркую личность, в те рамки, которыми были ограничены женщины в те времена, то мы бы моментально увидели отражение Эйприл”, - говорит сценарист Джастин Хейс.

Уинслет влюбилась в сам роман и сценарий даже раньше, чем её муж узнал о нём. “Меня покорила искренность и целостность повествования, которое так чётко отображает реалии брака”, - объясняет она. - “История полна персонажей, которые постоянно пытаются разобраться, кто же они на самом деле и как стать такими, какими им бы хотелось быть. На самом деле я просто мечтала о возможности сыграть в фильме, режиссёром которого был бы мой муж, а моего мужа играл бы мой близкий друг”.  

“Эйприл хочет слишком многого от жизни”
, - объясняет Кейт. - “Она не столь загружена условностями, как другие женщины в те времена. И когда она встречает Фрэнка, он для неё кажется приключением, радостным возбуждением и этим красивым миром умных и образованных людей, которых она всегда искала. Она восхищается этим человеком и безумно его любит, но затем случается беременность, она становится матерью и домохозяйкой и ей кажется, что все её мечты вместе с этим умерли. Эйприл не может смириться с тем, что это точка, что в их жизни больше ничего замечательного не будет”.  

Уинслет впервые работала со своим мужем, как с режиссёром и это оказалось для неё открытием. “Я всегда думала, что он выдающийся режиссёр, но я узнала его с той стороны, о которой никогда и не подозревала. Я слышала от других актёров, что им нравится с ним работать, но пришло время, когда мне захотелось узнать, как это на самом деле. И во время съёмок фильма я почувствовала, что мне раскрылись те уголки его души, о которых я не знала раньше”.

Её отношение к ДиКаприо тоже очень тёплое: “Лео и я - очень сильный тандем, отчасти благодаря опыту ТИТАНИКА, где мы действительно должны были привыкать, заботиться и исследовать друг друга. Мне очень хотелось бы, чтобы зрители увидели то, что на самом деле мы хотели донести”.