Одесский 12-20 июля 2013
Международный кинофестиваль

НОВОСТИ

ОМКФ-2013. День 1-3: открытие, борода и Баумбах

Одесский кинофестиваль иногда называют нашими Каннами, и, возможно, в этом что-то есть. Море, хорошее настроение, амбиции. Программа Канн из года в год становится слабее, фестиваль все больше критикуют за ужасный отбор. Талантливые фильмы там можно увидеть чаще всего вне конкурса, а радикальные режиссеры навеки остаются в «Особом взгляде».

Зачастую на Лазурном побережье куда важнее звездная тусовка, а не смелое кино (за последним лучше ехать в другое место, в ту же Вену или Торонто). Но главное все же — атмосфера.

Так мы плавно переходим к Одессе. На открытии присутствовала сама Кира Муратова. И это знаковое событие. Были еще странные митингующие, размахивающие плакатами Сталина. Был фильм открытия — «Все пропало», который как раз привезли из Канн. «Все пропало» — это минималистичное кино, где один престарелый мужчина (Роберт Редфорд) 106 минут борется с морской стихией. Кто он такой, как оказался на своей яхте — остается за кадром. Есть только герой и море. Все это, правда, напоминает старые научно-популярные ленты, которые были в ходу в США в середине прошлого столетия. Там известный актер появлялся на экране и на примерах рассказывал зрителям, как надо что-то делать: спасаться от ядерной бомбы, от русских или от прыщей на лице. В этой картине актер Рефдорд проделывает практически то же самое. Он вытаскивает свою яхту из ловушки, чинит дыру в корпусе, пошагово показывает, как нужно действовать во время шторма, как спасаться на надувной лодке, ловить рыбу и даже запускать спасательные ракеты. Все это он делает с невозмутимым лицом, и выглядит подобное довольно трогательно, но при этом как-то совершенно не нужно. В результате после показа многие обсуждали даже не саму историю, а то, почему на протяжении всего действия фильма (вроде как 8 дней) у Редфорда не то, что не вырастает борода, но даже не появляется и признака щетины.

Главное же событие первых дней — лента «Фрэнсис Ха». Фильм Ноа Баумбаха заменил в Одессе анонсированного изначально Франсуа Озона — и, может быть, это к лучшему. «Фрэнсис Ха» — очень трогательная история о девушке (новая звезда американского независимого кино — Грета Гервиг), которая занимается не своим делом. Кроме того, это еще и традиционная любовная история (парень встречает девушку, они вместе, расстаются и снова встречаются), где на месте пары оказываются две подруги. Причем никаких пошлостей или нетрадиционных ориентаций. Просто история о дружбе. В фильме Баубмбах, приятель Уэса Андерсона, дает множество цитат на первые картины Годара и Трюффо, снимает все на ч/б, от веселой сказки переходит к грустной истории о разочаровании жизнью. Но в конце концов заканчивает все невероятным образом: главное в этой жизни — найти свое предназначение, и тогда весь мир вокруг тебя, в прямом смысле, заиграет новыми красками.

Два главных разочарования фестиваля пока — это «Когда я умирала» Джеймса Франко и «Пена дней» Мишеля Гондри. Актер, режиссер и все на свете Франко экранизировал Фолкнера и использовал в своем фильме практически все штампы независимого кино: от дрожащей камеры и разделения экрана на две части до сверхкрупных планов и закадрового голоса. Возможно, таким образом он хотел передать все разнообразие литературного оригинала. И все бы ничего, но смотрится это совершенно ненужно и бестолково. Из очень эмоционального произведения вышло совершенно бессмысленное упражнение в стиле. Мол, вот смотрите, как умею.

Похожая игра мускулами была и в «Пене дней», также экранизации — одноименного романа Бориса Виана. Но его проблема в другом. У Виана в оригинале было множество причудливых образов (от музыкальных коктейлей, которые делаются с помощью пианино, до лилии, растущей в легких), у Гондри их получилось не просто много, а зашкаливающе много. С самых первых кадров на нас буквально обрушивается безумное количество образов. Причем герои в исполнении Одри Тоту и Ромена Дюриса дополняют все это еще и постоянным кривлянием. Тошнота подступает мгновенно, шутки кажутся одна примитивнее другой, а анимационные вставки надоедают уже на пятой минуте. «Пену дней» Гондри уже успели назвать хипстерским фильмом (по своей манере герой Дюриса — это 100-процентный представитель этой группы), и это кажется и есть его идеальная аудитория. Отсюда и шутка дня: смотреть эту киноработу также непросто, как носить бороду и кепку в 40-градусную жару.

Стартовал также и международный конкурс. Самый слабый там пока фильм «Грядущее». Это история о парне и девушке, родители которых погибли в автокатастрофе. Однажды юноша приводит двух приятелей из качалки, и те предлагают ограбить дом престарелого актера, звезды трэш-фильмов (Рутгер Хауэр). Для этого девушка становится его любовницей, постепенно проникаясь к нему симпатией. Больше в фильме не происходит ничего. Зато есть многозначительные проходы, закадровый голос, рассуждающий о жизни, и достаточно обнаженного тела. Похожая бессмысленность была и в ленте «Влюбиться до смерти», другом конкурсном фильме с кучей звезд (Шайа ЛаБаф, Мадс Миккельсен, Тиль Швайгер), путешествиями и криминальным сюжетом о любви.

Вообще, конкурс Одесского фестиваля — это прежде всего ненапряжные фильмы, о которых ты ничего не вспомнишь на следующий день. Так, на данный момент лучшая работа смотра — «Ланчбокс» — традиционная американская мелодрама в стиле «Вам письмо» с Томом Хэнксом, только снятая в индийских декорациях. Женщина отсылает с курьером обед своему мужу. Ланчбокс (коробка с ланчем) с едой попадает по ошибке к другому — готовящемуся к пенсии бухгалтеру. Между ними завязывается переписка (письма они шлют друг другу в этом самом ланчбоксе), где каждый из героев рассказывает о своей грустной жизни. Таких кинокартин было снято сотни, и все они мало чем отличаются друг от друга. О них принято говорить что-то в стиле «милое кино», кино, которое с удовольствием посмотрят мамы и впечатлительные девушки, переключающие канала на ТВ. Но можно ли говорить об этом фильме что-то в контексте кинофестиваля? Это уже непростой вопрос.

ЕЩЁ НОВОСТЕЙ ОМКФ 2013

оКино — все о кино

Спецпроект ОМКФ 2013
подготовлен и поддерживается
порталом okino.ua

Четвертый Одесский международный
кинофестиваль 12-20 июля 2013