Служанка

Оккупированная Японской империей Корея, 30-е годы. Двое — карманная воровка Сук Хи (Ким Тхэ-ри) и мошенник, «граф» Фудживара (Ха Чон У) — втираются в доверие к молодой госпоже Хидеко (Мин-хи Ким), проживающей взаперти классического викторианского дома своего порочного дяди-японца (Чо Джин-ун). Граф разрабатывает простой и гениальный план по личному обогащению путем заключения брака с леди Хидеко.

Не нуждающийся в представлении Пак Чхан Ук, в 2004 году прогремевший на весь мир (не без помощи Тарантино) второй частью своей трилогии о мести «Олдбой», за эти годы снискал репутацию одного из талантливейших азиатских режиссёров с уникальным почерком. Помимо прочего он запомнился пацифистской драмой «Объединенная зона безопасности», вампирским любовным триллером «Жажда» и недавним англоязычным триллером «Стокер». После неоднозначно воспринятого англоязычного дебюта Пак Чхан Ук неожиданно для всех и себя самого обратился к исторической теме. Тем более он удивил искушенную публику, избрав для сюжета авантюристский эротический триллер, облачив в корейские декорации детективный роман Сары Уотерс «Тонкая работа» («Fingersmith»). На выходе получилась запоминающаяся эстетская драма, в которой невозможно придраться ни к одному кадру: зритель совершает путешествие вглубь довоенной Кореи и ни разу не ощущает подвоха, фальши или банальности.

Служанка

Центральным мотивом всей ленты «Служанка» (в оригинале «Госпожа») оказывается любовь. Корейский режиссёр, следуя литературному первоисточнику, рассказывает об однополых отношениях и условно делит картину на три части: в первой повествование идёт от лица миловидной Сук Хи, симпатизирующей, а затем влюбляющейся в свою госпожу и начинающей сомневаться в хитроумной авантюре «графа». Неожиданно обрываясь, корейская драма начинается заново, но уже глазами молодой госпожи Хидеко, страдающей от дяди-извращенца: именно тогда зритель буквально прозревает — Пак Чхан Ук красноречиво демонстрирует, насколько субъективным может быть рассказ от первого лица. Полтора с лишним часа мы углубляемся в недорассказанную историю: как бы умышленно перед нами возникают отдельные эпизоды и обрывки сцен, показанные глазами служанки/госпожи, при этом немало остается за кадром. В определенный момент сбитый с толку, но благодарный зритель заметит, что автор постепенно выравнивает нарратив заключительной третьей и самой увлекательной частью, в которой усилия двух поначалу «обречённых» девушек будут вознаграждены сполна.

«Служанка» совершенно не страдает от ЛГБТ-настроений двух главных героинь: напротив, автор даже находит этому вполне логичное объяснение. В мире жестоких мужчин, использующих слабость и шаткое положение женщин, госпожа и служанка скрепляют свои узы искренней и верной любовью во всех её проявлениях: камера бессменного оператора Пак Чхан Ука, Чон Джон-хуна, показывает развитие отношений японки и кореянки настолько правдоподобно, что не остаётся никаких сомнений в искренности намерений Хидеко и Сук-хи. Любовь в понимании автора «Олдбоя» становится главным оружием девушек в неравной борьбе против мужчин разного помола: подонков, навязчивых родственников, мошенников и т. д.

Тем интересне наблюдать за сюжетом, вспоминая, что впервые со времён «Объединенной зоны безопасности» (2000) корейский кинематографист отображает на экране абсолютно нормальных, не движимых местью или безумием главных персонажей. Тщательное построение кадра, проработанная структура фильма и операторская работа свидетельствуют о едва ли не лучшей картине режиссёра, в своё время открывшего корейское кино Западу, за последние одиннадцать лет. Возвращение южнокорейского мастера к истокам производит удивительный эффект: любовный триллер в декорациях Кореи 30-х вновь заставляет говорить о кинематографе Дальнего Востока, своими находками и идеями продолжающем вдыхать жизнь в современный мировой экран.