В 124-м выпуске нашей традиционной рубрики выходного дня рассказываем о двух фильмах, вдохновленных театром (один про мобильные, другой — про запретную связь), документалку про Дэвида Линча, парочку итальянских комедий и настоящую оду прекрасной скандинавской природе.

 в прокате 

Уна 

Уна

Реж. Бенедикт Эндрюс

О чем: 15 лет назад юная Уна сбежала из дома с куда более старшим Рэем. Спустя годы они снова оказываются вместе, а их тайные желания теперь угрожают полностью разрушить жизнь.

О чем: экранизация скандальной пьесы шотландского драматурга Дэвида Харруэра «Черный дрозд», которую критики сравнивали с набоковской «Лолитой». Поставил фильм театральный режиссер Бенедикт Эндрюс, для которого это и вовсе стало дебютом в кино. От Эндрюса в «Уне» осталась особая камерность. От Харруэра и его литературного источника — разрушительная история запретной связи, разыгрываемая на экране Руни Марой (ее героиню в детстве играет новая надежда американского кино Руби Стоукс) и Беном Мендельсоном (Директор Кренник из «Изгой-один. Звёздные войны: Истории»). Причем в отличие от той же «Лолиты» Кубрика, «Уна» говорит не столько о педофилии, сколько о ее последствиях, что добавляет фильму еще больше провокативности.

Идеальные незнакомцы

Реж. Паоло Дженовезе

О чем: семь старых друзей решают за ужином сыграть в необычную игру — читать вслух все смс и отвечать на звонки только по громкой связи. Довольно скоро все это приводит к не самым лучшим последствиям.

Зачем смотреть: лучший итальянский фильм прошлого года, удостоенной целой серии наград на родине и признанный одной из самых успешных местных комедий последних лет. При этом в самой картине почти ничего не происходит, большую часть времени мы видим семерых героев, запертых в одной комнате, а все действие напоминает грамотно поставленную театральную пьесу. Но даже так фильм держит в постоянном напряжении, веселит весьма остроумными шутками и, в конце концов, вызывает чувство легкой грусти. Ведь его главная тема (что будет, если содержимое вашего смартфона станет доступно близким) кажется актуальной для каждого.

Дэвид Линч: Жизнь в искусстве

Реж. Джон Нгуйен, Рик Барнс

О чем: документальный фильм, в котором режиссер Дэвид Линч в форме монолога рассказывает о своей жизни и искусстве.

Зачем смотреть: фильм от продюсеров предыдущей документалки о Линче с характерным названием «Линч», режиссером которой многие считали самого Дэвида Линча. Поводом для новой ленты формально стало рождение дочери режиссера, официально — возможность поговорить о более личных и мотивирующих его вещах. В фильме Линч расхаживает по своей мастерской, вспоминает детство, студенческие годы и рассказывает о том, как пришел в искусство. Вот только в отличие от предыдущего дока здесь все концентрируется на Линче-художнике и его живописи, а в момент, когда история переходит к кино, фильм попросту заканчивается, словно намекая на скорое продолжение.

Запорошенные пеплом

Запорошенные пеплом

Реж. Давис Симанис мл.

О чем: рассказ о немецком враче, который в 1917 году был направлен в небольшой санаторий для психически травмированных солдат, куда в какой-то момент добирается и сама война.

Зачем смотреть: один из главных литовских фильмов прошлого года. Дебют в игровом кино довольно известного в Литве документалиста Дависа Симаниса. «Запорошенные пеплом» — весьма актуальная для нас история о последствиях войны, любопытный пример другого кино на подобную тему и просто неплохая жанровая смесь, где находится место драме и мистике. Кроме того, картина Симаниса — еще и хороший пример того, как за небольшие деньги (бюджет фильма составил $400 тыс.) можно снять фильм, не многим уступающий многомиллионным голливудским картинам. «Запорошенные пеплом» победили на недавнем кинофестивале в Риге, критики нашли в картине уже традиционное влияние Тарковского (его тут и правда много), а заодно и неожиданную перекличку с «Островом проклятых» и его более давним родственником — «Шоковым коридором» Сэма Фуллера.

Мои друзья

Реж. Марио Моничелли

О чем: четверо немолодых друзей решают, что если и жить дальше, то только шутя. С этого момента их жизнь превращается в череду розыгрышей и эксцентричных выходок.

Зачем смотреть: классическая итальянская комедия 70-х годов. Ее сюжет придумал режиссер Пьетро Джерми, который к тому моменту уже был смертельно болен. Зная, что сам поставить картину не сможет, он попросил сделать это своего приятеля Марио Моничелли, известного мастера комедий. Так, несмотря на столь печальную предысторию, получилась очень добрая лента о том, что жить нужно сегодняшним днем и что возраст совсем не помеха для безумных выходок и веселых деньков. Но главное, в отличие от других комедий «по-итальянски», включая предыдущие работы Джерми и Моничелли, в этой совсем нет злого сарказма или странных шуточек, но есть ностальгическая история о неунывающих стариках и очень трогательное завещание самого Пьетро Джерми.

Нарыв

Реж. Хенрик Хелльстрём, Фредерик Вензел

О чем: вдохновленная произведениями Генри Дэвида Торо история об 11 летнем мальчике, открывающем окружающий его мир.

Зачем смотреть: дебютный фильм молодых шведских режиссеров Хенрика Хелльстрёма и Фредерика Вензела (оператор «Форс-мажора»), которые вдвоем придумали и сняли эту маленькую медитативную драму. Ее премьера состоялась в 2009 году на Берлинском кинофестивале, получив отличные отзывы критиков. «Нарыв» — это настоящая ода природе. Здесь регулярно цитируется роман Генри Дэвида Торо «Уолден: жизнь в лесу», от кадров леса хочется поскорее бросить все и отправиться загород, а жизнь шведской глубинки показана как настоящая утопия, которой, возможно, уже и нет места в нашей «испорченной» реальности. Отсюда и единственный выход для всех героев, мечтающих о свободе — либо дать волю своим эмоциям и переступить закон, либо уйти в лес, где в полной тишине найти долгожданную гармонию и успокоение.