21 мая на американском канале Showtime стартовал третий сезон одного из величайших сериалов в истории, а значит самое время вспомнить, как детище Дэвида Линча изменило культуру и телевидение в 90-х и почему все это важно и сегодня.

Мода

показ коллекции Вероник Бранкино

Как и все культовые произведения, «Твин Пикс» оказал влияние на моду. Линч задумывал свой сериал скорее как сборник ключевых образов провинциального стиля 90-х. Но так сложилось, что все это тут же обрело новое дыхание. Бесформенные белые футболки, джинсы с завышенной талией, аляповатые свитера, прически как у Одри Хорн и стиль Донны — так было модно одеваться после и это то, что фактически породило стиль современных хипстеров. Не случайно, возвращением к моде «Твин Пикса» стала вторая половина 2000-х. Сначала дизайнер Вероник Бранкино оформила свой стенд на неделе моды под Красную комнату, а вскоре в Нью-Йорке Камилла Стерк создала коллекцию, вдохновляясь образами Лоры Палмер и Донны Хейуорд.

Кулинария

Twede’s Cafe

«Твин Пикс» ввел моду на вишневый пирог, который герои постоянно заказывали в местном кафе, и попытался доказать, что в подобных забегаловках варят «чертовски хороший кофе». После выхода сериала по всему миру стали открываться многочисленные кафе, стилизованные под заведение, придуманное Линчем, и разные забегаловки, где обыгрывается тематика «Твин Пикса». В одном из нью-йоркских кафе Mission Chinese Food, например, все еще подают коктейли с названиями «Одноглазый Джек» и «Большой северный». В Канаде есть кафе, где туалет оформлен в виде Красной комнаты, а в Атланте паб под названием Bookhouse Pub, что отсылает к секретному сообществу Bookhouse Boys, упоминаемому в «Твин Пиксе». Но главной туристической меккой остается Twede’s Cafe в городке Норт Бенд неподалеку от Сиэттла, где собственно и снимался сериал. Оригинальный интерьер заведения был уничтожен после пожара в 2000 году, но там все так же подают вишневый пирог.

Фанатский туризм

водопад Снокуэлми

«Твин Пикс» снимали в двух штатах — в Вашингтоне и Калифорнии. При этом большинство натурных съемок проходили неподалеку от водопадов Снокуэлми, высота которых превышает более известный Ниагарский. Поблизости от него находится и реально-существующий отель Great Northern, где останавливался агент Купер, а на находящейся рядом реке как раз и было найдено в сериале тело Лоры Палмер. Все эти места и раньше считались весьма популярными среди туристов, сегодня же — это обязательный пункт посещения для всех фанатов сериала. Сюда ежегодно приезжают тысячи поклонников «Твин Пикса», а с 1993 здесь же проводится традиционный слет под названием Twin Peaks Festival.

Мертвая девушка

Твин Пикс

Дэвид Линч никогда не скрывал, что вдохновлялся фильмом «Пэйтон Плейс», где рассказывалось о жизни маленького провинциального городка. «Твин Пикс» в какой-то мере переосмысливал эту ленту, добавляя к истории о скелетах в шкафах местных жителей детективную линию с убийством девушки. Впоследствии подобная завязка станет классической, а убийство (как правило, молодой девушки) от сериала к сериалу будет важным предлогом для рассказа о людских пороках. Так же, впрочем, в моду войдет и совмещение разных сериальных жанров с процедуралом, где расследование убийства и жизнь небольшого сообщества вновь и вновь будут неотделимы друг от друга.

Кинематографичность

Твин Пикс

Сериалы до «Твин Пикса» полностью отличались от кино. Сниматься в них и снимать их было непрестижно, а сама сериальная структура создавалось по традиционным канонам мыльных опер. Линч во многом изменил ситуацию к лучшему. К тому времени он уже был известным режиссером, а на ТВ его звали снять что-то похожее на «Синий бархат». Так Дэвид Линч и его соавтор Марк Фрост создали пилотную серию, а вскоре, шаг за шагом, стали придумывать вселенную «Твин Пикса», порой придумывая неожиданные ходы накануне съемок. В результате Линч доказал, что сериалы могут создаваться по законам инди-кино и быть кинематографичными. Тогда это было маленькой революцией, сегодня — негласная истина для всех хороших телепроектов (от «Настоящего детектива» до «Луи»).

Авторские сериалы

Твин Пикс

Еще одно важное сближение ТВ и кино, которое дал нам «Твин Пикс», — это пресловутая политика авторов. Когда-то это было применимо только к кино, где всегда были режиссеры, обладающие индивидуальным стилем, переходящим из фильма в фильм. В сериалах долгие годы о подобном нельзя было и мечтать, а понятие автора было чем-то неслыханным. Линч же создал полностью авторский сериал: он придумал его идею, задавал стилистику, а в каждой серии можно было легко найти классические для режиссера мистические элементы и абсурдный юмор. Сегодня подобным уже никого не удивишь и есть авторы как внутри телевизионной системы (Мэттью Уэйнер, Дэвид Милч, Дэвид Саймон), так и режиссеры большого кино, создающие на ТВ свои уникальные сериалы (Лина Данэм, Дэвид Гордон Грин).

Подражатели и последователи

Твин Пикс в стиле Симпсонов

«Твин Пикс» открыл дорогу многим знаковым сериалам. Если раньше их запуск в эфир был просто немыслим, то после успеха линчевского проекта телевизионщики стали давать зеленый свет самым необычным историям. Так появились «Секретные материалы», была запущена «Скорая помощь», а позже и «Клан Сопрано». «Твин Пикс» освободил ТВ от комплексов прошлого, а заодно и навсегда изменил понятие о детективном телешоу. Сегодня, смотря хорошую детективную историю на ТВ, мы часто вспоминаем о Линче. Для последнего нужно не так уж и много: мистическая составляющая, убитая девушка и история маленького городка. Более того, сами создатели многих подобных проектов (хороших и не очень) не скрывают влияние на них автора «Твин Пикса». Так, благодаря Линчу появился сериал «Убийство», благодаря ему же мир увидел такой странный проект, как «Джон из Цинцинатти». Не обошлось без линчевского влияния и в большом кино (от «Диких пальм» до «Донни Дарко»). И все это только верхушка того великого наследия, что оставил после себя «Твин Пикс».

Смотрите еще: Кино vs ТВ: 10 самых известных режиссеров-перебежчиков