Несмотря на то, что золотая эра итальянского кино благополучно завершилась вместе с последними фильмами Антониони и Феллини, кинокартины с Апеннинского полуострова продолжают удивлять общественность. Свидетельство тому — гран-при недавнего Берлинале, доставшееся легендарным братьям Тавиани.

О том, что из себя представляет современный итальянский кинематограф, мы поговорили с кинокритиком Джованни Оттоне (Giovanni Ottone), который уже долгие годы следит за кинопроцессом в своей стране.

Связавшись с киноведом по телефону, мы расспросили его также о лучших режиссёрах современной Италии и чем их фильмы отличаются от всем известных классических картин.

Общался Антон Филатов

oKino.ua: Какие фильмы фестиваля «Неделя итальянского кино» вы бы посоветовали посмотреть в первую очередь?

Д.О.: Прежде всего я бы хотел отметить ленту Нанни Моретти «У нас есть папа». Как охарактеризовал её сам режиссёр — «это комедия, в которой много боли». Этот фильм находится на грани между сказкой и психологической драмой.

Первые полчаса этого фильма просто безупречны — зритель погружается в противоречивое состояние главного героя. Однако по истечении первых 30 минут, появляется множество других тем, отчего лента становится перенасыщенной — режиссёр хотел многое сказать. Тем не менее, у меня нет претензий к режиссуре или актёрской игре — это остаётся на высоком уровне в течение всей картины.

Трейлер фильма «У нас есть папа»

Ещё бы я хотел посоветовать зрителям комедию «Холостые выстрелы», которая очень точно показывает средиземноморский образ жизни. Это очень колоритный фильм, в котором поднимается сложный конфликт между патриархальными устоями родителей и гомосексуальностью детей. Но несмотря на это лента остаётся достаточно лёгкой комедией.

oKino.ua: На последнем Берлинале итальянский фильм «Цезарь должен умереть» получил Золотого медведя. Что это за картина?

Д.О.: Это очень интересный фильм о том, как заключённые ставят пьесу Шекспира в тюрьме. У этих людей особое представление о таких понятиях, как свобода, вина и преступление. Поэтому гуманистическая пьеса Шекспира раскрывается с абсолютно неожиданного ракурса.

Для меня и многих других стало сюрпризом, что эта лента стала победителем Берлинале. Во-первых, это очень короткий фильм, который длится всего 75 минут. По форме эта картина напоминает театральную пьесу, переложенную на экран. Во-вторых, она достаточно сложна для восприятия, ведь разные персонажи в «Цезаре…» разговаривают на разных диалектах, так что даже не каждый итальянец сможет смотреть эту картину без субтитров.

ИТАЛЬЯНСКОЕ КИНО СЕГОДНЯ УЖЕ НЕ НАСТОЛЬКО САМОБЫТНО, В НЁМ ВСЁ ЧАЩЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ФИЛЬМОВ

oKino.ua: Чем отличается классическое итальянское кино от современных фильмов молодых итальянских режиссёров?

Д.О.: Сегодня кинематограф Италии по своим объёмам и славе вряд ли может сравниться с масштабами т. н. «Золотой эры», когда свои лучшие фильмы снимали Феллини, Антониони и другие великие режиссёры.

Итальянское кино сегодня уже не настолько самобытно, в нём всё чаще появляются заимствования из иностранных фильмов. Единственная надежда — на авторский кинематограф, в котором ещё сохраняются лучшие традиции итальянского кино.

oKino.ua: Кого бы вы могли выделить из современных итальянских режиссёров?

Д.О.: Я бы отметил Джузеппе Торнаторре, который получил множество престижных кинематографических наград (среди них и Оскар за фильм «Новый кинотеатра Парадизо»). Также очень большое значение для современного итальянского кино имеют Нанни Моретти («У нас есть Папа»), Маттео ГарронеГоморра»), Эмануэле КриалезеМатерик», «Новый свет»), Кристина и Франческа Коменчини (дочери великого режиссёра Луиджи Коменчини), Марио МартонеМы верили»). Фильмы этих режиссёров регулярно попадают на самые престижные кинофестивали.

Лучшим актёром Италии на сегодняшний день я могу смело назвать Тони Сервилло, который за последние годы сыграл в таких замечательных лентах, как «Гоморра» и «Изумительный». Он прежде всего театральный актёр и продолжает выступать на сцене по сей день. Если в стране хорошо развит театр — на высоком уровне будет оставаться и кинематограф.

oKino.ua: В чём особенность итальянских фильмов последних лет?

Д.О.: В последние 10 лет набирают популярности лёгкие развлекательные комедии, которые «заточены» на успешный прокат. Из режиссёров, которые снимают такое кино, наиболее заметны Карло Вердоне и Джулио Манфредониа, кстати, его фильм «Ну да ладно» будет показан на вашем фестивале.

ОДИН ИЗ САМЫХ ВПЕЧАТЛЯЮЩИХ ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ Я СМОТРЕЛ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ — ЭТО «СЧАСТЬЕ МОЁ»

oKino.ua: Знаете ли вы украинское кино?

Д.О.: Конечно! Один из самых впечатляющих фильмов, которые я смотрел за последние десять лет — это «Счастье моё». Также я смотрел «Два в одном» и «Мелодию для шарманки» Киры Муратовой, а на Одесском Международном Кинофесте я посмотрел фильм «Двое» Анатолия Матешко.

Из самых свежих украинских лент я знаю альманах «Влюблённые». Далеко не все из короткометражек в этой подборке мне понравились, но в целом лента оставила самые приятные впечатления.

oKino.ua: Сколько фильмов снимается в Италии ежегодно?

Д.О.: В 2009 году, например, в прокат было выпущено около 130 итальянских фильмов. Отечественное кино в Италии занимает приблизительно 25% проката. При этом голливудские фильмы — целых 63%, в 2009 году у нас было показано 315 американских фильмов.

ПО ВСЕЙ ИТАЛИИ РАССЕЯНО ОКОЛО 830 АРТ-ХАУСНЫХ КИНОТЕАТРОВ

oKino.ua: Сколько в Италии кинотеатров?

Д.О.: По итогам прошлого года у нас около 3,5 тыс. кинотеатров, из которых более 2,5 тыс. имеют всего один экран, а все остальные — мультиплексы. По всей Италии рассеяно около 830 артхаусных кинотеатров. Но лишь за счёт авторского кино они не выживают, поэтому большинству из них приходится крутить и коммерческие фильмы.

Этого мало, потому что во всей Италии по сути нет ни одного кинотеатра, в котором бы показывали иностранные фильмы в оригинале. Если бы я был рядовым любителем кино, а не кинокритиком, то никогда бы не услышал настоящий голос Аль Пачино или ДеНиро. Все иностранные фильмы в нашей стране безукоризненно дублируются.

[досье] Джованни Оттоне (Giovanni Ottone)
Родился 15 мая 1954 года в Павии (Италия). Кинокритик. Регулярно пишет рецензии и статьи о европейском и латиноамериканском кино. Посещает все основные европейские кинофестивали (Венеция, Локарно, Канны, Роттердам и т. д.). С 2008 года является членом Международной Федерации Кинокритиков (FIPRESCI). Программный директор Международного кинофестиваля Pesaro (Италия).

Организатор и куратор целого ряда кинопоказов, ретроспектив и фестивалей.