Кукла

Испокон веков кукла считалась сакральным предметом. Ее дарили в качестве оберега, использовали в языческих, оккультных ритуалах или просто коллекционировали как предмет искусства. Но главное — уменьшенная копия человека, сделанная из глины, фарфора или дерева, всегда рождала массу ассоциаций. И чем старше вещь, тем больше предположений способно выдать воображение.

Мистические триллеры об оживших куклах, как правило, антикварных, сменивших немало хозяев, к сожалению, интерпретируются режиссерами однобоко. Все сюжеты, подобные «Аннабель» — одинаково предсказуемы, повествуют об ожившей игрушке, намерено вредящей своим владельцам. Большим открытием для уставшего от подобных лекал зрителя станет фильм Уильяма Белла «Кукла», в котором и подача, и финал разительно отличаются от культовых картин об антропоморфных предметах-убийцах («Мертвая тишина», «Чаки», «Демонические игрушки»).

кадр из фильма Кукла

Пытаясь сбежать от прошлого, Грета (Лорен Кохэн) приезжает в провинциальную английскую глушь, где поступает на службу в дом пожилой пары. Задача девушки — стать хорошей гувернанткой для их 8-летнего сына, который, по словам четы, сильно отличается от своих ровесников. Желая поскорее познакомиться с Брамсом, Грета с ужасом понимает, что ее подопечный — обыкновенная фарфоровая кукла, а старики просто выжили из ума, пережив смерть ребенка 20 лет назад. Но необходимость в деньгах и груз воспоминаний, заставляют героиню согласиться присматривать за Брамсом и даже отпустить сумасшедших родителей в долгожданный отпуск.

Триллеры студии STX Entertaiment, основанной в 2014, отличаются особым психологизмом (достаточно вспомнить «Подарок» 2015 года). К слову, две картины объединяет «ставка на прошлое», его последствия, которые дают о себе знать даже спустя 20 лет. Продюсеры STX Entertaiment предъявляют большие требования к сценарной основе, уделяя внимание проработке персонажей, их мотивации, обстоятельствам, трансформировавшим их в качественно новую персону. «Кукла» в этом отношении — яркий пример того, на что способно родительское горе, странности состоятельных людей и жестокость уязвленного самолюбия.

кадр из фильма Кукла

Хочется отдельно упомянуть о самой кукле. Авторы были правы, когда не стали делать из нее монстра, подобно создателям «Аннабель». Зрителю всегда невдомек, как ужасающую игрушку можно держать в доме или даже дарить своим близким. Здесь же — фарфоровая кукла мальчика в натуральную величину вызывает жуть только из-за застывшей, холодной красоты, неподвижности и пронзительного взгляда, следующего по пятам за красавицей Гретой.

Практически вся съемка — интерьерная и локация, выбранная режиссером, — отмечена особой эстетикой триллера и духом немецкого экспрессионизма. Старинное английское поместье, дорожки, вымощенные камнями, большие ворота с железными пиками, устремленными в небо, двор, в котором есть и сад, и могильник. Томительное ожидание, тиканье часов, пустынные комнаты, отсутствие соседей и связи — все это воздействует на психику куда лучше, чем дешевые спецэффекты миллионных фильмов о демонах.

«Куклу» сложно назвать фильмом ужасов, скорее это полноценный мистический триллер, где главная задача пощекотать нервы, но без мясорубки, графики и выпрыгивающей из каждой щели нежити. Также, в отличие от типичных растиражированных картин жанра хоррор, работа Белла являет собой сюжетно завершенное, четко структурированное повествование, в котором есть доля загадки, но нет места бессмысленному испугу, основанному на эффектах неожиданности и показе неприятных деталей. Фильм настоятельно рекомендован к просмотру. Вы непременно будете напуганы, но куклой ли?

Больше материалов этого же автора в блоге