Орсон Уэллс
«Гражданин Кейн» (1941)

Кинодебют Орсона Уэллса удачен не потому, что принес своему создателю толпы фанатов и подражателей, премию Национального совета кинокритиков США и сам «Оскар». Точнее не только поэтому. Встроенными в фильм идеями, методами и эстетическими находками режиссер вписал собственное имя в историю искусств.

Поклонниками этой картины себя считает множество значительных фигур кинематографа, в том числе Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Кристофер Нолан и Оливер Стоун. Более того, в масштабных опросах кинопрофессионалов на протяжении нескольких десятилетий работу Уэллса регулярно называют «лучшим фильмом всех времен и народов». Она же стала первым фильмом, в котором основным приемом повествования стал флешбэк.

Орсон Уэллс ввязался в настоящую войну, взяв за основу картины биографию основателя «желтой журналистики», американского медиамагната Уильяма Хёрста. Хоть сценарий полностью и не совпадал с жизнью прототипа, бизнесмен не желал появления фильма на экране. Используя силы собственной медиаимперии, Хёрст проводил масштабную антирекламную кампанию. Местами он добился успеха — на Юге США фильму объявили бойкот.

Выход этой картины вызвал настоящую бурю в политических и общественных кругах США. Съемки фильма отобрали у режиссера и, по совместительству, исполнителя главной роли много сил. Но еще больше ему пришлось потерять, чтобы работу увидел зритель.

«Не уезжайте. Вы обеспечиваете иллюстрации, а я обеспечу войну»
Кейн / Хёрст