Рецензии пользователя Recensista

  • Отдать концы
    Bite the Dust (2013)

    Эксцентричная, но не совсем понятная попытка показать человека после "конца света"

    27 ноября, 2013, 12:58

В одной русской деревеньке на краю света становится известно про вполне возможный конец света. Всё бы ничего, но долгожданное столкновение кометы с Землёй не происходит. За это время жители населенного пункта по-своему прощаются с жизнью: кто накрывает столы, кто уходит к жене соседа и т. д.

Выпускница режиссёрской мастерской ВГИКа Таисия Игуменцева в прошлом году стала немного знаменитой, победив в конкурсе Cinefondacion в рамках Каннского кинофестиваля со своей короткометражкой. В этом году молодая кинематографистка с бессменной сценаристкой на призовые деньги сняла дебютный полный метр «Отдать концы», к которому стоит отнестись не столько как оригинальному фильму, сколько как к декоративной зарисовке о радостях и горестях человеческого бытия.

Игуменцева перенесла на экран не самый сильный сценарий, который легче рассматривать, как набор забавных эксцентричных сценок из жизни немногочисленных обитателей условной деревни. В «деревне» постановщицы местный люд представляет собой абстрактное сообщество, в котором никогда не бывает новостей и всё идет своим чередом. Один — одинокий технарь Ваня (Сергей Аброскин) изобретает смешные вещи, конструирует «витрувианского человека» и пьёт залпом водку с местным владельцем коровы по кличке Конфета алкашом Васильичем (Юрий Лауциньш). Другой — резчик по дереву (Дмитрий Куличков), который давно уже не общается с собственной женой (Анна Рудь). В ещё одной семье царит такое же недопонимание. Несколько экстравагантно на их фоне смотрится местная бабушка (Ёла Санько), когда-то помешанная на марксизме-ленинизме, а теперь ударившаяся в религию.

Специально для синефилов здесь присутствует и «их» персонаж в виде интеллигентной вдовы (Ирина Денисова), которая держит в селе пристойный киноклуб с внушительной коллекцией DVD-дисков и провинциальными постерами вроде «Сияние» или «Титаник». Как правило, на таких собраниях встречается всё население (которое можно пересчитать по пальцам) чтобы посмотреть какую-нибудь новинку вроде «Молчания Лорны» Дарденнов. Собственно, только здесь и могут все встретиться, узнав ошеломительную новость про грядущий апокалипсис.

Авторы фильма чересчур увлекаются построением фактурных декораций и эксцентричными чертами характеров персонажей. При этом к сожалению ни один из них не претендует на главную роль; тут даже корове отведено ровно столько же экранного времени, сколько истории любви одиноких вдовы и технаря. В каждой сцене чувствуется прилежание и терпение киношников, пытающихся наполнить будь то дом или улицу уютом и любопытными деталями. Но «Отдать концы» не складывается в общую картину; к тому же создаётся впечатление, будто актёры вынуждены чётко следовать сценарному плану — а это смерти подобно в лентах, призванных душевно, с тактом и расстановкой показать русскую душу в необычных обстоятельствах.

У Таисии Игуменцевой некоторые из героев бросаются во все тяжкие, рассчитывая получить от жизни всё им причитающееся. Однако как и в любой другой притче мира очень скоро все понимают, что счастье — это и есть быть самим собой и порой его не замечаешь, поглядывая по сторонам и налево. Всё это подано с дождевым налетом меланхолии и бессмысленной радостью и только корова Конфета напоминает о реальности будней на земле. Автор идёт ещё дальше и располагает персонажей в некомфортных условиях: дата конца света пришла, но сам апокалипсис так и не наступил. Взамен она погружает жителей деревни в реальный потоп-наводнение, где лучшим средством передвижения служит деревянный уличный туалет с оригинальным веслом наготове.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.