Триллер, США, 2009

Режиссер: Алекс Пройас («Я, робот», «Ворон»)
В ролях: Николас Кейдж, Роуз Бирн («Одержимость», «Казанова», «Звездные войны. Эпизод 2: Атака клонов», «Троя», «Пекло»)

Что будет, когда числа закончатся?
В кинотеатрах с 26 марта 2009

Аннотация

Во время раскопок на территории школы в руки учителя Теда Майлса попадает таинственная капсула, в которой находятся детские рисунки с изображением катаклизмов, произошедших в мире за последние пятьдесят лет. Более того, там предсказываются ещё три события, одно из которых может стать катастрофой глобального масштаба. Тед Майлс разыскивает Диану, внучку одной из девочек, рисовавших пророческие послания. Смогут ли они убедить мир в приближении опасности? У них есть всего неделя. Время пошло!

Синопсис

«Знамение» — это захватывающий экшн-триллер, где оскаровский лауреат Николас Кейдж играет профессора, который сталкивается с шокирующими предсказаниями о конце света и должен сделать все возможное, чтобы пророчества не сбылись.

1959 год. В праздничный день открытия новой начальной школы дети рисуют будущее. Их рисунки закладывают в капсулы, которые должны быть вскрыты последующими поколениями школьников. Кто-то изобразил красивый город, кто-то — космические корабли, а одна девочка нарисовала странную последовательность чисел, которые, по её словам, ей нашептали невидимые люди…

Проходит 50 лет. В день юбилея школы ученики вскрывают капсулы, и в руках маленького Калеба Кестлера оказывается тот самый странный рисунок с числами. Отец мальчика, астрофизик Джон Кестлер, делает потрясающее открытие: на рисунке девочки со стопроцентной точностью отображены катаклизмы, произошедшие в мире за последние пятьдесят лет. Более того, там предсказываются ещё три события, одно из которых должно стать катастрофой мирового масштаба. Но все попытки Джона донести эту информацию до властей терпят крах.

Вдобавок профессор понимает, что с загадкой каким-то образом связан его сын. С помощью внучки и правнучки девочки, нарисовавшей когда-то пророческий рисунок, профессор должен предотвратить надвигающуюся на мир катастрофу.

Время пошло!

Создание фильма

«Над сценарием мы работали восемь лет, — говорят продюсеры фильма Джейсон Блюменталь и Тодд Блэк. — Авторские права были выкуплены, когда сценарий находился только в зачаточном состоянии. У сценариста фильма Райана Пирсона была идея написать про капсулы, которые должны были закопать в землю в 50-х годах и откопать в наши дни. Одна из капсул должна была содержать предсказание, которое вот-вот осуществится. Вникнув в эту идею, мы сразу же поняли, что перед нами совершенно особая история».

«Ещё ребенком я бредил капсулами с посланиями в будущее, которые можно открыть много-много лет спустя, — признается продюсер Блюменталь. — Когда я работаю над воплощением идеи в фильм, я в первую очередь обращаю внимание на те задумки, которое находят отклик в моей душе. Капсулы — это был как раз тот самый случай. К тому же восемь лет назад, когда мы только начинали работу над фильмом, я ещё не был отцом, а сейчас у меня уже двое детей. С их рождением мне открылся ещё один смысл нашей картины: по большому счету, „Знамение“ — фильм о взаимоотношениях детей и родителей. Для меня и, я думаю, для многих зрителей одна из самых важных тем в жизни — это тема семьи».

В течение пяти лет продюсеры работали вместе с режиссером Алексом Пройасом, превращая удачную идею в полноценный фильм.

«Приступая к созданию фильма, ты не знаешь, в какой сценарий выльется первоначальная идея, — говорит Джейсон Блюменталь. — История менялась в некоторых деталях, но глобальные темы, обозначенные в сценарии, остались прежними. Идея капсул времени и с пророческими предсказаниями была уникальной, мы поняли, что с этим материалом можно и нужно работать. Со дня начала работы прошло восемь лет, и теперь мы счастливы, что довели этот проект до конца».

Пройас был приглашен стать режиссером этого фильма благодаря его неповторимому кинематографическому стилю, который заставил профессионалов и критиков говорить о нем ещё в 1994 году после выхода в прокат фильма «Ворон».

«Алекс собрал воедино фантастические, религиозные и философские идеи. Благодаря этому у нас получился цельный сценарий, — комментирует Джейсон Блюменталь. — В итоге „Знамение“ получилось напряженным психологическим триллером с множеством спецэффектов, которые буквально поражают воображение. Но уникальность фильма не в этом. В картине поднимаются глобальные вопросы: „Как далеко ты можешь зайти, чтобы защитить своего ребенка? Готов ли ты пожертвовать чем-то очень важным ради спасения ближних?“ Вот основная идея фильма.

