В украинский прокат наконец-то добралась лента «Уменьшение» («Короче»), которая в прошлом году открывала Венецианский кинофестиваль. Это новая работа Александра Пэйна, лауреата «Оскара» за сценарии к своим же фильмам «Потомки» и «На обочине», а также это проба в непривычном для режиссера жанре фантастики, который служит оберткой для родного автору драмеди.

Ресурсы Земли расходуются, окружающая среда очень сильно загрязняется, в будущем нас ждет перенаселение — все это грозит планете катастрофой. Такие ужасающие новости время от времени мелькают в наших новостных лентах, и такой проблемой озабочен весь мир в фильме «Уменьшение» («Короче»), где предлагается ее удивительное решение. Норвежские ученые научились уменьшать людей до размера 12 см. Идея изобретения состоит в том, чтобы через 200 лет Землю заселяли такие человечки, которые будут занимать на планете мало места и потреблять мало ресурсов. Создаются соответствующие парки, где рады дать новый дом и жизнь всем желающим. Парки ничем не отличаются от реального мира, кроме размеров. Казалось бы, кто добровольно подвергнется таким экспериментам, но уменьшение имеет другие плюсы. К примеру, 52 тысячи реальных денег в минимире конвертируются в 12 миллионов, что дает безбедное существование, в котором можно себе позволить абсолютно все. Такая финансовая выгода привлекает обычную пару Пола (Мэтт Деймон) и Одри (Кристен Уиг), которые, недолго думая, соглашаются на процедуру уменьшения, чтобы построить жизнь-мечту в эконом-мире.

рецензия на фильм "Уменьшение" ("Короче")

Сначала «Уменьшение» («Короче») притягивает к себе легкостью, небольшим комедийным элементом и сильнейшим замыслом. Сюжет раскачивается довольно ровно: очень занятно наблюдать за презентацией революционного научного открытия и тем, как в голове героя зреет решение. К этим раздумьям прилагается множество глубоких идей об обществе и месте отдельного человека в нем. Но картина хоть и заключает в себе много неплохих мыслей, однако их реализация оставляет желать лучшего. Практически все сильнейшие наработки теряются еще ко второй трети ленты. Вопросы экологии, идея маленького человека, снобизм, размышления на тему любви, дружбы, смысла бытия и прочего — здесь это как-нибудь закидывается в зрителя и вызывает перенасыщение. Ну ладно, с перенасыщением можно разобраться, если дальше сценарий двигается, отталкиваясь от заявленных ранее заготовок. Но сценарий сбивается с ранее намеченного пути, перегружается косвенными сюжетными линиями, глупыми диалогами, из-за чрезмерного обилия ненужных элементов теряется суть, что приводит к невыносимой скуке. Пытаясь угнаться за всем сразу, авторы полностью упустили целостность. Хорошо, если уж вы затронули все мировые проблемы, от экологии до расовой нетерпимости и социальной несправедливости, то развивайте их, а не внедряйте бесполезную линию любви между героями Мэтта Дэймона и Хонг Чау, настолько наигранную и неправдоподобную, что она производит комический эффект.

Что касается Дэймона, то хоть он и прекрасный актер, однако здесь весь фильм ходил деревянный и пребывал явно не в своей тарелке — будто его давний «друг» Джимми Киммел за спиной обстебывал каждую сцену с Мэттом. Да и сам персонаж Дэймона получился слабым, пустым и бесхарактерным, хотя по логике сюжета это должен был оказаться стойкий человек, в котором показывалась жажда к жизни и стремление стать счастливым даже тогда, когда кажется, что потеряно абсолютно все. Гораздо привлекательнее выглядят образы второстепенных персонажей, сыгранных Кристофом Вальцом и Удо Киром. Исполнение этих двоих, красивые натурные сьемки и теплая, необычная для социальной фантастики, картинка — это плюсы ленты.

Короче говоря, фильм «Короче» (он же «Уменьшение»), начинавшийся как хорошая сатира на современное общество, можно сравнить с двигателем, мощным по инструкции, но получившимся нестабильным из-за халатной сборки. То он работает, то сразу же глохнет, требуя капитального ремонта, но в конечном итоге ограничивается лишь мелкими косметическими корректировками, от которых становится только хуже.