Жан Люк Годар
«На последнем дыхании» (1960)

В свое время влиятельный американский кинокритик Роджер Эберт назвал «На последнем дыхании» лучшим дебютом в истории кино со времен «Гражданина Кейна». Мнение заслуживает внимания, поскольку выход на экран первого полнометражного фильма Годара ознаменовал собой появление «Французской новой волны» в кинематографе. Этой работой он, как и другие кинематографисты этого направления, заложил фундамент «Теории авторского кино». Работая кинокритиком и зная приевшуюся «классическую кухню», Годар сознательно отказался от предсказуемости повествования и исчерпавшего себя стиля съемки.

История молодого преступника и его американской подружки снималась со скромный бюджетом. Сложность превратили в достоинство, создав непосредственную картину: с естественным освещением, диалогами, придуманными в процессе съемки, и инвалидной коляской для динамичного движения камеры. Также режиссер сознательно разрушил иллюзию подглядывания за чужой жизнью — актеры и эпизодические персонажи то и дело смотрят прямо в камеру.

На Берлинском кинофестивале фильм наградили «Серебряным медведем» за лучшую режиссуру. Также картина получила приз Жана Виго и признание Синдиката французских кинокритиков.

Годар:
«…Я думаю, что кино показывает только любовные истории. В военных фильмах идет речь о любви парней к оружию, в гангстерских — о любви парней к краже… А „новая волна“ принесла любовь к кино. Трюффо, Риветт, я сам и еще двое или трое полюбили кино, прежде чем полюбили женщин, деньги, войну, прежде чем полюбили еще что-то. Что касается меня, я честно говорю, что открыл для себя жизнь благодаря кино. Без любви не бывает фильмов…»

«…Я был буржуазным режиссером, затем — прогрессивным режиссером, а теперь я больше не режиссер, а рабочий кино…»