Эмоциональные дилеммы подстерегают вас на каждом шагу. „Знамение“ — это история, которую зрители будут обсуждать после того, как выйдут из кинотеатра. На мой взгляд, только такое кино и стоит снимать
».

Алекс Пройас выдержал в этом фильме баланс между экшном, обилием визуальных эффектов, элементами настоящего триллера и глубокими, четко прорисованными характерами героев.

«Для меня каждый фильм — значимый проект, несмотря на то, в каждой картине свой уровень сложности и свои особенности, — признается Пройас. — В „Знамении“ мне больше всего нравится то, что нам удалось отразить в ленте огромный диапазон человеческих эмоций и взаимоотношений. Ведь это история о нашей жизни. И все, что показано в фильме, вполне может повториться в реальности»

«По глубине воздействия наша картина напомнила мне культовый телесериал Рода Серлинга „Сумеречная зона“, — говорит исполнитель главной роли Николас Кейдж. — „Знамение“ — это фантастический мистический триллер с напряженными драматическими элементами».

Актриса Роуз Бирн, сыгравшая роль внучки автора рисунка, соглашается с тем, что трудно отнести «Знамение» к какому-либо определенному жанру и в этом-то его сильная сторона. «Сюжет развивается логично, а идея капсул времени просто великолепна, — говорит Бирн. — Но нельзя сказать, что „Знамение“ — это триллер, или хоррор, или же научная фантастика в чистом виде. Картина представляет собой удачную комбинацию всех этих жанров».

«Наш фильм — философский триллер, который, на мой взгляд, может действительно изменить сознание людей, — уверен Кейдж. — Ребенком я посмотрел фильм „Китайский синдром“ и четко осознал, что такое ядерная энергия и какой мощью она обладает. Такие фильмы обращают внимание людей на вещи, которые требуют нашего реального участия»

«Мысль о конце света тревожит души многих людей, — продолжает Кейдж. — Уверен, мы можем приблизить или отдалить его наступление. Вопрос в том, что нам делать с такой ответственностью».

С ним соглашается Роуз Бирн: «Человек всю жизнь находится в поисках ответа на вопрос, сколько времени нам отпущено на этой земле. Люди всегда пытались, и будут пытаться найти этот ответ. У мусульман, индуистов, даже у индейцев майя были собственные теории относительно того, что же нас ждет в будущем».

«Мне кажется, зрителям нравится, когда в конце фильма у него остается возможность делать собственные выводы, — заключает продюсер Блюменталь. — Хотя у нашего фильма однозначная концовка, он заставляет людей задуматься. Фильм, который заканчивается вместе с финальными титрами в кинотеатре, не так важен для меня как тот, о котором вы продолжаете говорить в машине. Мне хочется, чтобы, посмотрев эту картину, зрители задавались вопросом: „А как бы я поступил на месте героя?“ Именно такую картину я хотел сделать».

Локейшн

Действие фильма происходит в Бостоне, «роль» которого в фильме исполнил Мельбурн. Над тем, как превратить Мельбурн в Бостон художнику-постановщику Стивену Джонсу-Эвансу пришлось поломать себе голову.

«Мельбурн в последние годы стал засушливым городом, — рассказывает Стивен. — Надо было здорово потрудиться, чтобы отыскать сады и зеленые лужайки, для съемок нам даже пришлось расстилать зеленый газон. Действие фильма происходит осенью, и к счастью это время года совпало со временем года в Мельбурне. Однако яркая, насыщенная всеми цветами осень в Бостоне и осень в Мельбурне — это абсолютно разные вещи. Нам пришлось таскаться с мешками подкрашенных листьев и раскидывать их повсюду».

Капсулы времени

Эванс должен был продумать внешний вид капсул. За основу были взяты капсулы 1939 года, которые организаторы Всемирной выставки закупоривали как послание последующим поколениям (предполагалось, что эти контейнеры будут вскрыты в 6939 году). Но потом создатели фильма решили, что капсулы должны иметь милитаристский вид. Тогда источником вдохновения для Стивена стал стиль 1958 года. «Капсула имеет классическую форму и сделана из нержавеющей стали, её дизайн — это отголосок времени 60-х, — рассказывает художник-постановщик Стивен Джонс-Эванс. — Но капсула — это не просто винтажная вещичка, и, несмотря на внешнюю простоту, она несет большую смысловую нагрузку. Ведь важно не то, как она выглядит, а то, что у нее внутри».

В начале фильма мы видим 50-е годы. Художнику-постановщику очень понравилось воссоздавать то время: «Тогда люди ещё не были такими циничными как сейчас, и вопросы загрязнения окружающей среды были ещё не так актуальны. Это была эпоха, исполненная надежд. В сценах фильма, относящихся к этому периоду, мы используем более яркую палитру красок, чтобы передать атмосферу безоблачности».

