«Щелкунчик и четыре королевства» — рождественское фэнтези от Disney. Одна из самых популярных детских сказок по мотивам повести Э. Т. А. Гофмана и балета Петра Чайковского вправду нуждалась в хорошей киноадаптации. Но реакция на новую ленту оказалась весьма прохладной: западные критики недоумевали от того, как можно было снять такое бесчувственное и пустое кино, которое получилось слабым даже для разряда «семейная наивная сказка».

Сюжет фильма «Щелкунчик и четыре королевства» разворачивается во второй половине XIX века в Лондоне. Юная Клара Штальбаум (Маккензи Фой) готовится встретить первое Рождество после смерти своей мамы. Вместе с отцом и братьями она отправляется на рождественский бал. Там ее крестный отец Дроссельмейер (Морган Фримен) рассказывает, что нужно сделать с необычным подарком, доставшемся ей в наследство от мамы. Однако в самый последний момент ключик к подарку ворует маленькая мышка. В погоне за ней Клара попадает в волшебный мир, в котором встречает солдата-щелкунчика по имени Филипп Хоффман (Джейден Фовора-Найт), который рассказывает ей о своем мире и трех королевствах: стране Снега, стране Цветов и стране Сладостей, где правят добрые и милые регенты. Оказывается, что этот волшебный мир создала мама Клары — Мария, и Клара должна теперь стать заменить ее, став королевой. Но над благополучием этого мира нависает опасность, ведь зловещее четвертое королевство, страна Развлечений, хочет все разрушить. Кларе предстоит выдержать множество неожиданных испытаний, не допустить войну и доказать самой себе, что ее мама могла бы ею гордиться.

рецензия на фильм "Щелкунчик и четыре королевства" 2018

«Щелкунчик и четыре королевства» буквально с самого начала демонстрирует свои преимущества, погружая зрителя в восхитительный мир рождественского волшебства и старинного уюта. Но за этим всем шиком, красивыми костюмами, отменными декорациями и восхитительно-сказочными локациями больше не стоит ничего… Скорее всего, «Щелкунчик и четыре королевства» получит по номинации от киноакадемии за костюмы и визуальные эффекты, но драматургия и постановка фильма от этого лучше не станут.

Первый режиссер ленты «Щелкунчик и четыре королевства» — номинант на премию Оскар Лассе Халльстрём («Хатико: Последний друг», «Дорогой Джон») — как никто другой умеет задавать душевную атмосферу. Добавляем сюда еще бюджет в 120 миллионов долларов («Дисней» же никогда не жалеет денег на свои проекты), композитора Джеймса Ньютона Ховарда («Фантастические звери») и отличный каст: на «бал Щелкунчика» пожаловали Морган Фримен, Кира Найтли, Маккензи Фой и Хелен Миррен. Согласитесь, нехилый такой подбор фамилий. Но ближе к концу производства фильма появилась новость о том, что возглавлять дополнительные сьемки уже будет другой постановщик — Джо Джонстон, отвечавший за «Первого мстителя» и «Джуманджи». Джонстон, несомненно, хороший знаток своего дело, но еще никогда такого не было, когда после рокировки режиссера получалось что-то стоящее. «Щелкунчик и четыре королевства» не стал исключением, поскольку сама проблема фильма кроется в том, что не понятно, чего именно хотела студия. Ясно только одно: не делать классическую киноадаптацию, а переосмыслить вечное произведение. Некоторые сюжетные линии из оригинала убрали, завязали новые и ввели новых персонажей. Но толку от этого, если в фильме отсутствовала атмосфера рождественского праздника, которая исходила от музыкальных постановок или же мультфильмов. В «Щелкунчике и четырех королевствах» создатели вообще не нашли дорогу к сердцу зрителя и не подарили ему ту сказку, которую тот ожидал. Потому лучше пойти пересмотреть любимые новогодние мультфильмы/фильмы дома под пледом.

рецензия на фильм "Щелкунчик и четыре королевства" 2018

В «Щелкунчике и четырех королевствах» есть глубокий смысл и мораль. Это ценность семьи, желание жить дальше, утратив дорого человека, и умение любить, несмотря ни на что. Но в фильме эти идеи расплывчасты. Без нужного драматического эффекта не то что взрослые не возьмут после просмотра для себя ничего, детки также будут в недоумении. Модель повествования, когда утративший родного человека ребенок становится избранным, уже не так умиляет и трогает, поскольку приелась в целой куче других фильмов.

Ситуацию не спасают и актеры. В одном моменте они переигрывали, в другом — недоигрывали. Вся эта инфантильность поведения, «мимишные» интонации… В общем, не запомнились ничем, поскольку больше напоминали бездушных оловянных солдатиков. И еще Щелкунчика здесь сделали афроамериканцем, что было бы похвально, если бы это хоть как-то обосновывалось, кроме желания продюсеров угодить конъюнктуре и сохранять положительный имидж либералов.

рецензия на фильм "Щелкунчик и четыре королевства" 2018

Но в то же время «Щелкунчик и четыре королевства» отлично показывает женское лидерство и самодостаточность. Главная героиня Клара очень смелая, и маленькие зрительницы будут явно симпатизировать этому персонажу, однако есть намного более сильные герои данного типа. Вспомните хотя бы мультфильм «Храбрая».

Что касается музыки, то Джеймс Ньютон Ховард занятно поработал с классическим инструментальным оформлением, приукрасив его современными ремиксами.

Учитывая красивый трейлер и постеры, не верится, что в конечном итоге все скатывается в непримечательное, скучное серое кино, не вызывающие никаких эмоций. Ни хороших, ни плохих. «Щелкунчик и четыре королевства» напоминает недавний диснеевский «Излом времени», в котором авторы так же хотели сделать ставку на девочку, на плечи которой падает сложное задание. Это два фильма выглядят как дорогая, красиво сделанная многомиллионная неуклюжая сказка, от которых не останется ни следа в голове зрителя.