В четверг в Украине состоится премьера нового фантастического фильма Нила Бломкампа «Элизиум». Его предыдущая лента «Девятый округ», несмотря на небольшой бюджет, уже успела стать одной из этапных работ в своем жанре. Сам Бломкамп является фанатом sci-fi и считается одним из наиболее перспективных режиссеров. В ожидании «Элизиума» в oKino.ua решили вспомнить 15 фантастических фильмов, которые буквально сразу после выхода обрели статус культовых, но которые при этом так и не были приняты массовым зрителем.

Они

Реж. Гордон Дуглас, 1954

Научная фантастика времен холодной войны всегда балансировала между двумя полюсами: агиткой и трэшем. Лента Гордона Дугласа рассказывает о гигантских радиоактивных муравьях, нападающих на людей в окрестностях Нью-Мексико. В отличие от картин Роджера Кормана, на которого «Они» оказали существенное влияние, сам «муравьиный хоррор» начисто лишен чувства юмора и сделан с таким апломбом, что это даже вызывает уважение. Также стоит отметить неожиданное для фильма категории «Б» внимание к деталям, за которое его особенно ценят знатоки жанра.

Эксперимент Куотермасса

Реж. Вэл Гест, 1955

«Эксперимент Куотермасса» основан на одноименном британском мини-сериале и представляет собой его сжатый пересказ с парой сюжетных изменений. После падения ракеты в английской глубинке становится известно, что двое из трех членов экипажа пропали, а третий постепенно мутирует в инопланетное существо, убивающее всех на своем пути. Успех картины позволил студии «Хаммер» запустить линейку хорроров на основе классических сюжетов («Дракула», «Мумия»), каждый из которых затем становился популярнее, чем фильм, сделавший возможным их появление.

Невероятно худеющий человек

Реж. Джек Арнольд, 1957

Фильм «Невероятно худеющий человек» был снят на волне массового психоза вокруг ядерных испытаний. При этом он полностью отличается от традиционных картин на эту тему. Вместо разнообразных мутантов (а в научной фантастике 50-х не мутировали разве что тумбочки) главную опасность для героя представляет изменение его пропорций по отношению к окружающему миру. Главная идея здесь в том, что статус человека в иерархии может быть оспорен даже незначительными противниками (обычный паук или домашний кот). Подобное хоть и не располагало к веселью, но, к чести авторов, иллюстрировалась мастерскими комбинированными съемками.

Фантастическое путешествие

Реж. Ричард Флайшер, 1966

Одна из немногих фантастических лент, действие которых происходит внутри человеческого организма. Группу докторов уменьшают до микроскопических размеров и на специальной подводной лодке отправляют в путешествие по телу раненого дипломата в попытке спасти его жизнь. В течение отведенного на операцию часа им придется столкнуться с саботажем, опасностями со стороны иммунной системы и острой нехваткой времени. Несмотря на сюжетные дыры и устаревший контекст холодной войны, фильм долгое время был культурным феноменом и даже сегодня остается любим ценителями ни на что не похожей фантастики.

Темная звезда

Реж. Джон Карпентер, 1974

«Темная звезда» — это комедийная фантастика о скучающем экипаже космического корабля, направляющегося с важной миссией на край Галактики. История настолько понравилась продюсерам, что те выделили дополнительные средства на расширение 68-минутной ленты до полнометражного формата. Из-за обилия черного юмора и отсутствия экшена фильм провалился в прокате, однако приобрел культовый статус, в частности благодаря сцене, пародировавшей «Космическую одиссею»: член экипажа ведет философскую беседу с разумной бомбой, грозящей уничтожить корабль!

Зардоз

Реж. Джон Бурмен, 1974

Постапокалиптическая антиутопия «Зардоз» основывается на множестве идей: от размышлений Ницше до «Волшебника страны Оз» (откуда было позаимствовано название картины). Воин Зед, поклоняющийся богу Зардозу, попадает в искусственный рай Вортекс, жители которого не умирают. Осознав, что Зардоз — это лишь ширма для манипуляции местными племенами, Зед стремится разрушить искусственный интеллект, контролирующий Вортекс. Безумный дизайн, странные костюмы (Шон Коннери большую часть фильма бегает в одних трусах) и невразумительный сюжет не способствовали большой популярности картины, превратив ее в культовый артефакт британской фантастики 70-х.

Человек, который упал на Землю

Реж. Николас Роуг, 1976

История инопланетянина, ищущего способ доставить воду на свою умирающую планету, была обречена на культовый статус. В главной роли снялся Дэвид Боуи (это его экранный дебют), а в качестве постановщика выступил Николас Роуг, большой любитель непонятных сюжетов и сюрреалистических образов. Как и большинство лент Роуга, «Человек, который упал на Землю» до предела аллегоричен и эзотеричен. Да и ориентация режиссера на создание культового продукта сыграла с фильмом злую шутку: его очень скучно смотреть.

