На этой неделе состоится премьера фильма «№ 44», где опальный эмгебешник ищет маньяка среди элиты Компартии. Это кино — очередная попытка западных кинематографистов снять что-то в советских декорациях. Ранее подобное получалось довольно противоречиво, вызывая усмешку у тех, кто не понаслышке знаком с совковым бытом. oKino.ua вспоминает пять показательных западных картин на советские темы, которые исчерпывающе передают взгляд со стороны на ту большую мифическую страну.

Красная жара

Один из самых нелепых, но от этого не менее любимых американских фильмов об СССР. «Красная жара» — это хит видеосалонов, то самое знаковое кино, которые многие из нас впервые смотрели на видеокассетах. Конечно, его нельзя воспринимать серьезно. В первую очередь, это комикс, а уже потом боевик, кино о совке или американо-советской «дружбе». По сюжету, Иван Данко (Арнольд Шварценеггер) выслеживает грузинских наркоторговцев в родной Москве, а затем отправляется за ними в Америку, где его напарником становится местный коп Арт Ридзик. Фильм Уолтера Хилла стал первой американской кинокартиной, которую разрешили снимать на Красной площади. Потом, правда, это кино обвинили в антисоветских настроениях. Но на деле же — это обычная сатира над всеми клише времен «холодной войны» и просто довольно забористый боевик в лучших традициях 80-90-х. А главное его достоинство — неестественные фразы Шварценеггера как на русском, так и на английском языке.

Эвиленко

1986 год, у власти находится Михаил Горбачев, в стране идет полным ходом Перестройка. Всюду уставшие люди, которым нет дела ни до кого, а на улице вечная серость. В это же время педагога по фамилии Эвиленко (Майкл МакДауэлл) выгоняют из школы за совращение несовершеннолетних. Он тут же устраивается на железную дорогу, сотрудничает с КГБ, а в свободное время начинает жестоко убивать людей. Все вместе — это вольный рассказ о самом известном маньяке СССР Чикатило. Его фамилию заменили на более простую для иностранного слуха Эвиленко (от английского слова evil — зло), а действие перенесли в Украину (большую часть картины снимали в Киеве). Режиссером выступил итальянец Дэвид Греко, поставивший за свою жизнь всего два фильма. Причем, главным его замыслом было показать историю маньяка, СССР же был здесь скорее символическим фоном и занятной диковинкой, придающей фильму более пугающую атмосферу.

Парк Горького

В московском парке имени Горького находят три обезображенных тела. За дело берется следователь Аркадий Ренко (Уильям Херт) и постепенно понимает, что к убийству причастно как КГБ, так и его возлюбленная Ирина. Хотя такие препятствия не способны остановиться бравого милиционера. В 1983 году снимать иностранцам в СССР было еще запрещено. Поэтому для своего фильма режиссер Майкл Аптед воссоздал Союз в Хельсинки и его окрестностях. Для этого всюду были развешены портреты Ленина и транспаранты с лозунгами, а на дороги выпущены десятки советских авто. Но если внешне в фильме тяжело к чему-либо придраться, то все остальное — это очередная игра на стереотипах. Плюс, у ленты совершенно дурацкий сценарий и если вначале он еще смахивает на крепкий триллер, то уже к середине превращается в настоящее шапито-шоу, где намешены шпионы, бандиты, американские бизнесмены, копы и даже разнообразные животные.

К-19

Режиссер Кэтрин Бигелоу всегда специализировалась на фильмах о крутых парнях и их одержимости своим делом. Иногда, правда, крутых парней заменяли крутые девушки, но сути дела это не меняло. В «К-19» в кадре нет Советского Союза, но есть история о его представителях — моряках первой советской атомной подводки. Также в наличии противостояние двух офицеров — в исполнении Харрисона Форда и Лиама Нисона — и отголоски «холодной войны». То есть, в целом, довольно крепкий фильм о мужестве и маленьких героях. Но даже за этой историей то и дело проскакивает дух того времени — зажравшиеся члены Политбюро, обязательная показуха и бюрократия, а также люди, чья жизнь ничего не стоит. Интересно, что в США «К-19» с треском провалился в прокате, в то время как на постсоветском пространстве его приняли куда более радужно.

Кинотюрьма будущего

Американский взгляд на битву под Сталинградом, рассказ о советском снайпере Василии Зайцеве (Джуд Лоу), его противостоянии с немецким стрелком Кенигом и попытка режиссера Жан-Жака Анно снять свой ответ лент «Спасти рядового Райана». Как и Спилберг, Анно хотел сделать зрелищный фильм о войне. Вышло это у него неоднозначно. С одной стороны, если отключить мозг, то всё выглядит довольно захватывающе. В противном же случае — в глаза бросаются многочисленные ляпы, солдаты напоминают ожившие клише из старых фильмов, а всюду царит обязательный голливудский глянец. Но важнее другое, «Враг у ворот» — это показательный пример боевика по мотивам исторических событий, где вместо Сталинграда вполне могло бы быть любое крупное сражение. За советский дух здесь отвечают гигантские портреты Сталина, радостное поедание картошки с салом и ура-патриотизм.