Если вы все еще считаете, что фильмы об экономике и финансах скучны, вы просто не видели лучшие из них. К выходу в прокат «Игры на понижение» oKino.ua вспоминает еще пять фильмов, которые помогут не только приятно провести время, но и увлекательно объяснят сложные экономические процессы.

Уолл-стрит

История реальных событий, произошедших на нью-йоркской бирже в 1986 году, и первый фильм на экономическую тему, который обрел культовый статус. Его основные составляющие: начинающий брокер Бад Фокс, готовый на все ради карьеры, биржевой гуру Гордон Гекко и история закулисья финансового центра мира. Однако «Уолл-стрит» — это больше чем кино об одноименном месте, это целая энциклопедия бизнеса с его жестокими законами и лозунгом: «Жадность — это хорошо. Это — работает!». Но вместе с тем, фильм Оливера Стоуна — еще и критика американской модели жизни, пропагандируемой в 80-х президентом Рейганом. Не случайно после его выхода фамилия Гекко стала определением алчных биржевых дельцов. А сам герой Майкла Дугласа — примером классического менеджера высшего звена с Уолл-стрит. В фильме он толкает настоящие философские речи о корысти и наживе, а вся его жизнь подчинена зарабатыванию денег. Ради последнего он готов на все, включая нарушение закона и предательство тех, кто его окружает.

Волк с Уолл-стрит

Кинолента Мартина Скорсезе — это конечно классическая для режиссера история взлета и падения талантливого человека. Но за этим скрывается еще и множество фактов и деталей брокерской работы. Оно и понятно — фильм снят по мотивам мемуаров Джордана Белфорт, весьма одиозной фигуры. В 1990-х он создал маленькую фирму, продававшую дешевые акции по телефону. За несколько лет компания разрослась и насчитывала около тысячи человек. Таким образом отличный оратор и психолог Белфорт сумел сколотить целое состояние. Все подробности его взлета как раз и показаны в картине. Так же, собственно, как и причина его краха. Причем Скорсезе умудрился преподнести это все в веселом ключе, отчего «Волк Уолл-стрит» напоминает еще и настоящий фильм-вечеринку, где рассказ о хитрых финансовых схемах соседствует с нарко-трипом и оргиями в самолете.

Предел риска

Оригинальное название фильма Джей Си Чендора — «Margin call». Это экономический термин, означающий спекулятивные операции с заведомо заниженным залогом, что позволяет получить прибыль при падении цен. Именно подобные действия отчасти и привели в 2008 году к падению мирового финансового рынка. В своей ленте Чендор взял одну конкретную организацию и людей, стоящих за подобными операциями. И показал на этом маленьком примере систему, приведшую к таким страшным последствиям. Конечно, «Предел риска» не обладает тем драйвом, как, например, «Волк с Уолл-стрит», но за неспешностью и детальностью повествования скрывается оригинальный фильм-катастрофа. Здесь есть несколько героев, надвигающаяся буря, попытки спастись от нее и ожидаемое финальное крушение. Вот только в отличие от классических фильмов-катастроф, тут нет никаких взрывов, а есть только группа людей, замкнутых в четырех стенах, и цифры на мониторах, оповещающие о грядущем бедствии.

В компании мужчин

Критика корпоративной иерархии и рассказ о том, как рецессия (термин, обозначение которого вы точно запомните после просмотра) по-разному влияет на представителей больших финансовых организаций. В то время как всевозможные гендиректора и топ-менеджеры только наживаются на случившемся, простые сотрудники попадают под сокращения, а после ощущают на себе все последствия кризиса. Последнее кажется весьма актуальным не только в финансовых кругах: чтобы не терять прибыли владельцы любых компаний всегда увольняют подчиненных низшего звена, а в поисках дешевой рабочей силы с легкостью закрывают целые предприятие. В своем фильме Джон Уэллс как раз и показывает все эти механизмы в действии, оставляя место простым человеческим историям. Именно на примере нескольких сотрудников большой компании нам демонстрируют всю несправедливость современной финансовой системы, и герой Бена Аффлека на наших глазах проходит путь от рядового «синего воротничка» до безработного, погрязшего в тяжелейшей депрессии.

Банк

Конечно, мы и так знаем, что банки — это одно из самых больших зол в современном мире. И лента австралийца Роберта Коннолли вряд ли скажет вам что-то новое об этом. Однако в ней любопытна именно скрытая сторона банковской системы, где выгода зачастую просчитывается с помощью бездушных алгоритмов. Герой фильма, математик Джим Дойл, изобретает формулу, с помощью которой можно будет угадывать колебания фондового рынка. За этим изобретением тут же начинают гоняться банковские воротилы. Один из них, например, мечтает закрыть все мелкие финансовые компании, предоставляющие кредиты. Подобное еще больше сможет его обогатить, поставив попутно тысячи простых людей в тяжелое положение. В самом фильме, правда, хватает некой наивности и упрощения многих вещей, но даже так он лишний раз напоминает о современных экономических реалиях и человеческой алчности.