Более сотни лет Голливуд, случайно или нет, вторит идеологическим веяниям Вашингтона. Крутые янки побеждают очередного врага во имя свободы, независимости и американских ценностей, а на заднем фоне реет звездно-полосатый флаг. Такие сцены можно найти во множестве патриотических экшенов made in USA. Накануне выхода в прокат очередного подобного фильма — «Штурм Белого дома» — в oKino.ua решили выяснить, кто и в какое время становился врагом США на экране.

1910-е: кайзеровская Германия
США вступили в Первую мировую войну в 1917 году, но первые пропагандистские художественные фильмы стали появляться раньше. В военной драме «Боевой клич мира» неназванные враги захватывают американские земли. Одним из самых активных кинематографистов в этом деле стал Чарли Чаплин. Еще в 1916-м он снял фильм «Zepped» (до недавнего времени считался утерянным), призванный уменьшить страх солдат перед немецкими военными дирижаблями. В фильме Чарли мечтает о том, как вернется в Англию и поможет британцам бороться с врагами, а германский кайзер появляется из сосиски. Позже Чаплин снял «Облигацию», пропагандирующую покупку ценных бумаг на благо войны. Кайзер присутствует и в этой ленте: Чарли бьет его по голове молотком с надписью «Облигации свободы».
Пример: «На плечо!».

1920-30-е: хвастовство победами
В эти два десятилетия патриотический кинематограф США отходит от все той же темы Первой мировой и переключается на вестерны и фильмы плаща и шпаги вроде «Одиссеи капитана Блада». В ряде картин расхваливается мощь американской армии, в особенности морских и воздушных сил. Герой фильма «Скажите это морякам» в финале отказывается от тихой жизни на ранчо, потому что он и морская пехота «созданы друг для друга». Пока что Голливуд не замечал угрозы в лице Третьего рейха, даже находил в его государственном строе преимущества. Доказательство последнего — фильм «Габриэль над Белым домом» — скандальное кино, в котором вымышленный президент США показан правителем с сильной рукой, он наказывает бунтующих против него «врагов народа» и заставляет весь мир разоружиться, угрожая новой мировой войной.
Пример: «Ангелы ада».

1940-50-е: Третий рейх и Япония
Пока США сохраняли нейтралитет во Второй мировой, на экраны все так же выпускалось военное кино о предыдущей большой войне. Во втором американском фильме Хичкока «Иностранный корреспондент» звучит открытый призыв к Штатам подключиться к европейскому конфликту. После нападения на Перл-Харбор американское правительство заказало режиссеру Фрэнку Капра серию документальных фильмов «Почему мы сражаемся», ставших своеобразным американским ответом пропагандистским лентам Лени Рифеншталь. Голливуд выпустил много картин о сражениях как на Западном фронте, так и на Тихом океане. Любимец зрителей Джон Уэйн сражался против японцев в ура-патриотических «Летающих тиграх» и «На линии огня». В 50-х образы нацистов в кино все больше мифологизировались из-за экранизаций популярного чтива о войне, написанного в мирное время.
Пример: «Война в Северной Атлантике».

1960-70-е: Вьетнам
Начало холодной войны и конфликты в Азии наложили свой отпечаток на кинематограф США. Если о войне в Корее в 50-х снимали только пацифистские ленты вроде «Высоты Порк Чоп Хилл», то во время конфликта во Вьетнаме был создан лишь один фильм, который и поныне считается пятном на репутации Америки, — «Зеленые береты». Созданный при поддержке президента Джонсона и Пентагона, фильм стал хитом кинопроката. Джон Уэйн в роли немолодого полковника стал воплощением консервативных взглядов, оправдывающий ведение войны. Вьетнамцы в фильме изображены как изверги и садисты. В 70-е пришла и другая тенденция — разоблачать и высмеивать военные интересы Америки, как это сделано в картинах «Паттон», «Парни из роты С» или «Уловка 22». Интересно, что противостояние с СССР в фильмах открыто не показывалось, вероятно, потому, что любой подобный сюжет окончился бы взаимными ядерными ударами. В основном снимались шпионские и политические триллеры о том, как какое-то недоразумение чуть было не привело к началу атомной войны, как, например, в фильме «Система безопасности».
Пример: «Зеленые береты».

