Нуар — понятие, хорошо известное киноманам, но малоизвестное для неискушенного зрителя. Это кинематографический стиль, распространенный в Голливуде в 40-50-е годы, и отражающий пессимизм и безысходность послевоенных лет. Нуар можно определить по характерной темной тональности, мрачному детективному сюжету, отсутствию традиционных полюсов добра и зла, атмосфере фатализма и отчаяния.

Послевоенное крушение иллюзий

Нуар получил распространение в 40-е годы, когда американское общество накрыла волна разочарования и глубочайшего пессимизма. Этому способствовало завершение войны и послевоенное крушение иллюзий: ведь в военные годы казалось, что война вот-вот закончится, и все наладится. Но война кончилась, а проблемы никуда не делись, а только ярче выступили на теле американского общества — ведь если в военное время они были не так видны, то теперь все гнойники вылезли на поверхность.

Если добавить к этому послевоенную разруху и экономический кризис, то можно понять, что чувствовали рядовые американцы: война кончилась, но вместо счастливой мирной жизни их окунули лицом в грязь. Как превосходно написал Пол Шредер, «…солдат возвращается с войны и обнаруживает, что его возлюбленная ему изменяет или мертва, что его деловой партнёр обманывает его, а общество оказалось далеко не тем, за которое стоило бы сражаться». И война продолжается, но теперь уже не на фронте, а в городских трущобах, и ведется она против самого общества.

Все эти упаднические настроения, разумеется, не могли не отразиться в кинематографе. Прошло время, когда нужно было поддерживать боевой дух счастливыми фильмами. Зрителей перекормили оптимизмом, они хотели видеть реальное отражение своего мировосприятия, и цензура пошла на уступки. Кинотеатры захлестнули «черные» (по фр. — noir) фильмы, в которых царила атмосфера пессимизма, недоверия, фатализма, глубокого разочарования и цинизма.

Сюжетные особенности

Нуар-фильмы, как правило, имели в своей основе детективный сюжет, недаром они выросли из литературной традиции американского «крутого детектива» 30-х годов. Герой нуаров циничен и жесток, он лишен романтизма и не особо стеснен моральными нормами. Здесь отсутствует традиционное деление героев на положительных и отрицательных, тут все эгоистичны, корыстны и расчетливы, и главный герой лишь самую малость лучше других. Среди киноманов даже распространено такое шутливое определение: «Главный герой в нуаре тот, кто в конце фильма остается в живых».

Нуар-фильмам свойственна запутанная фабула, намеренно неясная, «липкая, как кошмар или речь пьяницы», по определению Жоржа Садуля. Она призвана создать у зрителя ощущение еще большей неустойчивости, неопределенности, тревожности окружающего мира. Характерно и отсутствие хэппи-энда — счастливой концовкой здесь можно считать уже то, что главный герой остался в живых. Женские персонажи в нуарах, как правило, корыстны, лживы и расчетливы, они всячески пытаются воспользоваться главным героем. Как раз отсюда пошел образ женщины-вамп — жгуче соблазнительной, но дьявольски коварной.

Именно в нуарах стала важна атмосфера — детективный сюжет здесь не ограничивался раскрытием преступления, главной задачей стала передача психологических переживаний, чувства одиночества и потерянности, свойственных герою. Изысканность, камерность, малолюдность, нелинейность — все это также признаки нуара. Важной характеристикой нуар-фильмов стало также ощущение утраченного прошлого, его невозвратности; и нестабильность, безнадежность сегодняшнего, не говоря уже о будущем.

Нуарная стилистика

В нуар-фильмах очень важно и специфическое режиссерское воплощение — не зря нуар считается не столько жанром, сколько стилем. Тональность нуар-фильмов — глубоко темная, так что черного здесь слишком много даже для черно-белого кино. Словом, если на экране вы видите черную кровь, стекающую по тротуарам и мешающуюся с дождевой водой, героя в черном кожаном плаще, умирающего в городских джунглях, кромешную темноту и обилие изломанных линий в кадре, то это определенно нуар.

Изощренную игру светотени, которая стала главным выразительным средством в нуарах, режиссеры почерпнули в традициях немецкого экспрессионизма. Здесь преобладает тень и ночные сцены, дневные сцены высоко контрастны, свет непременно ложится тревожными угловатыми пятнами. Лицо героя не выделяется светом, как это делалось в предшествующих фильмах, а, напротив, скрыто в тени — это не только растворяет героя в мрачной атмосфере города, но и подчеркивает безысходность и бесполезность борьбы.

