Рецензии пользователя Recensista

  • 12 лет рабства
    12 Years a Slave (2013)

    Проникновенная бескомпромиссная драма о торжестве духа

    16 декабря, 2013, 14:04

В фильме идёт речь о реальном человеке — чернокожем свободном скрипаче и семьянине Соломоне Нортапе (Чиветель Эджиофор), проживавшем в первой половине XIX века в штате Нью-Йорк. Однажды он согласился на выгодное предложение подработать в Вашингтоне, но в результате был похищен и продан в рабство в Новом Орлеане. 12 долгих лет Соломон будет пытаться выбраться из рабства, чтобы вновь увидеть свою семью.

Изначально художник Стив МакКуин снискал успех в мире кинематографа совсем недавно: в 2008-м он дебютировал с «Голодом», а в 2011-м поставил «Стыд» и в обоих случаях главную роль исполнил Майкл Фассбендер. Для своего третьего режиссёрского опыта уже признанный множеством фестивалей постановщик избрал мемуары реально существовавшего Соломона Нортапа, продемонстрировавшего необычайную силу духа, выбравшись из многолетнего рабства. Проекту давно сулят не только тёплый зрительский приём, но и ворох вполне реальных номинаций на «Оскар».

Конечно, можно взывать к предвзятости американской Киноакадемии в выборе тематических лент для шорт-листов. Но в случае «12 лет рабства» можно утверждать, что МакКуин не столько воспользовался потенциально хитовым сюжетом, сколько показал на фоне «позора американской истории» человека, прошедшего сквозь годы обид и унижений. Американский кинематограф за последний год выпускает уже третью картину про рабство. В начале года зрители увидели комичного «Джанго освобожденного» Тарантино и нарочито серьезного «Линкольна» Спилберга. Если последний ушёл с «Оскара» не солоно хлебавши, то трагикомедия про освобожденного раба и доктора Шульца получила заслуженные призы и тёплый отклик публики.

Впрочем, все три фильма обязательны к просмотру зрителями, желающими понять изнанку и особенности американской истории сквозь призму рабства, господствовавшего на континенте вплоть до 1865 года. В «12 лет рабства» МакКуин абсолютно бескомпромиссно подходит к непростой для восприятия теме, не оставляя главному герою никакого фантастического плана побега. Напротив, талантливый музыкант очень быстро делает выводы и долгие годы играет по правилам ненавистных плантаторов, лелея в глубине души мизерный шанс на бегство и возвращение домой. Поначалу он даже задумывает бунт на корабле, следующий из Джорджии, позже следует советам других рабов, прикидываясь неграмотным.

МакКуину посчастливилось собрать в своей этапной картине блестящий актёрский состав. Трёх рабовладельцев играют Пол Джаматти, Бенедикт Камбербэтч и Майкл Фассбендер; их экранное время возрастает в порядке перечисления. От дельца Фримана Соломон попадает к человеколюбивому Форду, который однако рабство воспринимает как нечто данное Господом Богом. После череды испытаний похищенного негра за долги отдают садисту Эппсу, одинаково издевающийся не только над ним, но и над бедной «королевой полей» Пэтси (Лупита Нионго), у которой Соломон получает моральную поддержку. Если сам Эджиофор в роли утратившего свободу парня впечатляет, то Фассбендер похоже вышел на пик актёрской формы, поражая своей нечеловечной жестокостью и эксцентрикой с экрана.

То, что МакКуин — непростой голливудский постановщик, говорит его своеобразный подход к съемке: здесь в наличии и затяжные крупные планы и символичные кадры. В остальном байопик кажется временами скучным, хотя от экрана не оторваться. Персонажи часто в кадре собирают хлопок, поют спиричуэлс, пляшут по приказу хозяина в полночь и т. д. Благодаря этим действиям автор даёт понять, каково это стать рабом, если до этого ты ценил радость свободы.

«12 лет рабства» — яркий по форме и содержанию фильм, который запомнится актёрскими работами и привлечет внимание мощной биографической основой.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.