В минувшую субботу завершился юбилейный 5-й Одесский международный кинофестиваль. Впервые это событие проходило в военное время и впервые столкнулось с несколькими скандалами сразу. О кинематографических и не совсем итогах ОМКФ, а также событиях, оставшихся за кулисами, смотрите далее.

Итоги ОМКФ-2014: военные, гопники и невыполненные обещания

Любимцы публики

Главный приз фестиваля определяют зрители, выставляя конкурсным фильмам баллы от 1 до 5. Потому обладателем Гран-при в Одессе обычно становится массовое кино. Другая традиция фестиваля — зрители ставят высокие баллы украинским фильмам — из патриотических побуждений, в первую очередь. ОМКФ-2014 не стал исключением. Гран-при получила трогательная комедийная лента «Мотивации ноль» о девчонках-военнослужащих Израиля. А вот наш исторический экшен «Поводырь», несмотря на многочисленные его недостатки, отстал от главного лауреата всего на две тысячных балла. В фаворитах у публики также оказался русский фильм «Звезда» — о смертельно больной девушке, мечтающей увеличить губы, грудь и исправить ноги. Кино это сомнительное, но слезу выжимает, и свой шквал оваций после показа получило.

Итоги ОМКФ-2014: военные, гопники и невыполненные обещания

Любимцы жюри

Награды от жюри в Одессе уравновешивают зрительский выбор, но не в этот раз. В конкурсе были артовые «Черный уголь, тонкий лед» и «Поле собак», но Питер Веббер, Лозница и другие вручили «Золотого Дюка» не им, а драмеди «Свидания вслепую». Это душевное, близкое зрителям, немного наивное и, к счастью, достойное кино об одиноком инфантильном 40-летнем грузине. В общем, таким победителем довольны все.

Итоги ОМКФ-2014: военные, гопники и невыполненные обещания

Любимцы продюсеров

ОМКФ теперь чуть ли не единственное в Украине событие, где проводятся питчинги фильмов (от Госкино новых конкурсов, вероятно, не будет уже долго). Звание лучшего кинопроекта и 50 тыс. грн в помощь дали полнометражному режиссерскому дебюту Марыси Никитюк «Когда падают деревья». Никитюк — драматург и сценарист кучи остросоциальных, если не сказать чернушных короткометражек. На ОМКФ-2014, кстати, показали ее первый короткий метр как режиссера — «В деревьях», в котором два гопника забрались на дерево, ссут и ведут экзистенциальные беседы. Выигравшая питчинг картина Никитюк также будет живописать жестокую реальность. Речь в ней пойдет о лихих 90-х на периферии, где главная героиня связалась с молодым бандитом.

Итоги ОМКФ-2014: военные, гопники и невыполненные обещания

Майдан

Одна из самых ожидаемых картин ОМКФ — «Майдан» Сергея Лозницы. Она же вызвала наибольший ажиотаж, превратившись в патриотическую акцию. Вход на премьеру был открыт для всех, фильм начинался исполнением гимна, который стоя слушал весь зал, а некоторые даже подпевали. Излишне говорить, что «Майдан» вызвал слезы у зрителей, но претензии к режиссеру остались. Так, после показа Лозницу засыпали как похвалами, так и критикой: снято отстраненно, нет настоящего духа Майдана, нет голоса рядовых участников, не показаны ключевые события. Режиссер замечания выслушивал стойко, но особо не отбивался: мол, снял это кино для себя и по велению своей души. Работа Лозницы — самый именитый, но не единственный фильм о Майдане на ОМКФ. Чуть ранее в Одессе показали совсем другое кино — документальных альманах «Черная тетрадь Майдана», где переломные события и показаны как раз через истории активистов.

Итоги ОМКФ-2014: военные, гопники и невыполненные обещания

Лучшее украинское

В этом году национальный конкурс полного метра отличался количеством фильмов, но, к сожалению, не качеством. Два отечественных фильма — «Поводырь» и «Моя русалка, моя Лореляй» боролись также за призы в международном конкурсе, но на мнение жюри это не повлияло. Документалист Виталий Манский сотоварищи отдал «Золотого Дюка» неигровой картине «Сумерки» Валентина Васяновича — печальной истории о пожилой матери и ее больном сыне, живущих в селе. Фильм выделялся среди конкурентов по номинации не только темой, но и качественным исполнением. Вручая награду Васяновичу, Манский сгладил мрачность фильма, обыграв его название: мол, сумерки — предвестник рассвета. Эта же картина удостоилась упоминания от жюри международной кинопрессы FIPRESCI. Васянович, кстати, третий год подряд «выставляется» в Одессе: раньше он привозил в конкурс свои игровые работы «Обычное дело» и «Креденс».

Итоги ОМКФ-2014: военные, гопники и невыполненные обещания

Протесты

Поводов для общественных акций во время фестиваля было предостаточно: целых две торжественных красных дорожки, да еще и премьера швейцарско-украинской документалки о FEMEN. Участники этого движения и отвечали за фестивальные скандалы. Правда, скандалы эти были бутафорские и напоминающие дешевый спектакль. Так, на открытии ОМКФ идеолог FEMEN Евгений Довлатов орал писклявым голосом «Путлер Капут», а перед показом упомянутого докфильма устроил трэш-перформанс: бегал в трусах, облился красной краской, подрался с подставным оппонентом — все с криками в поддержку Олега Сенцова и Надежды Савченко. Завершила это представление девушка, которая, постояв топлес перед камерами, спокойно надела топик, надела фестивальный бейдж и прошла в кинозал.

Итоги ОМКФ-2014: военные, гопники и невыполненные обещания

Пир во время чумы

«Это не пир во время чумы», — сказала Кира Муратова, получая награду за вклад в киноискусство, и добавила, что важно показывать, что общество живет и может радоваться. Еще до начала ОМКФ ходили разговоры об уместности фестиваля в условиях военного времени: организаторы же сошлись на том, что событие в этом году надо делать скромнее. Но не получилось. За день до закрытия Виктория Тигипко со сцены объявила, что на ОМКФ откажутся от красной дорожки и фуршета, а вокруг фонтана у Фестивального дворца зажгли свечи — в память о погибших из сбитого «Боинга». Вопреки обещаниям, были и дорожка (но без музыки!), и гламурный дресс-код, и море спиртного для гостей, и вечеринка, и Катя Осадчая, ловившая бомонд по залу театра музкомедии. О том, что на Востоке гибнут люди и разбросаны тела погибших авиапассажиров, напомнил лишь тот самый мужик из FEMEN, который притащил к Фестивальному дворцу гроб с парнем в форме, изображавшим мертвого солдата.