Ивана Максимова называют магом и волшебником российской анимации. Встретившись с мультипликатором, нам удалось приоткрыть секреты его волшебства, узнав, с чего начинается настоящая авторская анимация и что для неё является самым важным, узнать о её последних тенденциях и о том, какое место в ней занимает музыка и живопись, ну, и наконец, поговорить, о тонкой грани между коммерческими и авторскими мультфильмами.

Общался Антон Филатов

oKino: С чего вы начинаете работу над фильмом? И.М.: С музыки. Я включаю какую-нибудь композицию и начинаю рисовать персонажей, которые у меня рождаются под эти звуки, потом в этой музыке проясняется какой-то сюжет. Для меня это база, на которой потом можно придумывать образы и драматические перипетии.

У персонажей ваших мультфильмов часто можно заметить ваши черты: если появляется какой-то мужичёк, то у него обязательно будет борода, как у вас, также часто ваши герои появляются в головных уборах, так же как и вы ходите в шляпе... Я не столько передаю свои черты, сколько пытаюсь создать близкую мне обстановку. Это какой-то романтический прибрежный город, как у Александра Грина — берег моря, паруса, какие-то рыбаки, а вместе с ними и черномазые приезжие, собаки, запах водорослей и рыбы... — это атмосфера, в которую я был влюблён с детства.

Вода в ваших анимациях имеет какой-то мистический смысл. Городок, который появляется в начале фильма, к концу — часто уходит под воду Я очень остро чувствую воду, также как воздух, траву — это всё часть меня, я очень остро чувствую, когда рядом нет воды, оказываясь где-то в горах или пустыне.

«Дождь сверху вниз»

Что вас вдохновляет? Мне не нужен источник вдохновения для работы. Но бывает, что я встречаю какую-нибудь картину, которая наводит меня на новые идеи. Чаще всего меня вдохновляет сама природа, и в своих фильмах я пытаюсь делать так, чтобы все мои персонажи были на фоне природы.

Занимаетесь ли вы живописью или фотографией? Раньше фотографировал, а живописью занимаюсь когда есть время. Пытаюсь получить удовольствие от передачи какой-то гармонии. Но фотография требует меньше усилий — это просто передача того, что видишь, а картина — это уже конкретная «вещь», которую создаёшь своими руками, что намного ценнее, чем просто нажать на кнопку фотоаппарата.

Ваши персонажи напоминают образы Иеронима Босха Несмотря на то, что этот художник рисовал ад, мне кажется, что его персонажи — это не воплощение зла. Они просто обитатели абсолютно гармоничного мира — один получает кайф от того, что его едят, другой — его жрёт и тоже кайфует. И всё идёт своим чередом, и нет ощущения, что происходит что-то ужасное. Сам Босх хотел напугать зрителя, а у меня такого ощущения не появляется.

Любите авангардную анимацию? Терпеть не могу — это всё бессмысленная и бесполезная трата времени. Передавать чувства гораздо легче проверенными способами, а если у тебя нет чувств, то получается графомания. Поэтому авангардисты — чистые графоманы, потому что передавать им нечего, и они скрывают отсутствие чувств и мыслей за игрой с формами.

К какому жанру вы относите свои фильмы? К документальному кино

«Туннелирование»

Кто сегодня диктует последние тенденции в анимации? Слава богу никто. Авторская анимация неприбыльна, так что в ней нет своей бизнес структуры, как в полнометражной анимации или сериалах. В полнометражной анимации авторские работы появляются крайне редко — «Жёлтая субмарина», например. Ну, а то, что делают Pixar или Disney — это кинобизнес. Авторская же анимация находится в положении какого-то несерьёзного ребёнка, поэтому в неё никто не вкладывает деньги и никакого мейнстрима в ней нет. В этом есть свои преимущества — потому что люди в этой сфере делают то, что им близко. Они делают кино на основе любви, а не выпендриваются.

Значит любовь — это главное в кино? Да, без любви нельзя создать фильм. Но для большинства аниматоров, как мне кажется, такого закона не существует.

Используются ли в авторской анимации 3D технологии Конечно, было уже много таких попыток авторской 3D анимации. Например, во Франции есть несколько школ, которые делают прекрасные фильмы, но их можно увидеть только на студенческих кинофестах. Такие авторы, как правило, потом планируют идти в Голливуд, и работать над полнометражными трёхмерными лентами, так что они просто отрабатывают эту технику. Сегодня 3D-аниматоры очень востребованы.

В целом технологии не имеют никакого значения. Когда человек находится в состоянии любви и хочет передать какие-то чувства, то это можно делать в любой технологии.

Вы сделали несколько роликов для MTV.  Да, это были короткие рекламные ролики о компьютерной игре «Полная труба». Я также сделал несколько роликов из отрывков своего мультфильма «Провинциальная школа».

Ролики Ивана Максимова для MTV

Не мешает ли коммерческая работа творчеству? Наоборот — помогает, потому что даёт возможность не думать о деньгах. Если человек, работающий исключительно на бизнес, вынужден делать попсу, то когда я берусь за подобные вещи, то мне даётся полный карт-бланш и я могу делать всё что захочу. Любая реклама или клип — это «левый заработок». А всё что я делаю кроме коммерции — это для фестивалей.

Вы проводите границу между кино и литературой? Я хорошо отношусь к литературе, но сейчас не читаю, так как считаю, что ничего нового из книг я не получаю. В последнее время читаю только учебники, которые нужны мне для преподавания и хреновые сценарии, потому что хорошие попадаются, наверное, один на тысячу. В этом и проблема сценаристов — они учатся писать тексты, а не придумывать кино. А кино написать словами невозможно — его можно либо снять, либо нарисовать. И каким бы хорошим не был сценарий, он должен состоять из картинок, а не из текста, потому что режиссёру в результате придётся додумывать образы. Поэтому и хорошие сценаристы получаются только из режиссёров.

«Болеро»

[досье] Иван Максимов

Режиссёр и сценарист мультипликации, художник и оператор. Автор более, чем сорока анимаций, видео роликов и клипов.

Родился 19 ноября 1958 года в Москве.
В 1975 — 1976 годах работал фотографом в институте Биофизики АМН.
С 1976 по 1982 года учился в Физико-техническом институте.
С 1981 года работает иллюстратором в разных изданиях.
В 1982 — 1986 годах — инженер Института космических исследований.
В 1988 окончил двухлетние Высшие Курсы Сценаристов и Режиссеров (мастерская А.Хржановский-В.Угаров).
В 1993 году его анимация «Болеро» была удостоена Золотого Медведя Берлинале за лучший короткометражный фильм. На данный момент лауреат более чем тридцати кинематографических призов.
В 1995 году создал «Виртуальную студию Ивана Максимова»
С 1998 по 2001 года работает карикатуристом в изданиях «Время mn» и «Время новостей»
С 2002 года преподаёт во ВГИКе и в студии «Шар»
В 2003 году принял участие в создании компьютерной игры «Полная труба».

Анимация, фотографии и живопись Ивана Максимова использована с разрешения автора.