Моя мама

В конце марта в украинский прокат выходит фильм Нанни Моретти «Моя мама». Остросоциальная драма, выдержанная в лучших традициях европейского артхауса, о неизбежном трагическом уходе близкого человека. Призер экуменического жури Каннского фестиваля, «Моя мама», подобно предыдущему кинополотну режиссера «Комната сына», поднимает вопрос о принятии обществом истин о том, что «никто не вечен» и «что бы не случилось, жизнь продолжается».

Пытаясь пережить стресс, связанный с болезнью матери, Маргарита (Маргерита Буй) с головой погружается в работу. На главную роль в своем новом фильме она приглашает известного голливудского актера (Джон Туртурро), который на поверку оказывается бездарностью и болтуном. Съемки фильма продвигаются медленно и стопорятся из-за непрофессионализма и заносчивости пришлого голливудского «маэстро». В это время мать Маргариты, Ада (Джулия Лаццарини), в прошлом преподаватель латыни, медленно угасает на глазах близких.

В ленте «Моя мама» Моретти вновь использует излюбленный режиссерский прием — наблюдение за страданием персонажа. Он ставит героя в реальные незавидные обстоятельства, приключающиеся с каждым, и отслеживает его реакцию. Агрессия и бунт перерастают в тихую ненависть, а после — в смирение и отчаяние. Это страшные, но очень сильные состояния, передать которые способен только хороший актерский состав.

кадр из фильма Моя мама

Маргарита, чью историю рассказывает Моретти, страдает от излишней авторитарности. Из-за диктаторско-феминистского поведения расклеиваются ее отношения с мужчиной и коллегами, наблюдается некая холодность в общении с дочерью, а свою мать она не в силах отпустить скорее из-за упрямства и желания настоять на своем, нежели из-за привязанности. Персонаж Ады, собирательный образ пожилой одинокой старушки, получившей порцию внимания только на смертном одре, имеет вполне четкий, глубокий и одновременно пронзительный посыл, адресованный зрителю. Мать уходит тихо, с улыбкой, не держа обид, не замечая эгоизма детей, безразличия внуков и дежурную вежливость медперсонала.

Действие фильма происходит в Риме, но у Моретти он становится клеткой для больной пожилой женщины и ее, утратившей силы и вдохновение, дочери. Изображая чувства героев, режиссер использует флешбэки, элементы сюрреализма (иллюстрируя сны) и экспрессионизма, что делает работу еще более пронзительной и сложной для просмотра. Вся картина выполнена в серой цветовой гамме, чтобы передать атмосферу неизбежности, будней и затянувшихся испытаний, выпавших на долю Маргариты. В своих интервью Моретти признавался, что многое в фильме взято из его личного опыта, ведь во время съемок фильма «У нас есть Папа» ушла из жизни его собственная мать.

Новая лента Моретти — сложная психологическая драма о том, что все мы обречены на забытье. Именно этот факт и является самым большим испытанием для нашего эго. Фильм демонстрирует извечный конфликт поколений, дискутирует о безысходности и осознании ценности близких после их утраты. Мораль проста: отдавать больше, чем вложили родители, ведь они никогда ни о чем нас не просят.

Больше материалов этого же автора в блоге