Из немецкого экспрессионизма пришли в нуар и нестандартные ракурсы, которые усугубляли угловатость, искаженность реальности. В кадре преобладают вертикальные и косые линии, которые дробят его, делают нервным, тревожным.

Обязателен для нуаров мотив воды — герои здесь встречаются на причалах и набережных, вечерние улицы всегда блестят от дождя, а сам ливень является непременной составляющей фильма.

Эволюция нуара

Нуар-фильмы пережили свою эволюцию и прошли путь от горечи послевоенного разочарования до мрачного и депрессивного психоза. Эпоху нуара можно разделить на три периода, хотя эта периодизация достаточно условна.

Период раннего нуара (1941 — 1946) открывает классический фильм Джона Хьюстона «Мальтийский сокол». Ранний нуар характеризовался студийными съемками и относительной «серостью», персонажи тут еще могли иметь некий романтический налет. К раннему нуару относят такие шедевры, как «Оружие для найма», «Стеклянный ключ», «Тень сомнения», «Лора», «Министерство страха», «Милдред Пирс», «Глубокий сон», «Почтальон всегда звонит дважды», «Гильда», «Убийство, моя милая», «Объезд», «Улица греха».

 

Немного особняком стоит фильм Билли Уайлдера «Двойная страховка» (1944), который стал первым послевоенным нуаром, и прокат которого чуть было не запретили из-за чрезмерной «черноты», полного отчаяния и фатализма, которым он был пропитан.

 

Эпоха зрелого нуара (1945 — 1949) характеризуется послевоенным реализмом. Герои здесь все менее романтичны, а студийные декорации заменяются натурными съемками — суровое лицо улиц выглядело гораздо убедительнее, чем фанерные декорации, а в послевоенные годы это пришлось очень к месту. Сюда можно отнести такие фильмы, как «Убийцы», «Розовая лошадь», «Плач большого города», «Обнаженный город», «Черная полоса», «Воровское шоссе», «Подстава», «Грубая сила», «Большие часы», «Звонить Нортсайд 777».

Третий этап (1949 — 1955) характеризовался наибольшей мрачностью. Психопатии, саморазрушение, распад личности и маниакальные убийства свойственны позднему нуару. Именно третий этап стал квинтэссенцией нуара — недоверие опустилось до отчаяния, пессимизм сменился сумасшествием, а глубокий фатализм перерос в маниакально-депрессивный психоз. Герои-психопаты появляются в таких фильмах, как «Белая горячка», «Без ума от оружия», «Мертв по прибытии», «Туз в рукаве», «Скажи будущему — прощай», «Сансет-бульвар», «В укромном месте», «Попутчик», «Целуй меня насмерть».

Конец эпохи

Эпоха нуар-фильмов подошла к своему концу приблизительно в середине 50-х. Америка стала более уверенной в завтрашнем дне, и нуар постепенно сошел на нет, уступая место новой криминальной драме, мюзиклу и романтической комедии. Умиранию нуара способствовало также развитие телевидения, которое подорвало финансовую основу существования малобюджетных фильмов — а все нуары были именно такими, ведь не требовали дорогостоящих студийных декораций и освещения. И, конечно, завершающим ударом стало появление цвета в кино, сделавшее невозможным классический нуар.

Однако мода на нуар не прошла бесповоротно, она частично возродилась в 70-е, когда война во Вьетнаме породила новое потерянное поколение, и в 90-е годы, когда также было снято достаточно много фильмов в нуар-стилистике (так называемый неонуар, или постнуар). К современному неонуару хоть и с оговорками можно отнести такие фильмы, как «Китайский квартал», «Подозрительные лица», «Город грехов», «Черная орхидея», «Отступники» и многие другие.

Подводя итог существованию нуар-фильмов, стоит отметить, что эпоха нуара оставила после себя несметное количество шедевров. Наряду с небольшим бюджетом, каждый такой фильм требовал чрезвычайной художественности. В нуарах, как нигде, была важна талантливая работа режиссера, оператора, художника по свету и актеров, ведь нуар — это, прежде всего, стиль. Стиль же должен быть блестящим, а уж черный стиль — безупречным.