5 мыслей о заманчивости «Элитного общества»

Гермиона, танцующая на шесте в доме Пэрис Хилтон; коллекция часов Rolex Орландо Блума, украденная из-под его кровати, — все это сцены из фильма «Элитное общество», пятой режиссерской работы оскароносной Софии Копполы. Кинолента, основанная на реальной истории о калифорнийских подростках, долгое время безнаказанно грабивших дома знаменитостей, сегодня выходит в украинский прокат. Посмотрев фильм, oKino.ua размышляет над тем, что Коппола хочет сказать зрителю и стоит ли тратить время на подглядывание за чужими клептоманскими радостями.

5 мыслей о заманчивости «Элитного общества»

1. Это поколение потеряно... Или нет?

Таблетки на завтрак и утренняя молитва от мамы с собачкой на руках — так начинается утро героинь картины «Элитное общество». Не проходит и десять минут фильма, а похожие на манекенов школьники уже курят «дурь». Большинство их реплик состоят из восторженного возгласа «О боже!» и названий модных брендов. Молодежь в «Элитном обществе» делает снимки на айфон, поет на веб-камеру, позирует перед зеркалом, танцует в клубах под модную музыку и бесконечно теребит в руках мобилки. Дети обеспеченных родителей, адекватных или неадекватных (как мамаша, обучающая дочек жизни по фильму «Тайна»), они не имеют никаких причин для бунта. Персонажи фильма напоминают детей, попавших в кондитерскую лавку, но вместо конфет — туфли от Christian Louboutin. Вместе с тем отношение к ним варьируется от желания позлорадствовать до мысли отправить всех в газовые камеры. Однако подросткам не занимать прагматизма: они намерены сделать карьеру в шоу-бизнесе, фэшн-индустрии или в любом другом месте, где «круто и красиво».

5 мыслей о заманчивости «Элитного общества»

2. Коппола не комментирует, но разжевывает

Беспристрастность, с которой режиссер рассказывает о юных голливудских грабителях, вызвала одобрение многих кинокритиков. С одной стороны, Коппола отказывается от любых оценок, оставляя зрителю все решать самому. Более того, в СМИ о банде Bling Ring говорили бы сверхэмоционально, приклеивая к героям ярлыки, потому отчужденный взгляд режиссера кажется альтернативным. С другой стороны, копполовский подход попахивает безразличием. А если режиссеру не интересно копаться в мотивах и мозгах своих героев, то почему они должны вызывать какой-то отклик у зрителя? Подобных персонажей можно увидеть в любом клубе или на сайтах, где девочки фотографируют себя на айфон, складывая губки уточкой. Аудитории остается только вуайеристское удовольствие от разглядывания дорогих интерьеров и да! — этих чертовых стильных шмоток и дорогих украшений, недоступных простому смертному. Отсюда и кажется странной мораль, звучащая из уст героев: «Это все из-за нездорового увлечения американцев всякими Бонни и Клайдами».

5 мыслей о заманчивости «Элитного общества»

3. Эмма Уотсон в роли хитрой дурочки

Эмма Уотсон чрезвычайно радует своим непривычным образом: смелым, как для умницы из поттерианы, и раздражающим зрителя своим подростковым выкаблучиванием. Уотсон взяла на себя миссию смешить и успешно с ней справилась. Ее Ники психует, оттого что никак не может подобрать себе подходящий наряд (украденный, конечно же). Но как только девушке предстоит отвечать перед полицией или прессой, она произносит фразы-клише, которыми пестрят интервью всяких Бритни, Пэрис и Линдси после очередного скандала: о благотворительности, об ошибке, которая стала уроком, предназначении творить добро на Земле и прочем. «Я хочу когда-нибудь возглавить эту страну, и я сделаю это», — произносит героиня Уотсон, словно участница «Мисс мира» во время конкурса вопросов. Кастинг у Копполы удался на славу: флегматичная девочка с раскосыми глазами, юный гей с пухлыми губами и другие персонажи выглядят ярко и убедительно, насколько это возможно в ролях одержимых гламуром подростков.

5 мыслей о заманчивости «Элитного общества»

4. Режиссер нажила себе недругов

Почти год подростки беспрепятственно захаживали в дома знаменитостей, имена которых упоминаются в картине. Так, зритель узнает, что Меган Фокс принимает успокоительное, Пэрис Хилтон хранит ключ от дома под ковриком, а Миша Бартон часто отлучается из дома из-за проблем с законом. Актриса Рэйчел Билсон, которую прототипы главных героев грабили пять раз, раскритиковала режиссера за прославление «подвигов» голливудских воришек. Мишу Бартон возмутило упоминание о том, что у нее были проблемы с наркотиками. И даже одна из членов Bling Ring, ставшая прототипом для героини Эммы Уотсон, обозвала картину «отстойной и неточной». При этом Хилтон помогла фильму, разрешив снимать сцены ограбления ее дома в собственном особняке. Выходит, что у Пэрис действительно развешены на стенах обложки журналов, а на подушках напечатаны ее портреты. Возникает вопрос: кто кого выставляет идиотом в этой ленте — сама светская львица или Коппола, поющая ей дифирамбы за помощь в съемках? Пэрис, кстати, «Элитным обществом» осталась довольна.

5 мыслей о заманчивости «Элитного общества»

5. Зачем снимать, зачем смотреть?

По Интернету бродит фото с англоязычным уличным граффити, гласящим: «Прекратите делать глупых людей знаменитыми». Это утверждение справедливо не только ко всяким сетевым звездам и героям реалити-шоу, но и к фильму Софии Копполы. Группа голливудских грабителей получила локальную славу в США, а теперь еще обрела бессмертие благодаря кино, распространенному по всему миру. Собственно, прототипы главных героев получили то, о чем мечтали. Сама режиссер захотела снять фильм, когда прочла статью в «Vanity Fair», летя в самолете на курорт. София вроде как открещивается от того, что ей, как выросшей среди богемы, показанное в картине близко и понятно. Но у нее получилась смесь телешоу MTV «Хаты», «Голливудские холмы» и «Сладкие 16», которую под видом кино повезли на мировые кинофестивали. Школьники, крадущие одежду и аксессуары у беспечных богачей, — это не самое драматичное на свете зрелище. Потому и четыре года тюрьмы не кажутся высокой ценой за искреннее веселье в комнате-клубе Пэрис Хилтон. У парня-вора после суда появилось целых 800 новых друзей на фейсбуке — так разве дело того не стоило? Не случайно, собственным детям Коппола показывать фильм пока не хочет: вдруг они последуют плохому примеру.