После какого по счету сезона продолжать сериал уже стыдно, а смотреть — скучно? Почему одни из них заканчиваются слишком быстро, а другие растягиваются на целую вечность? И что влияет на будущее телевизионного шоу? oKino.ua размышляет о главной проблеме мира сериалов: их длительности.

Можно утверждать, что до 90-х годов телевидение только развивалось и порой не успевало за скоростью своего времени. Но этого от него и не требовалось, что прекрасно подтверждает феномен великой мыльной оперы «Санта-Барбара», которая транслировалась на ТВ почти 9 лет (было снято больше двух тысяч серий). Существование таких долгоиграющих проектов было оправданным, поскольку это давало возможность проживать еще одну — чужую — жизнь на экране, отвлекаться от бытовых забот вместе со знакомыми героями, которые становились подобны членам семьи. Да и темп тогдашней жизни был совершенно иным.

Точкой отсчета нового сериального времени можно назвать конец 90-ых, когда кабельный канал HBO запустил первые часовые драмы собственного производства — «Клан Сопрано» и «Тюрьма „OZ“». Эти сериалы задали планку качества, изменили мир (не только сериальный), а телевидение наконец догнало настоящее время. В сериалы теперь можно было смотреться как в зеркало: там видна не просто любящая семья или трагические любовные конфликты, но и все оттенки реальности, даже самые темные и жестокие. К тому же появился Интернет, скорость передачи информации стала молниеносной — и к этому фактору также пришлось привыкать всем, и сериалам в том числе.

В конечном счете сериалы начали сами себя загонять в ловушку. Тренд «умных или же ироничных телевизионных шоу о современности», который после HBO подхватили практически все, начал давать свои обратные последствия. Грядущий одиннадцатый сезон «2,5 человека» без Чарли Шина, восемь сезонов надоевшего «Как я встретил вашу маму», неимоверно затянутый сериал «Лузеры» или «Офис» без Стива Карелла — это потеряло всякий здравый смысл. Новый хороший сериал больше невозможен без известного имени, причастного к его созданию, и соблюдения многих других требований. Мы можем выделить пять главных факторов, которые сегодня определяют будущее и продолжительность сериалов.

Рейтинги

Краеугольный камень показателей успешности проекта. Даже существование пресловутой «Санта-Барбары» некогда было оправдано цифрами: первые пять лет шоу било рекорды по просмотрам (от 3,5 до 4,9 млн. зрителей). Сейчас таких рейтингов регулярно достигает только сверхуспешная «Игра престолов». Однако цифры определяют все. Если большая аудитория смотрит сериал — он будет продолжаться еще и еще, а сценаристам придется подстраиваться и пытаться вдохнуть жизнь в уже остывшие идеи. «Ганнибал» Брайана Фуллера в этом плане является чуть ли не единственным прецедентом: несмотря на жалкие показатели (1,25 — 1,5 млн.), боссы NBC решили продлить шоу на второй полноценный сезон.

Известные имена

Мартин Скорсезе, продюсирующий «Подпольную империю», Дэвид Финчер — режиссер «Карточного домика», Содерберг и его «За канделябрами», который вышел для HBO Films. Наконец, Дженнифер Лопез — исполнительный продюсер новой семейно-гендерной драмы «Фостеры». Все это говорит о том, что сейчас любой мало-мальски заметный новый сериал не обходится без участия какого-нибудь громкого имени (и даже не обязательно из мира кино). Вот только у этого есть и обратная сторона: без привлечения звезд хорошая сюжетная идея может погибнуть, ведь на нее обратят гораздо меньшее внимание, чем, скажем, на новый ситком с Джимом Керри.

Человеческие конфликты

Хорошие сериалы начинаются не с денег, а с идеально слаженной команды: хороших сценаристов, понимающих и активных продюсеров, правильных актеров. Как только эта гармония разваливается, начинаются проблемы. Например, разве может продолжаться сериал «2,5 человека» без Чарли Шина? Продюсеры решили, что может, ведь незаменимых людей нет, и взяли в шоу Эштона Катчера. Но теперь этот сериал выглядит как минимум нелепо и глупо. Еще можно вспомнить конфликт Дэна Хэрмона — шоураннера «Сообщества» — с руководством Sony TV и актером Чеви Чейзом. После его ухода взяли двух других «специалистов», но четвертый сезон без идей Хэрмона вышел скучным и плоским, его обругали как телекритики, так и поклонники. В результате эту ошибку все же решили исправить: с Дэном помирились и вернули в проект, где он будет работать над пятым сезоном.

Финансирование

Крайне банальная причина, но которая все же имеет место быть. Например, может зазнаться ведущий актер, требуя повысить гонорар. Или могут произойти всевозможные судебные тяжбы и прочие издержки. Это мегапопулярные «Безумцы» могут позволить себе отвалить 250 тысяч долларов за права на использование песни The Beatles, для другого проекта подобная сумма может оказаться критической. Исторические и фэнтезийные эпики в этом плане особенно под ударом. Вот только один недавний пример: канал Showtime принял решение не продлевать неплохую историческую драму «Борджиа» после третьего сезона. Как рассказал создатель сериала Нил Джордан, главная причина — продолжение будет стоить неоправданно дорого.

Принципиальность

Не менее важный пункт, чем все предыдущие. Если начистоту, хорошая история просто физически не может длиться десять или пять сезонов (за немногими исключениями). «Чудики и чокнутые» Джудда Апатоу, британский ситком «Долбанутые» — эти шоу стали великими еще и потому, что не успели приесться. Сериалы должны уходить, как рок-герои прошлого: как можно быстрее, на пике популярности и оригинальности идей, оставляя после себя многочисленные мифы и мечту о продолжении. Только так они перейдут в статус культовых, задержатся в памяти и станут чем-то большим, нежели просто популярная и полюбившаяся франшиза.