На 25-м часу временного отрезка, который мучительным образом переживает парень из Бруклина по имени Монтгомери Броган, ему предстоит отправиться в тюрьму. Уже скоро Монти придется возвращать свой долг обществу по обвинению в торговле наркотиками. Пока же герою в исполнении Эдварда Нортона остается осмыслить все происходящее и проститься с близкими. Прощальная вечеринка станет для Брогана возможностью обдумать свой недолгий жизненный путь, который через 25 часов будет переломлен пополам.
Вся картина Спайка Ли целиком и полностью держится на актерской работе Нортона. Без него фильм бы смотрелся скучновато: практически все сцены без участия главного героя выглядят затянутыми и не такими уж интересными. Однако главная звезда фильма переживает экзистенциальный кризис своего героя на все сто. В его уходе в тюрьму нет ничего героического, нет красивой позы — это только страдание и ужас в преддверии новых страданий.
Очень важно, что создатели фильма не преподносят и саму тюрьму в привычной для голливудского кино манере. Спайк Ли, умело манипулируя зрительским вниманием, позволяет прочувствовать, что в тюрьме людей низводят до состояния «бараньего стада». Это безликая тупая сила, практически рабы, живущие по законам, больше приличествующим звериному племени, нежели человеческому обществу. Государство заберет у главного героя долг предельно жестоким способом — и Монти страдает в ожидании этого ужасного момента.
Режиссерский и сценарный взгляд (сценарий написал Дэвид Бениофф, известный также по работе над «Троей» и «Росомахой») местами напоминает о Кафке с его неумолимо сминающей человека безликой системой. Однако в «25-м часу» есть место и лирике, и умиротворению, и спокойствию. Единственная проблема — концовка фильма слишком отдает навязчивой нравоучительностью. Подобную непростую тему можно было бы обыграть несколько тоньше.
Кинематография «25-го часа» в целом минималистична. Отметить можно разве что эффектную сцену у зеркала — исповедь героя Нортона, отсылающую к легендарной сцене из «Таксиста» Мартина Скорсезе. Эклектичное впечатление производит скорее сценарная канва. Бениофф затрагивает сразу много тем. И, разумеется, Спайк Ли ему в этом подыгрывает: режиссер общеизвестен своим вниманием к социальным проблемам современного ему американского общества.
Однако центральный сюжетный стержень позволяет фильму оставаться цельным, не распадаться на отдельные, наспех склеенные фрагменты. Этому не мешает и клиповый монтаж, который Ли наверняка «подсмотрел» в последних работах Тони Скотта и который местами наводит шороху на размеренное и камерное в целом повествование.
Подобно создателям еще одной примечательной картины 2000-х — «Планеты-Ка-Пэкс» — Спайк Ли «дразнит» зрителей открытым финалом. И, как и в случае с «Планетой», концовка на самом деле куда более однозначна, чем пытается казаться. Впрочем, эти кошки-мышки со зрителем вовсе не раздражают. Напротив, воспринимаешь их как, с одной стороны, подарок от режиссера массовой аудитории, с другой — фигу в кармане для всех остальных. Зрители, тем не менее, могут при желании додумать про себя собственный исход первой ночи Монти в тюрьме. Эта финальная «фишка» работает как грамотный финальный аккорд. Некоторый простор воображения для зрителя, которым на самом деле четко манипулируют. И, как и в случае с любым хорошим фильмом, вы вовсе не будете против того, чтобы вами поманипулировали.