Самое обсуждаемое в Голливуде событие за последнее время — уход Эдгара Райта с поста режиссера фильма «Человек-муравей». Причиной тому конфликт между постановщиком и студией-гигантом Marvel. Первый не захотел уступать своим видением фильма в угоду коммерческим интересам второй. Дата выхода картины назначена, все готово к съемкам, но продюсеры все еще ищут режиссера. А «Человек-муравей» теперь точно не будет таким, каким его видел Райт, талантливый британский комедиограф. По киномиру сразу пошли разговоры об очередной битве Давида с Голиафом, в которой всегда выигрывает последний — студия и ее боссы, готовые штамповать блокбастеры, жертвуя творчеством. Ссора Райта и Marvel — повод вспомнить другие смертельные схватки между авторами и бизнесменами от кино.

Клеопатра

Кто с кем: Джозеф Лео Манкевич против XXth Century Fox

Кто победил: Джозеф Лео Манкевич

Это пафосное историческое кинополотно чуть не разорило в свое время киностудию, хоть и стало самым кассовым фильмом года. Работа над «Клеопатрой» шла с большими трудностями, режиссеров меняли трижды. Первый постановщик Рубен Мамулян не справился с актерами и размахом работы. Вместо него наняли Манкевича, которому пришлось перенести съемки из Лондона в Рим и писать сценарий к каждому дню работы отдельно. Манкевича тоже уволили, но хаотичный метод работы помог режиссеру. На студии не могли разобраться в материале без его помощи, потому Манкевича вернули и дали доснять фильм, а монтаж велся под полным контролем студии.

Бегущий по лезвию

Кто с кем: Ридли Скотт против Warner Bros.

Кто победил: зрители

Этот фильм существует в семи различных версиях. Все по прихоти студийных боссов: они считали, что Ридли Скотт слишком усложняет историю, оставляя в ней недосказанности и намеки. Непонятные сцены вырезали, а картину снабдили еще и закадровым голосом, убивающим всю загадочность. Перестраховка продюсеров не спасла фильм от провала в прокате. Спустя десятилетие Скотт выпустил собственную версию. Сегодня «Бегущий по лезвию» превратился в предмет культа. И если бы не наличие других вариантов картины, то не было бы самого важного спора среди ее фанатов: кем является герой Харрисона Форда — человеком или репликантом.

Чужой 3

Кто с кем: Дэвид Финчер против XXth Century Fox

Кто победил: XXth Century Fox

«Это худшее, что случилось в моей жизни», — говорил Дэвид Финчер в промоинтервью к своему кинодебюту «Чужой 3». Со мнением новичка на студии не считались, его наняли как ремесленника, способного продолжить именитую франшизу. А Финчер — перфекционист и мог делать десятки дублей, жертвуя дедлайнами. Мог, да ему не дали: продюсеры в итоге практически стояли над душой режиссера во время съемок, не разрешили ему выбрать помощников самостоятельно и трижды выгоняли с проекта. Адский опыт работы сделал Финчера мудрее и зубастее: с «Фоксами» он больше никогда не работал — к несчастью для них.

Алчность

Кто с кем: Эрих фон Штрогейм против MGM

Кто победил: никто

Штрогейм один из первых боролся со студийной системой за право авторского видения. Бескомпромиссность режиссера вошла в историю. В 20-х годах его увольняли с пяти кинопроектов, в большинстве случаев из-за отказа Штрогейма урезать хронометраж. История с картиной «Алчность» показательна. Готовая режиссерская версия фильма длилась около восьми часов, что было сущим ужасом для проката. MGM, вопреки воле Штрогейма, сократила фильм до двух с половиной часов, а вырезанный материал уничтожила. Самую длинную версию удалось посмотреть лишь двенадцати журналистам, для которых Штрогейм устроил специальный показ чуть ранее. Видевшие назвали фильм шедевром, студийная версия в прокате провалилась, а утраченные кадры до сих пор считаются ужаснейшей потерей для кино.

Унесенные ветром

Кто с кем: Джордж Кьюкор против Дэвида О. Сэлзника

Кто победил: Дэвид О. Сэлзник

Наверное, это судьба всех легендарных больших картин — не обойтись без скандалов и обиженных режиссеров. Продюсер Дэвид О. Сэлзник дал Джорджу Кьюкору дорогу в большое кино, позже доверив самую дорогостоящую на то время экранизацию — «Унесенные ветром». Кьюкор убил два года жизни подготовкой к фильму (включая склоки с актером Кларком Гейблом), и был уволен на третьей неделе съемок. Официальная причина: разногласия с Сэлзником по сценарию. Неофициальная: конфликт с Гейблом из-за гомосексуальности режиссера. В результате Сэлзник нанял постановщиком Виктора Флеминга. И его в процессе съемок пришлось на время подменить другим человеком: Флеминг заработал нервное истощение.

Человек, который изменил все

Кто с кем: Стивен Содерберг против Sony Pictures

Кто победил: Sony Pictures

Странно, что эта картина снискала успех, ведь работа над ней шла в полной неразберихе, очень похожей на ту, что была с «Клеопатрой». В проекте трижды менялся сценарист. Содерберг был вторым по счету назначенным режиссером и выбыл за три дня до старта съемок, из-за чего полетели сроки работы над фильмом. Причина — творческие разногласия. Содерберг хотел добавить в ленту юмор и вставки-интервью с настоящими спортсменами. Студия была против. Режиссер психанул. Съемки впоследствии поручили Беннетту Миллеру, который справился с задачей на ура.

Американская история Х

Кто с кем: Тони Кэй против New Line Cinema

Кто победил: New Line Cinema

Это одна из самых интересных историй, потому как режиссера фильма «подсидел» его же актер. Тони Кэй, как говорили, работал до жути непоследовательно: наснимал очень много и не мог совладать с монтажом. Последнее дело и передали... исполнителю главной роли Эдварду Нортону, причем его работа понравилась студии. Кэя это взбесило, и он начал саботировать собственный фильм: подал в суд на продюсеров за отказ указать его имя в титрах как «Шалтай-Болтай» и выливал душу прессе. На встречу с New Line Cinema Кэй привел троицу священников — католического, буддийского и раввина — никто так и не понял зачем. Кэй испортил себе репутацию, а заодно и карьеру, а фильм стал почти что классикой — в том варианте, который одобрила студия.