В конце 40-х прошлого века телевидение пришло на смену «Золотому Голливуду». Количество телевизоров в США увеличивалось, появлялись новые шоу и сериалы. Тогда же родилось и первое поколение режиссеров, которые, сделав свои ранние шаги на ТВ, направились в большое кино. В последние годы все происходит абсолютно по-другому. Многие известные постановщики спешат попробовать свои силы на телевидении. А сериалы порой оказываются интереснее, чем фильмы. В oKino.ua решили вспомнить по пять самых известных кинорежиссеров, которые в разное время меняли малые экраны на большие и наоборот.

Из ТВ в кино

Артур Пенн

Артур Пенн

Прежде чем попасть в большое кино, режиссер «Бонни и Клайда», проработал около 10 лет на телевидении. Здесь его первым большим успехом стал сериал «Телевизионный театр Филко», где Пенн выступал в качестве приглашенного постановщика. Главная особенность тогдашнего ТВ заключалась в его обязательном живом формате. Все шоу снимались и транслировались в прямом эфире, а все сложности режиссерам приходилось преодолевать буквально на ходу. Помимо «Филко», Пенн поработал еще над тремя сериалами, после чего вместе со своими коллегами по ТВ (среди которых был и начинающий актер Пол Ньюман) дебютировал в большом кино с фильмом «Пистолет в левой руке», поставленный, к слову, по одному из эпизодов ТВ-шоу «Телевизионный театр Goodyear».

Джон Кассаветис

Джон Кассаветис

Как и Пенн, Кассаветис долгие годы проработал в прямом эфире на американском телевидении. Сначала как актер, а после и как режиссер. Вслед за своим дебютным фильмом «Тени», он, к примеру, поставил пять серий шоу «Джонни Стаккато». Сам Кассаветис там играл и главную роль — джазового пианиста, подрабатывающего частным сыщиком. Однако ТВ, также как и актерская карьера, всегда были для Кассаветиса прежде всего возможностью заработка денег на собственные фильмы. Как результат практически всю свою жизнь он перебивался странными ролями и ТВ-фильмами ради того, чтобы снимать очень личные независимые картины.

Майкл Манн

Майкл Манн

Майкл Манн свою карьеру начал на телевидении в качестве сценариста. В 1977-м ему позволили срежиссировать один эпизод популярного тогда сериала «Женщина-полицейский». А два года спустя Манн снял телевизионный фильм «Миля Джерико» об одержимом бегом заключенном, который нацелился на Олимпийские игры. Относительный успех этой истории дал ему возможность дебютировать в кино с фильмом «Вор». Спустя некоторое время Манн, впрочем, снова вернулся на ТВ, чтобы снять телефильм «Сделано в Лос-Анджелесе», который является черновым наброском главной киноработы режиссера — фильма «Схватка» с Робертом-Де Ниро и Аль Пачино.

Джей Джей Абрамс

Джей Джей Абрамс

Пожалуй, самый успешный представитель режиссеров, перебравшихся с ТВ в большое кино. Практически каждый проект Абрамса становился популярным. Сначала он поставил мелодраматичный сериал «Фелисити», после была «Шпионка» с Дженнифер Гарнер, а затем и «Остаться в живых» — сериал, который, кажется, смотрел весь мир. Последний закрепил за Абрамсом славу наследника Спилберга в мире развлекательного кино. Отсюда и последующие проекты в кино: «Миссия: невыполнима 3», «Супер 8» и «Стартрек: Возмездие».

Дрю Годдард

Дрю Годдард

Приятель Абрамса и соавтор практически всех его телепроектов, Дрю Годдард также известен как один из авторов сериала «Баффи — истребительница вампиров». Более десяти лет он работал исключительно как телевизионный сценарист, а в 2011 довольно неожиданно дебютировал в кино с хоррором «Хижина в лесу». О самом фильме хватает противоречивых отзывов — от восторга (новое слово в фильмах ужасов и пр.) до полного неприятия (бессмысленное использование всех известных телевизионных штампов).

Из кино на ТВ

Дэвид Линч

Дэвид Линч

У Дэвида Линча всегда были довольно странные отношения с ТВ. С одной стороны, он не раз говорил о его больших возможностях, с другой - то и дело сталкивался с неприятием телевизионных боссов. После своего недолгого пребывания в коммерческом кино («Человек-слон», «Дюна») Линч нашел отдушину в съемках ставшего культовым сериала «Твин Пикс». В 2000-м он пытался запустить мистический сериал о двух девушках в Голливуде и даже снял его пилотную серию. Однако на ТВ его идея никого особо не впечатлила, и Линч переделал все в полнометражный фильм «Малхолланд Драйв». Правда, недавно режиссер снова заговорил о работе на ТВ, и не исключено, что в ближайшие годы нас ждет некий суперпроект Линча и того же HBO.

Мартин Скорсезе

Мартин Скорсезе

В 2010 году, еще до того, как участие известного режиссера стало обязательным пунктом для запуска нового сериала, Скорсезе снял первую серию «Подпольной империи». В дальнейшем он выступал там в качестве продюсера и консультанта, но именно поставленный им эпизод задавал ритм всего сериала. Тогда это казалось действительно чем-то беспрецедентным: режиссеры такого уровня редко обращали свое внимание на ТВ. Сегодня же это норма, которая грозит разрушить кабельное телевидение так, как когда-то система звезд разрушила «Золотой Голливуд».

Дэвид Финчер

Дэвид Финчер

Финчер пришел в кино из рекламы и видеоклипов. Затем сделал себе имя режиссера крепких триллеров. А в 2013 дебютировал и на ТВ с первым сезоном «Карточного домика». Фильмы Финчера всегда вызывают беспокойство: его герои и мир кажутся далекими от образцовых. А режиссура только больше сгущает эти темные тона. Все это как раз и можно найти в «Карточном домике» — очень едком взгляде на циничный мир политики. Причем следует учесть один важный момент: успех сериала был обеспечен его звездным составом, ведь, помимо Финчера, там, например, фигурирует еще и актер Кевин Спейси.

Джейн Кэмпион

Джейн Кэмпион

Свои первые шаги в кино новозеландка Джейн Кэмпион сделала на телевидении, сняв два небольших телефильма о девочках и взрослении. До этого она, правда, уже успела получить приз в Каннах за лучшую короткометражку. После — ее фильмы регулярно участвовали в мировых кинофестивалях: от того же Каннского до Венецианского смотра. А сама Кэмпион становилась обладательницей «Золотой пальмовой ветви» и «Оскара». Тем более неожиданным было ее решение взяться в прошлом году за теледраму «Вершина озера», в которой идет речь о расследовании убийства 12-летней девочки. Режиссер Джейн Кэмпион называет работу над сериалом очень важным опытом для себя.

Стивен Содерберг

Стивен Содерберг

В последние несколько лет Содерберг только и делал, что объявлял о своем уходе из кино. Постепенно это превратилось в мэм, а сам уход оказался всего лишь переходом на телевидение. Именно на ТВ, по мнению режиссера, сегодня можно снимать что-то новое и интересное. Его последний на сегодня фильм «За канделябрами», который показали в Каннах, как раз был снят для кабельного канала HBO. Его следующие два проекта — экранизация романа Джона Барта «Торговец дурманами» и сериал про нью-йоркских врачей «The Knick» — покажут на ТВ в формате мини-сериалов.