Более сотни лет Голливуд, случайно или нет, вторит идеологическим веяниям Вашингтона. Крутые янки побеждают очередного врага во имя свободы, независимости и американских ценностей, а на заднем фоне реет звездно-полосатый флаг. Такие сцены можно найти во множестве патриотических экшенов made in USA. Накануне выхода в прокат очередного подобного фильма — «Штурм Белого дома» — в oKino.ua решили выяснить, кто и в какое время становился врагом США на экране.

Войны Белого дома: как менялись враги Америки в кино

1910-е: кайзеровская Германия

США вступили в Первую мировую войну в 1917 году, но первые пропагандистские художественные фильмы стали появляться раньше. В военной драме «Боевой клич мира» неназванные враги захватывают американские земли. Одним из самых активных кинематографистов в этом деле стал Чарли Чаплин. Еще в 1916-м он снял фильм «Zepped» (до недавнего времени считался утерянным), призванный уменьшить страх солдат перед немецкими военными дирижаблями. В фильме Чарли мечтает о том, как вернется в Англию и поможет британцам бороться с врагами, а германский кайзер появляется из сосиски. Позже Чаплин снял «Облигацию», пропагандирующую покупку ценных бумаг на благо войны. Кайзер присутствует и в этой ленте: Чарли бьет его по голове молотком с надписью «Облигации свободы».

Пример: «На плечо!».

Войны Белого дома: как менялись враги Америки в кино

1920-30-е: хвастовство победами

В эти два десятилетия патриотический кинематограф США отходит от все той же темы Первой мировой и переключается на вестерны и фильмы плаща и шпаги вроде «Одиссеи капитана Блада». В ряде картин расхваливается мощь американской армии, в особенности морских и воздушных сил. Герой фильма «Скажите это морякам» в финале отказывается от тихой жизни на ранчо, потому что он и морская пехота «созданы друг для друга». Пока что Голливуд не замечал угрозы в лице Третьего рейха, даже находил в его государственном строе преимущества. Доказательство последнего — фильм «Габриэль над Белым домом» — скандальное кино, в котором вымышленный президент США показан правителем с сильной рукой, он наказывает бунтующих против него «врагов народа» и заставляет весь мир разоружиться, угрожая новой мировой войной.

Пример: «Ангелы ада».

Войны Белого дома: как менялись враги Америки в кино

1940-50-е: Третий рейх и Япония

Пока США сохраняли нейтралитет во Второй мировой, на экраны все так же выпускалось военное кино о предыдущей большой войне. Во втором американском фильме Хичкока «Иностранный корреспондент» звучит открытый призыв к Штатам подключиться к европейскому конфликту. После нападения на Перл-Харбор американское правительство заказало режиссеру Фрэнку Капра серию документальных фильмов «Почему мы сражаемся», ставших своеобразным американским ответом пропагандистским лентам Лени Рифеншталь. Голливуд выпустил много картин о сражениях как на Западном фронте, так и на Тихом океане. Любимец зрителей Джон Уэйн сражался против японцев в ура-патриотических «Летающих тиграх» и «На линии огня». В 50-х образы нацистов в кино все больше мифологизировались из-за экранизаций популярного чтива о войне, написанного в мирное время.

Пример: «Война в Северной Атлантике».

Войны Белого дома: как менялись враги Америки в кино

1960-70-е: Вьетнам

Начало холодной войны и конфликты в Азии наложили свой отпечаток на кинематограф США. Если о войне в Корее в 50-х снимали только пацифистские ленты вроде «Высоты Порк Чоп Хилл», то во время конфликта во Вьетнаме был создан лишь один фильм, который и поныне считается пятном на репутации Америки, — «Зеленые береты». Созданный при поддержке президента Джонсона и Пентагона, фильм стал хитом кинопроката. Джон Уэйн в роли немолодого полковника стал воплощением консервативных взглядов, оправдывающий ведение войны. Вьетнамцы в фильме изображены как изверги и садисты. В 70-е пришла и другая тенденция — разоблачать и высмеивать военные интересы Америки, как это сделано в картинах «Паттон», «Парни из роты С» или «Уловка 22». Интересно, что противостояние с СССР в фильмах открыто не показывалось, вероятно, потому, что любой подобный сюжет окончился бы взаимными ядерными ударами. В основном снимались шпионские и политические триллеры о том, как какое-то недоразумение чуть было не привело к началу атомной войны, как, например, в фильме «Система безопасности».

