Рецензии пользователя PokerFace

Итак, чтобы всем сразу стало понятно, «Морпехи» Сэма Мендеса — это совсем не «9 рота» Бондарчука. Хотя фильмы и схожи некоей подготовкой зрителя к «боевым действиям»: сначала героев изводят на учебке, потом, попав на огневой рубеж, они понимают, что стрелять им еще не скоро придется. Тут, собственно, сходство и заканчивается. Да и неудивительно, ведь в первом случае мы смотрим на работу бывшего режиссера классического театра, а во втором — полнометражный, фильм профессионального клипмейкера. Отличие в итоге очень существенное.

Если клипмейкер состряпал своеобразную историю о битве и спасении Родины, то бывший режиссер классического театра и оскароносец создал нечто иное. В картине «Морпехи» речь пойдет не о войне, как может показаться на первый взгляд. Войны в привычном понимании этого слова мы не увидим… Перед нашим взором откроются тяжелые будни военного отряда, в котором каждый борется с откровенной скукой и мечтает о женской ласке. Все это на пугающем фоне горящих нефтяных скважин и жестокой жары, а единственный намек на реальные боевые действия так и останется намеком. Но это и ладно, ведь Мендес не думал создавать фильм именно про войну. Талантливый режиссер с богатым потенциалом — ему все же удается сделать несколько ремарок в тему. Взять хотя бы превосходный эпизод, где полковник толкает речь перед солдатами, прибывшими в Ирак. Конечно, тема эта стара как мир, мол, война это, прежде всего, искусно обыгранная пиар-кампания. Но тут важно настроить бойцов на нужный лад, и спич полковника в этой ситуации очень похож на комедийный бенефис или даже на церковное красноречие… Хотя на войне все средства хороши.

В одном интервью Мендес признается: «Я не Оливер Стоун». И правда — режиссура старого вояки Стоуна, отдавшего год жизни Вьетнаму, разумеется, была бы совершенно другой. А у не служившего ни разу выпускника Кембриджа несколько иные взгляды, и в который раз обсасывать наболевшую тему иракской войны он не собирается. Хотя победный крик солдата в конце фильма, что «нам никогда больше не придется возвращаться в эту дыру», как бы говорит о том, что это все-таки война, а не экскурсия по конфетной фабрике. Но прежде всего Мендес озабочен курьезным и даже абсурдным обстоятельством, где новобранец, читающий на толчке в казарме «Постороннего» Камю, внезапно оказывается самым что ни на есть адекватным человеком, хоть и ненадолго. Да, глупо выглядят эпизоды облачения в броню под рокерский аккомпанемент заводной Get It On в исполнении T.Rex. Но так и должно быть, потому что без этого выраженная неровность фильма и его прыгающее туда-сюда действие будут просто резать глаза. Мендес не собирается отвечать на вопрос, присущий классике жанра: «так кто же виноват?». Он лишь акцентирует внимание в ключевых моментах фильма на том, как замученный каждодневными претензиями высших чинов солдат постепенно звереет по образу и подобию своего начальства. И как впоследствии спадает толстая командирская броня и за ней открываются такие же растерянность и недоумение, что и у новобранцев.

Отдаю честь трем главным актерам, которые все это дело сыграли весьма достойно. Да, дорогого стоит мимика Джейка Джилленхола после сцены в палатке, где он накинулся на проштрафившегося солдата, чей зад он прикрывал. Или внезапный срыв героя Питера Сарсгаарда в миг, когда ему запретили совершить один лишь смертельный выстрел. Или лик Джейми Фокса, который в конце объясняет Джилленхолу, какого он тут делает. Что же до патриотичной солдатской ноты «спасибо, боже, что я морпех» — тут Мендес так подает ситуацию, что кажется, у бойцов просто нет иного выбора, кроме как этой самой нотой и разъяснить себе, какого черта ты погряз в этом говне! Вот и в заключительных словах главного героя о том, что раз морпехом побывал, им и останешься, далеко не гордость звучит. В его словах слышится горькая правда того, что после всего пережитого хаоса, ты уже никогда не забудешь, кем ты стал.

Что ж, Мендес постарался достаточно аутентично воплотить в своей драме «Морпехи» идею автобиографичной книги Энтони Своффорда и передать присущий антураж «войны в заливе» глазами нескольких бравых ребят. Однако огненный смерч в душе у зрителя во время просмотра, к сожалению, не появится.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.