Рецензии пользователя Recensista

  • Советник
    The Counselor (2013)

    Ублюдкам здесь не место

    15 ноября, 2013, 13:52

Советник без имени (Майкл Фассбендер) нарывается на крупные неприятности, когда соглашается на сделку по перевозке кокаина на 20 миллионов из Мексики в США, заручившись поддержкой приятеля Райнера (Хавьер Бардем) и посредника Уэстера (Брэд Питт). Советник думает, что одного раза крупно подзаработать хватит на счастливую жизнь с Лаурой (Пенелопа Крус), не подозревая, что собственную игру ведет девушка Райнера Малки́на (Камерон Диаз).

Ридли Скотт за долгие годы режиссуры зарекомендовал себя постановщиком, охотно берущимся за разные жанры. Он дебютировал «Дуэлянтами», затем снял культовых «Чужого» и «Бегущего по лезвию», отвлёкся на «Тельму и Луизу» и «Солдата Джейн», чтобы в 2000-м выстрелить пеплумом «Гладиатором». «Советник» — достаточно смелый проект, с которым легче всего провести параллели с дебютными «Дуэлянтами»: и там и там Скотт сталкивает лоб в лоб два совершенно разных мира. В фильме звучит многозначительная фраза, что «мир, в котором вы хотите исправить ошибки, отличается от того мира, в котором вы их совершили». Собственно, цитата становится определяющей в судьбе главного героя, казалось пострадавшего ни за что.

«Советник» обманчиво начинается с наивной постельной сцены, перерастающей в более зрелищную аризонскую охоту с настоящими роскошными гепардами, с которыми любит себя сравнивать татуированная стерва Малкина с золотой фиксой во рту. Её парень — это философствующий гангстер с дикой прической и чудными костюмами Райнер, живущий на широкую ногу, чем отличается от своих коллег по ту стороны границы. Естественно, и персонаж Бардема и персонаж Питта — приблатненный «ковбой» — предупреждают адвоката о темной стороне работы и точке невозврата, на что тот отвечает отговорками вроде «приму к сведению» или «спасибо».

Оригинальный сценарий к триллеру написал американский классик Кормак МакКарти, книги которого в последнее время активно экранизируются. Вспомним, например, фильм по его «Старикам тут не место» братьев Коэнов, по тематике, пустынным пейзажам и даже Бардему очень близких к «Советнику». В триллере Ридли Скотта с налётом неонуара персонажи толкают длинные витиеватые речи, превращая каждую свою встречу в болтливые рассуждения и байки о том о сём, советуя герою Фассбендера дважды подумать, прежде чем ступать в криминальный мир. Советник слишком самонадеян и уверен в том, что всё, за что он берется, непременно ждёт успех. Впрочем, наглая самоуверенность губит в ленте не только новичков, но и расслабившихся профессионалов, со смаком приводящих примеры беспредела мексиканской наркомафии — от снафф-порно до болито.

Но основной акцент Скотт и МакКарти делают на другом, банально, но жёстко проталкивая правду, «у которой никогда нет температуры», о том, что всегда нужно платить за свои грехи, ошибки и преступления, обратного пути для которых нет. И, как правило, по счетам платишь не столько ты, сколько твои близкие. Вообще триллер богат на потрясающие фразы, которые буквально могут придавить весь сюжет одним своим весом. «Дело не в том, что ты тонешь, а в том — что ты тянешь на дно» и многое другое первую часть фильма произносится здесь всеми кому не лень. А между этими намеками, предупреждениями и нравоучениями мы наблюдаем кровавое роуд-муви с напичканным наркотиками контейнеровозом из Мексики.

Авторы настойчиво наводят на мысль о том, что в мире тварей может выжить только тварь и здесь как никогда пробивается наружу один из любимых МакКарти постулатов о зле, которое бывает куда хуже смерти. И меньше всего хочется верить перу писателя, твердо уверенного во всесильности наркокартелей, у которых явно мозги набекрень с извращенными сексуальными понятиями.
По форме и содержанию фильм выгодно отличается от привычного голливудского формата, где все разложено по полкам изначально. Как написал в своей колонке один из моих коллег по цеху «около 115 минут из 117-минутного хронометража, я не был уверен, кто и чем здесь был занят, и кто вообще здесь кто — и это прекрасно». Действительно Скотт разбрасывает по экрану персонажей и сводит их в незаконченные цепочки взаимосвязей, предлагая зрителю самому додумать обрывистое действие.

«Советник» — полное пессимизма и сожаления произведение на тему человеческой натуры, жаждущей наживы и авторитета, чего угодно, лишь бы не скучной адвокатской практики. Такое чувство, что фильм снимали два разных человека; отчасти это так, ведь посреди съемок фильма в прошлом году Ридли Скотт сделал перерыв, чтобы проводить в последний путь другого режиссёра, родного брата Тони, однажды высказавшегося на тему обреченного человека в «Гневе». Разумеется, утрата не могла не сказаться на трагическом настрое криминальной драмы.

«Советник» оказывается противоречивой, но любопытной криминальной картиной об алчности и специфике работы с нарокартелями, которая однозначно запомнится эскападой Камерон Диаз на лобовом стекле и самой впечатляющей сценой убийства в кино в этом году.

Автор благодарит кинотеатр «Киев» за просмотр фильма Ридли Скотта «Советник».

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.