1980-е: «красные»
Холодная война подходила к концу, и злодеи-коммунисты стали выглядеть комически. На 80-е также пришелся расцвет боевиков как незатейливого развлекательного жанра. В Голливуде больше не боялись ни накаркать мировую войну, ни нарваться на критику со стороны пацифистов. По одному лишь киносериалу «Рэмбо» можно судить, как менялась лояльность США к недругам на протяжении десятилетия. Обнаженный по торс американский герой выполняет патриотический долг и во Вьетнаме, и в Афганистане, компенсируя молчание Голливуда в деликатных политических вопросах, когда они были наиболее актуальны. «Без вести пропавшие» и «Вторжение в США» — похожее кино, только гораздо дешевле и с Чаком Норрисом в главной роли. Сюжеты патриотических экшенов все больше стали отрываться от реальности, яркий пример тому «Красный рассвет», в котором внезапному нападению советско-кубинских захватчиков сопротивлялась группа школьников.
Пример: «Красный рассвет».

1990-е: Ирак, террористы и инопланетяне
Война в Персидском заливе на заре десятилетия дала новые темы для сценаристов боевиков. Через год вышли фильмы «Час блаженства» и «Герои „Бури в пустыне“», малобюджетные и непопулярные. В безучастных 90-х внимание Голливуда рассеялось на более захватывающие темы: вторжение инопланетян, вооруженный побег заключенных, серийные убийства и прочее, не связанное с конкретными врагами извне. Иногда появлялись киноработы о войнах на Балканах, в которых американцы-миротворцы защищали боснийцев от плохих сербов. На экраны также пришел терроризм всех мастей, причем не важно, за что борются антигерои, обычно или арабы, или ирландцы. В конце 90-х появился фильм «Осада», провалившийся в прокате и обсмеянный, а два года спустя оказалось, что картина предсказала теракт 11 сентября.
Пример: «Осада».

2000-е: «Аль-Каида» и Талибан
В нулевых Америка начала военные действия в Ираке и Афганистане, и, конечно же, фильмов об исламских террористах стало больше после нападения на башни-близнецы в Нью-Йорке. Патриотический акт Буша узаконил федеральную слежку, поэтому экранных талибов и членов «Аль-Каиды» ловить стало проще и зрелищнее. Сюжеты также стали разнообразнее: это и хроники военных миссий («Повелитель бури»), и шпионские триллеры («Совокупность лжи»), а также истории адаптации вернувшихся с войны («Морпехи»). Как и в случае с Вьетнамом, кинематографисты стали снимать о военном ужасе на Ближнем Востоке со стороны человеческих судеб. За кино «Без цензуры» о солдатах-убийцах и насильниках Брайана Де Пальма заклевали американские кинокритики. Помимо Ирака, в поле зрения Голливуда во второй половине нулевых попал Иран. Блокбастер «300 спартанцев» рассматривают не иначе как сражение американцев против иранских агрессоров, пусть, к счастью, напряжение между двумя странами к открытому конфликту так и не привело.
Пример: «Королевство».

2010-е: Северная Корея
В Голливуде КНДР как агрессора стали использовать в результате компромисса. Экшены об арабских террористах себя исчерпали, президентство Ахмадинежада в Иране закончилось, а Китай — хороший экономический партнер, в том числе и для киноиндустрии. Кажется, патриотические боевики возвращаются к гротеску 80-х: упрощенный сюжет и политически неубедительные мотивации антигероев. «Красный рассвет» пересняли как фильм «Неуловимые», в котором оборона США прохлопала атаку уже со стороны Северной Кореи. «Свой парень» Обама во главе государства узаконил образ президента в экшенах: тот стал моложе и ближе народу. В итоге в «Штурме Белого дома» Джейми Фокс бегает в кроссовках Nike от Майкла Джордана и выпускает в незваных гостей своей резиденции пулеметный град.
Пример: «Падение Олимпа».
Нелепые русские все равно были самыми прикольными злодеями в американском кино, потому что смотрелись забавно, ведь их изображали абсолютно не реалистично. Сейчас корейцы смотрятся через чур устрашающе. Мне кажется, что так нет на самом деле.
Да уж, образ агрессивной Северной Кореи сейчас в Америке раскручивают по полной. Самое печальное, что корейцы сами такие настроения и провоцируют, а америкосам только того и надо. Сейчас подготовят почву такими киношками, а потом уже и бомбить начнут.