Пример: «Зеленые береты».

Войны Белого дома: как менялись враги Америки в кино

1980-е: «красные»

Холодная война подходила к концу, и злодеи-коммунисты стали выглядеть комически. На 80-е также пришелся расцвет боевиков как незатейливого развлекательного жанра. В Голливуде больше не боялись ни накаркать мировую войну, ни нарваться на критику со стороны пацифистов. По одному лишь киносериалу «Рэмбо» можно судить, как менялась лояльность США к недругам на протяжении десятилетия. Обнаженный по торс американский герой выполняет патриотический долг и во Вьетнаме, и в Афганистане, компенсируя молчание Голливуда в деликатных политических вопросах, когда они были наиболее актуальны. «Без вести пропавшие» и «Вторжение в США» — похожее кино, только гораздо дешевле и с Чаком Норрисом в главной роли. Сюжеты патриотических экшенов все больше стали отрываться от реальности, яркий пример тому «Красный рассвет», в котором внезапному нападению советско-кубинских захватчиков сопротивлялась группа школьников.

Пример: «Красный рассвет».

Войны Белого дома: как менялись враги Америки в кино

1990-е: Ирак, террористы и инопланетяне

Война в Персидском заливе на заре десятилетия дала новые темы для сценаристов боевиков. Через год вышли фильмы «Час блаженства» и «Герои „Бури в пустыне“», малобюджетные и непопулярные. В безучастных 90-х внимание Голливуда рассеялось на более захватывающие темы: вторжение инопланетян, вооруженный побег заключенных, серийные убийства и прочее, не связанное с конкретными врагами извне. Иногда появлялись киноработы о войнах на Балканах, в которых американцы-миротворцы защищали боснийцев от плохих сербов. На экраны также пришел терроризм всех мастей, причем не важно, за что борются антигерои, обычно или арабы, или ирландцы. В конце 90-х появился фильм «Осада», провалившийся в прокате и обсмеянный, а два года спустя оказалось, что картина предсказала теракт 11 сентября.

Пример: «Осада».

Войны Белого дома: как менялись враги Америки в кино

2000-е: «Аль-Каида» и Талибан

В нулевых Америка начала военные действия в Ираке и Афганистане, и, конечно же, фильмов об исламских террористах стало больше после нападения на башни-близнецы в Нью-Йорке. Патриотический акт Буша узаконил федеральную слежку, поэтому экранных талибов и членов «Аль-Каиды» ловить стало проще и зрелищнее. Сюжеты также стали разнообразнее: это и хроники военных миссий («Повелитель бури»), и шпионские триллеры («Совокупность лжи»), а также истории адаптации вернувшихся с войны («Морпехи»). Как и в случае с Вьетнамом, кинематографисты стали снимать о военном ужасе на Ближнем Востоке со стороны человеческих судеб. За кино «Без цензуры» о солдатах-убийцах и насильниках Брайана Де Пальма заклевали американские кинокритики. Помимо Ирака, в поле зрения Голливуда во второй половине нулевых попал Иран. Блокбастер «300 спартанцев» рассматривают не иначе как сражение американцев против иранских агрессоров, пусть, к счастью, напряжение между двумя странами к открытому конфликту так и не привело.

Пример: «Королевство».

Войны Белого дома: как менялись враги Америки в кино

2010-е: Северная Корея

В Голливуде КНДР как агрессора стали использовать в результате компромисса. Экшены об арабских террористах себя исчерпали, президентство Ахмадинежада в Иране закончилось, а Китай — хороший экономический партнер, в том числе и для киноиндустрии. Кажется, патриотические боевики возвращаются к гротеску 80-х: упрощенный сюжет и политически неубедительные мотивации антигероев. «Красный рассвет» пересняли как фильм «Неуловимые», в котором оборона США прохлопала атаку уже со стороны Северной Кореи. «Свой парень» Обама во главе государства узаконил образ президента в экшенах: тот стал моложе и ближе народу. В итоге в «Штурме Белого дома» Джейми Фокс бегает в кроссовках Nike от Майкла Джордана и выпускает в незваных гостей своей резиденции пулеметный град.

Пример: «Падение Олимпа».