Технические аспекты

«Знамение» — одна из первых картин, снятая с помощью нового слова в цифровых технологиях, камеры Red One. Вот что говорит об этом оператор фильма Саймон Дагган: «Кадры, снятые с помощью этой камеры, выглядят фантастически, потому что цвет кадра получается более мягким». Продюсер Блюменталь с одной стороны чувствовал себя настоящим первопроходцем цифровых технологий, а с другой — ощущал себя в шкуре подопытного кролика: «Благодаря современным технологиям мы получили совершенно особое изображение, продукт высочайшего класса».

Кастинг

«Николас Кейдж привнес в свою роль глубину и в то же самое время сделал её понятной, что не удавалось большинству актеров, пробовавшихся на роль, — делится своими впечатлениями об актере Блюменталь (который, кстати, продюсировал картину „Плетеный человек“, главную роль в которой сыграл Николас Кейдж.). — Наверное потому, что, как мне кажется, Ник понимает актуальность большинства тем, которые поднимаются в фильме. Эта роль близка ему и с эмоциональной точки зрения. Он сам воспитывает сына и знает, какие трудности должен преодолевать отец, принимая решения в той или иной ситуации. Ник не только потрясающий человек, но и потрясающий актер, поэтому делает глубоко человечной любую роль, за которую берется».

«Мой герой, Джон самозабвенно предан сыну, — рассказывает Кейдж. — Ему стоило немалого труда воспитывать сына в одиночку. Мы редко видим фильмы, в которых говорится о проблемах отцов. Тема эта поднята в „Знамении“, и это одна из причин, почему мне захотелось сняться в этом фильме. Единственное, что заботит Джона — это то, чтобы его сын был в безопасности. В картине есть очень эмоциональная сцена, когда Калеб спрашивает отца: „Я умру?“, а мой герой ему отвечает: „Этого никогда не случится. Я не позволю, чтобы это случилось“. Джон делает все, чтобы сдержать свое обещание. После того, как ребенком произнесена эта ключевая фраза, зритель следит именно за тем, что сделает Джон, чтобы сдержать свое обещание».

Роль Дайаны исполняет Роуз Бирн, которая получила широкую известность не только в родной Австралии, но и во всем мире.

«Мне, как актрисе, было интересно играть эту, очень личную историю четырех героев, попавших в сложную жизненную ситуацию. У моей героини Дайаны темное прошлое, от которого она всю жизнь пытается убежать, но в результате сталкивается с ним лицом к лицу. На мне лежала непростая задача и большая ответственность — сделать все правдоподобно и сильно». Бирн выбрали на роль Дайаны после многочисленных кастингов, проходивших на разных континентах.

«Она вся какая-то свежая, — отзывается об актрисе Блюменталь. — С самого первого рабочего дня режиссер понял, что не ошибся в выборе актрисы. По мнению Алекса, она очень человечна. Вы можете почувствовать всю боль и эмоции, которая испытывает её героиня, когда узнает, что история начавшаяся в глубоком прошлом, связана с её матерью».

Бирн не может сдержать эмоций, когда говорит о совместной работе с Кейджем: «Николас — это что-то уникальное, он всегда на шаг впереди тебя».

«Роуз невероятно естественно смотрится на экране, — говорит в свою очередь о своей партнерше Кейдж. — У нее настолько широкая эмоциональная палитра, что она может сделать свои сцены буквально осязаемыми, зритель чувствует их кожей».

В фильме сыграли два маленьких, но одаренных актера. Калеба, сына Кейджа играет девятилетний Чандлер Кентербери, обладатель премии Young Artist Award за роль в телевизионной драме Criminal Minds. Кроме того, Чандлер сыграл вместе с Брэдом Питтом в картине «Загадочная история Бенджамина Батона».

По словам продюсеров, они искали такого ребенка-актера, который не выглядел бы на экране как ребенок-актер. «Мальчик должен был быть совершенно естественным, и с этой задачей Чандлер отлично справился, — говорит Блюменталь. — Мы первый раз наблюдали, чтобы ребенок настолько органично смотрелся на экране. Дети, которые работают в Голливуде, развиты не по годам, это маленькие, но актеры, чего нельзя сказать про Чандлера. Он — простой мальчик из Техаса, лишен всякой искусственности, что дает большой плюс его игре, сказывается на его артистической манере».

Десятилетняя Лара Робинсон играет сразу две роли — Люсинду (девочку, которая нарисовала рисунок) и её правнучку, которая является ключом к тайне.

Актерам был задан вопрос, чтобы они сами положили в капсулу времени.

