На этой неделе в украинский прокат вышел новый фильм Гильермо дель Торо «Багровый пик». К этому событию в рубрике «Ретро» мы решили отправиться в 1993 год, когда свет увидел дебютный фильм этого режиссера «Хронос» и вспомнить, чем тогда жил мир кино.

Парк Юрского периода

О чем: несколько ученых-палеонтологов приезжают на остров, где обустроили парк аттракционов с настоящими динозаврами. Однако из-за халатности сотрудника доисторические существа вскоре оказываются на свободе.

Почему смотрели: «Парк Юрского периода» — это фильм, который лучше всего отображает подход к кино Стивена Спилберга. Большой парк аттракционов на экране и большой аттракцион для зрителей всех возрастов. Здесь все просчитано до миллиметра (каждая динамическая сцена или мелодраматический момент). Здесь также есть история семьи (ключевой мотив для режиссера) и нравоучительный посыл (без него Спилбергу никак). При этом сама идея ленты принадлежала отнюдь не Стивену Спилбергу, а писателю Майклу Крайтону. В 80-х он написал роман, который стал бестселлером, а Universal, приобретя на него права, тут же позвала в режиссерское кресло автора «Индианы Джонса».

Спилберг несколько упростил историю, но при этом создал идеальный развлекательный фильм своего времени. Ранее он уже снимал кино о противостоянии человека и мира дикой природы («Челюсти»), и теперь на смену одной акуле пришли десятки реалистичных динозавров. Даже по сегодняшним меркам они выглядят как настоящие, тогда же только одним своим появлением вызывали у зрителя целый всплеск эмоций. Так «Парк Юрского периода» стал самым кассовым фильмом года, собрав рекордные по тем временам $357 млн, и со временем превратился в целую индустрию развлечений.

Короткий монтаж

О чем: серия связанных между собой историй о жителях Лос-Анджелеса.

Почему смотрели: режиссер Роберт Олтмен слыл в Голливуде любителем попоек и человеком со сложным характером. Но что он умел лучше всего — это создавать фильмы с огромными актерскими ансамблями. «Короткий монтаж» был снят по рассказам писателя Рэймонда Карвера, считающегося летописцем жизни современного Лос-Анджелеса. На их основе Олтмен сделал фильм, похожий на мини-сериал, где было множество самых разнообразных персонажей (от чистильщика бассейна и официантки до звезды ТВ и работников киноиндустрии) и их истории, которые порой пересекались между собой. Так получилась не просто ода городу, но целая «человеческая комедия», где хватало как своих маленьких драм или трогательных любовных историй, так и едкой сатиры. Однако, несмотря на такое разнообразие сюжетных линий, сам фильм, длящийся, к слову, чуть более трех часов, смотрелся на редкость целостно, каждый из героев запоминался с первых кадров, а любая из историй вполне могла стать отдельной неплохой картиной. Не случайно, «Короткий монтаж» во многом повлиял на режиссеров вроде Пола Томаса Андерсона и сериалы канала HBO, и в 1993 году получил целых два приза Венецианского кинофестиваля — за лучший фильм и за лучший актерский ансамбль, в котором нашлось место десятку голливудских звезд: от Роберта Дауни и Тима Роббинс до Тома Уэйтса.

Обнажённая

О чем: Джонни — маргинал и прожигатель жизни. Он катится по наклонной и паразитирует на окружающих его людях. Он пытается найти свое место в мире, но вместо этого разрушает всё, к чему прикасается.

Почему смотрели: Майк Ли в 70-х был одним из лидеров нового британского кино. Он начинал карьеру на ТВ вместе с целой группой режиссеров, в числе которых были Кен Лоуч и Стивен Фрирз. А после был среди главных наследников «рассерженного поколения». Но если Лоуч всегда будет тяготеть к социальным драмам, а Фрирз — ко всему, что предложат, то Ли посвятит себя едким социальным комедиям. Как и герои большинства его фильмов, персонаж «Обнаженной» — представитель низшего класса, который даже не стремится к чему-то большему. И Ли, понимая это, показывает его, что называется во всей красе — вызывая у зрителя одновременно симпатию и ненависть к нему. Джонни может спокойно сделать кому-то больно, его постоянная болтовня вызывает раздражение, но за всем этим то и дело проскакивает драма и чувствительность героя. Правда, чтобы ощутить последнее, ему необходимо остановиться и задуматься о своей жизни, что оказывается не так уж и просто. Так же и сам фильм балансирует на грани между комедией и трагедией, безумным потоком слов и неспешными эпизодами, полными гнетущей тишины, словно давая возможность каждому ощутить на себе, что значит жить на самом дне. На Каннском кинофестивале картина Майка Ли получила сразу два ключевых приза — за лучшую режиссуру и за лучшую мужскую роль (Дэвид Тьюлис).

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1993 году:

Обладатель «Оскара»: «Список Шиндлера», реж. Стивен Спилберг

Победитель Каннского кинофестиваля: «Прощай, моя наложница», реж. Чэнь Кайгэ

Самый скандальный фильм: «Пианино», реж. Джейн Кэмпион

Лучший арт-фильм: «Аризонская мечта», реж. Эмир Кустурица

Лучший анимационный фильм: «Уоллес и Громит 2: Неправильные штаны», реж. Ник Парк