Другие ипостаси

Реж. Кен Рассел, 1980

Единственное обращение главного британского кинобезумца к научной фантастике. Снятый в Америке на основе малоизвестного романа, фильм скромно прошел в прокате и не снискал Расселу признания критиков. Сюжет об ученом, экспериментирующем на себе с целью выявить скрытую в подсознании память предков, отсылает к «Джекиллу и Хайду», но идеологически укоренен в американской контркультуре конца 60-х годов. Благодаря фантазии Рассела, расцветившей сцены сенсорной депривации, и сопутствующих ей галлюцинаций, картина до сих пор пользуется популярностью в кругах престарелых хиппи.

Флэш Гордон

Реж. Майк Ходжис, 1980

Внешне «Флэш Гордон» очень похож на «Дюну». Однако, в отличие от опуса Дэвида Линча, историю о футболисте, возглавившем борьбу против космического тирана, спасает ирония. Ориентируясь на оригинальные комиксы и на сериал 60-х «Бэтмен» с Адамом Уэстом, создатели «Флэша Гордона» предложили зрителям умышленно несерьезное, кэмповое развлечение, саундтрек к которому сочинили музыканты из Queen. По иронии судьбы из всего фильма сегодня чаще всего вспоминают именно его музыкальную составляющую.

Трон

Реж. Стивен Лисбергер, 1982

Фильмы, становящиеся объектом культа, часто критикуют за слабые сценарии, плохую актерскую игру или за режиссуру в стиле «так плохо, что уже хорошо». Как минимум две из трех претензий звучали и в адрес «Трона». Будучи одной из первых киноработ в истории, широко использовавших компьютерную графику, «Трон» неплохо прошел в прокате и стал началом для целой франшизы, состоящей из видеоигр, комиксов и недавнего фильма «Трон: Наследие». Культовый статус оригиналу обеспечивает атмосфера винтажных видеоигр, поклонников у которой в эпоху Xbox, похоже, ничуть не меньше, чем у виниловых пластинок в эпоху iTunes.

Бездна

Реж. Джеймс Кэмерон, 1989

Любимчик Роджера Кормана и гуру спецэффектов, Кэмерон написал сценарий «Бездны» на основе идеи, придуманной им еще в школе. После новаторского «Терминатора» и разухабистых «Чужих» режиссер неожиданно снял серьезную и неторопливую историю о группе глубоководных исследователей, столкнувшихся на дне океана с инопланетной цивилизаций. Как результат фильм больше пришелся по душе критикам, нежели публике. Первые, к примеру, не раз отмечали, что «Бездна» — это отличный пример баланса между технической и сюжетной стороной, которым как раз и были хороши ранние картины режиссера.

Город потерянных детей

Реж. Жан-Пьер Жёне, Марк Каро, 1995

Промахнуться мимо целевой аудитории — наибольший грех коммерческого кино. В то время как массовый зритель выбрал «Амели», а вокруг дебютных «Деликатесов» Жёне начали группироваться любители постапокалиптики, «Город потерянных детей» оказался в тени. Снятый в фирменном стиле Жёне/Каро сюжет о сумасшедшем ученом, похищающем детей с целью создать из их снов эссенцию вечной молодости, был слишком мрачным, чтобы понравиться детям, и недостаточно серьезным для взрослой аудитории. Впрочем, после нескольких лет относительного забытья интерес к фильму все же вернулся благодаря моде на стимпанк.

Сквозь горизонт

Реж. Пол У. С. Андерсон, 1997

Спасательная миссия направляется к месту аварийной посадки экспериментального корабля, пропавшего семь лет назад. Ступив на борт, команда понимает, что, где бы ни побывал корабль, он стал разумным и теперь играет на страхах членов экипажа. Последние фильмы Пола У. С. Андерсона стали привлекать к себе повышенное внимание молодых кинокритиков, доказывающих, что за фасадом коммерческого кино скрывается кино авторское. Впрочем, до картины «Сквозь горизонт», затерявшейся между экранизацией Mortal Kombat и франшизой «Обитель зла», дело пока не дошло.

Экзистенция

Реж. Дэвид Кроненберг, 1999

«Экзистенция» — это единственная за последнюю четверть века фантастическая лента для мастера хорроров Дэвида Кроненберга. В фильме идет речь о том, как люди взаимодействуют с новыми медиа, в данном случае — с виртуальной реальностью, в которой, по сюжету, скрываются от убийц дизайнер видеоигр и ее стажер. Разумеется, очень скоро реальность и вымысел начинают переплетаться. Лента получила неплохие отзывы критиков, однако фантастический успех «Матрицы» (вышедшей в прокат на месяц раньше) привел к тому, что близкая по тематике «Экзистенция» массовым зрителем оказалась проигнорирована.

Миссия «Серенити»

Реж. Джосс Уидон, 2005

Путь режиссера «Мстителей» в святая святых Marvel был вымощен пятью сериалами, только один из которых («Баффи — истребительница вампиров») может похвастаться традиционной, а не культовой известностью. Космический вестерн «Миссия „Серенити“» Уидон снял после того, как был закрыт его сериал «Светлячок» про тех же героев. Лихой сюжет, броский дизайн и по-постмодернистски переосмысленные элементы космооперы превратили «Миссию „Серенити“» в один из самых необычных фантастических фильмов последних лет. И, естественно, не помешали ей с треском провалиться в прокате.