Роуз Бирн: «Я бы хотела положить туда дневник, содержащий что-то очень необычное, какие-либо секреты».

Чандлер Кентербери: «А я бы положил туда фотографию моей семьи, чтобы все видели, как здорово нам вместе. А ещё, может быть, конструктор Lego».

Стивен Джонс-Эванс: «Я бы хотел замуровать в капсуле себя. Это было бы просто невероятно: законсервировать себя в капсуле, а потом собственными глазами увидеть будущее. Конечно, можно было бы законсервировать свой мозг или ещё что-нибудь».

Николас Кейдж: «А я бы положил туда этот фильм».

Алекс Пройас

Алекс рано увлекся искусством кино. Первую видеокамеру он получил на свое десятилетие. В возрасте семнадцати лет он поступил в киношколу своего родного города Сиднея. Его первая студенческая работа — короткометражка Groping получила международное признание и приз на Лондонском Кинофестивале в 1982 года.

Первый полнометражный фильм Пройаса Spirits 1989 года принес Алексу признание кинокритиков. Пройас написал также сценарий к этому фильму и стал его сопродюсером.

В 1994 как режиссер и сценарист он поставил короткометражку Welcome to Crateland, которая была показана в конкурсной программе Каннского Кинофестиваля. В этом же году он закончил работу над мистическим триллером «Ворон» с Бренданом Ли. Этот фильм стал переломным моментом в творчестве режиссера. Вскоре после выхода картины Алекс создает свою собственную продюсерскую компанию Mystery Clock Cinema.

В 1998 году выходит ещё одна культовая лента режиссера — картина «Темный город» с Кифером Сазерлендом, Дженнифер Коннелли и Уильямом Хертом.

В 2002 году Пройас закончил работу над картиной Garage Days для компании Fox Searchlight. Премьера ленты состоялась на Кинофестивале в Санденсе в 2003 году.

И, наконец, в 2004 году выходит настоящий хит, фантастический триллер «Я, Робот» с Уиллом Смитом, собравший в мировом прокате 400 миллионов долларов.

Николас Кейдж

Николас Кейдж является обладателем премии Оскар, которую он получил за роль алкоголика в драме «Покидая Лас-Вегас» Майка Фиггиса. Эта роль принесла ему также Золотой Глобус, приз Национального Совета Кинокритиков и другие награды.

Статус звезды подтвердили номинации на премии Оскар, Золотой Глобус и BAFTA за роль в комедии Спайка Джонса «Адаптация».

Кейдж получил номинации на Золотой Глобус за роль в ленте Moonstruck («Власть луны»), где сыграл любовника Шер и за роль в романтической комедии Honeymoon in Vegas («Медовый месяц в Лас-Вегасе») с Сарой Джессикой Паркер.

Карьера Кейджа в кино началась в 1983 году, когда он сыграл в ленте своего дяди Френсиса Форда Копполы «Бойцовая рыбка». Николас Кейдж — сын профессора по литературе Аугуста Копполы, брата Френсиса Форда Копполы, но ещё в самом начале карьеры поменял свою фамилию, чтобы самостоятельно добиться успеха в кино. И успех пришел к нему уже к концу 80 годов, после ряда ярких ролей в кино.

Кейдж снялся также в фильме Дэвида Линча «Дикие сердцем», который получил Золотую Пальмовую ветвь на Каннском Кинофестивале в 1990 года.

В 2002 году Кейдж дебютировал в кино как режиссер, когда вышел его фильм Sonny с Джеймсом Франко и Миной Сувари.

В этом же году продюсерская компания Кейджа Saturn Films выпустила ленту «Жизнь Дэвида Гейла», где снялись Кевин Спейси, Кейт Уинслет и Лора Линни. Saturn Film выпустила также картину «Тень вампира», за роль в которой Уильям Дефо номинировался на премию «Оскар».

Роуз Бирн

Успех пришел к Бирн после того, как она снялась в австралийской криминальной драме Two hands («Пальцы веером») с Хитом Леджером. После этого она снялась у Клары Ло в трагикомедии «Богиня 1967». За роль в этой ленте она получил приз как лучшая актриса на Венецианском кинофестивале. Роуз Бирн можно видеть как в масштабных блокбастерах («Троя», «Звездные воины: Атака клонов»), так и в небольших независимых лентах (I capture the castle, The Dead girl). Фильмография Роуз включает в себя такие фильмы, как «Пекло» Дэнни Бойла, «28 недель спустя», «Мария Антуанетта» Софии Кополлы, «Одержимость» Пола МакГигана…

Недавно актриса номинировалась на «Золотой Глобус» за роль в телевизионном сериале Damages («Ущерб»). Кроме того, Роуз — успешная театральная актриса. Её можно увидеть на сцене престижного Sydney Theatre Company.