Рецензии пользователя Антон Филатов

На сегодняшний день фильм «Майдан» — единственное кинопроизведение, которое имеет все шансы остаться в истории, как наиболее внятное экранное отображение событий в центре Киева зимой 2013–14 годов.

Этот фильм — как операция на открытом сердце страны, оказавшейся в большой опасности. «Майдан» рассказывает о хаосе и массе недифференцированных людей, слоняющихся по площадям. Время от времени этот поток становится целенаправленным. Показываются их кухня и организованность, их случайные песни и стихи, а также в основном закадровый поток выступлений и призывов со сцены.

По результатам Каннского кинофестиваля-2014 критики составили рейтинг лучших фильмов кинофорума, разместив на втором месте именно «Майдан». Его назвали наиболее гуманистичной картиной из всех 140 лент, числившихся в этом рейтинге.

Режиссёр картины Сергей Лозница показывает единство народа в период кризиса, когда самые разные люди собираются вместе для единственной цели — независимости Украины. Визуализацией единства людей становится украинский флаг, который можно увидеть чуть ли не в каждом кадре фильма. Их много установлено на самой площади. Кроме того многие митингующие носят флаги на плечах.

Пожалуй, главное, что отличает картину Лозницы — принцип съёмки. Можете ли вы назвать еще хоть кого-то, кто бы столь невозмутимо и сдержанно снимал революционные события с переднего края баррикад?.. Манера съемки Лозницы — это отказ от избыточности и патернализма. Именно поэтому вы не встретите в этой картине каких-либо комментариев за кадром. «Это мой метод. Я думаю, что аудитория достаточно умна, чтобы все понять…», — комментирует режиссер.

Благодаря своей, на первый взгляд, отстранённости в изображении событий Евромайдана, Лозница заставляет зрителя подробнее вдуматься в события. Это картина прежде всего для мыслящего зрителя, который пытается во всём, что видит — докопаться до сути. Поэтому, наверное, она и не понравилась столь многим.

«Майдан» Лозница создавал отдалённо. Он не бегал по центру Киева с камерой, не рисковал попасть под обстрел или летящую брусчатку, не прятал голову поглубже в шлем… Он лишь монтировал и курировал съёмку, которую проводили двое талантливых операторов Сергей Стеценко и Михаил Елчев.

Лозница, инициировав этот фильм и оплатив его создание, работал главным образом над монтажом и озвучиванием фильма. Подобным образом он работал и над своими документалками «Блокада» и «Представление». Последние создавались так на основе материала, который сам Лозница не снимал. Для них он использовал лишь кинохронику. Эти старые кадры он отреставрировал, смонтировал в нужной для своей задумки последовательности и озвучил. В результате получились действительно замечательные картины.

Что ж, когда режиссёр искал материал для «Блокады» и «Представления», то пытался выделить в огромном потоке киноматериала лишь те записи, которые являются отображением тектонических сдвигов истории. В этом плане «Майдан» стал для Лозницы по сути столь же значительным фильмом. Правда, уже про сегодняшние события.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.