Рецензии пользователя Recensista

ГДР, 1980 год. Женщина по имени Барбара (Нина Хосс) подает заявление на выезд из страны, а вместо этого её под надзором спецслужб отправляют работать в провинциальную больницу. Мечтая выбраться из ненавидимой страны Барбара трудится в поте лица, обретает друга и лелеет мечты о счастье, которого по её мнению в ГДР не было и не будет.

Кристиан Петцольд принадлежит к режиссёрам так называемой «берлинской школы», которой присущи минималистичность, крайний реализм на экране и глубина истории. Уже в пятый раз он снимает в своих фильмах свою музу — Нину Хосс («Напоминание», «Вольфсбург», «Йелла» («Серебряный медведь» за лучшую женскую роль) и «Йерихов»). И уже в третий раз он с «Барбарой» поборолся за высшую кинонаграду Берлинале (в 2005 — «Призраки», в 2007 — «Йелла»). И «Барбара» получила заслуженный приз — «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.

Барбара в лице Нины Хосс — это холодная и замкнутая в себе умная женщина, которая столкнулась с непереборимой силой в лице тоталитарного государства и его спецагентов во главе с Шутцем (Райнер Бок), для которых свободолюбивая врач — лишь воплощение сопротивления режиму. Авторы не сразу, а шаг за шагом приоткрывают её историю, разъясняя какие мотивы двигали Барбарой при подаче заявления и какие чувства она испытывает сейчас, переехав из берлинской «Шарите» в презираемую ею провинцию.

Сгущая краски, неприглядно описывая быт жителей Восточной Германии, постановщик добивается нужного эффекта и убеждает зрителя в том, что мир главной героини абсолютно её не устраивает, сжимает её со всех сторон (к примеру, проверками «штази»). И в то же время нас иногда вовлекают в её редкие сиюминутные встречи с любимым мужчиной-бизнесменом (Марк Вашке) из ФРГ будь то в лесу или в отеле.

На этом фоне совершенно неожиданно для самой Барбары к ней проникается теплыми дружескими чувствами зав.отделения больницы Андре (Рональд Церфельд, который играет также в немецкой «Невидимой»), который как и она щепетильно относится к работе, выказывает состраданием больным и общение с которым доставляет ей удовольствие. Таким образом героиня слишком остро воспринимающая бренность бытия, неожиданно раскрывается перед человеком, которому не чужды её проблемы и чувства, и постепенно проникается опасным положением пациентки Стеллы (Ясна Фритци Бауэр).

Несмотря на сухость и минимализм постановки, «Барбара» оказывается достаточно умной драмой на популярную в новой Германии тему. В 2000-х тема обрела благодарную кинопочву в лице трагикомедии «Гудбай, Ленин!» и серьёзной оскароносной драмы «Жизни других». Что примечательно, все три фильма сняты под разными ракурсами, с присущими только им чертами. И в одночасье все они в унисон подчеркивают болезненную для многих немцев историю раздельного проживания в ФРГ и ГДР. В «Барбаре» тем более любопытно следить за героиней, поскольку картина плавно подводит нас к финалу, в котором она должна будет сделать правильный выбор. Отрадно, что делает она всё верно, ещё раз покоряя своим благородством и принципиальностью, которая может не только вредить, но и нести людям добро.

Картина не слишком дотошна, но красноречива в деталях и отснятых кадрах: так, часто в кадре Барбара проезжает по проселочной дороге на велосипеде при порывистом ветре, либо её переживания дают крупным кадром. Стоит сказать, что актёрский тандем Хосс и Церфельда придаёт фильму ещё большего психологизма и глубинности, перед зрителем обнажаются не только социальные неурядицы в ГДР, но и любовное чувство, которому Барбара не изменит.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.