«Ма Ма». Последний подвиг матери

Роксана Рублевская. 13 января, 2016 2

«Ма Ма». Последний подвиг матери

Первая авторская картина, появившаяся в украинском прокате сразу после рождественских каникул — фильм испанского режиссера Хулио Медема «Ма Ма». Драма о мужестве женщины, которая, вопреки диагнозу, подарила миру новую жизнь, — еще одна виртуозная актерская работа Пенелопы Крус, номинированная на премию «Гойя». Колоритная лента об экспрессивной испанке, находящейся на грани жизни и смерти, даст ответы зрителям, чьи умы терзают приступы ипохондрии и тяготят мысли о неминуемой кончине.

 

Не за каждой черной полосой следует белая. Порой горести и беды — последнее, что дано увидеть человеку перед уходом в мир иной. Сокращение на работе, измена мужа, трудности в воспитании сына и внезапная новость о страшном недуге. Решившись на операцию по ампутации груди, Магда (Пенелопа Крус) изо всех сил борется с болезнью, преследовавшей женщин в ее роду, но успех хирургического вмешательства оказывается кратковременным. Очередной рецидив, и врач выносит приговор: 6 месяцев. Именно столько времени можно выиграть у смерти, чтобы завершить все начатое и попрощаться.

 

«Ма Ма». Последний подвиг матери

#1

В отличие от кассовых сюжетов («Вне/себя», «Последнее дыхание», «Время»), так или иначе касающихся умирания, фильм Медема «Ма Ма» не ставит задачу развлечь или обнадежить зрителя. Смерть в данном контексте — неизбежная биологическая реакция организма. Несмотря на сюрреалистические сцены, ассоциации главной героини, ее подсознательные желания, центральная тема кончины не является символичной. Именно для достижения большего натурализма авторы привели Пенелопу Крус в больничную палату, где она находится большую часть экранного времени (холодный синий свет темных больничных коридоров, белоснежные палаты, словно предназначенные для агоний, прозрачные флаконы с препаратами, датчики, экраны, операционные лампы). Все это вызывает любопытство, сообщая, что путь «наверх» не бывает легким и безболезненным. Кроме того, благодаря реалистичности, фильм открыто призывает женщин заботиться о своем здоровье, демонстрируя последствия невнимательности к нему.

 

«Ма Ма». Последний подвиг матери

#2


Сюжет Медема прост, линеен, но полностью состоит из рычагов давления на зрительское сознание, что и делает его универсальным для любой аудитории. Фабула буквально кишит несчастьями, которые преследует не только главную героиню, а и всех центральных действующих лиц. Соответственно, если кого-то не трогает четвертая стадия рака, то обязательно зацепит ребенок, рискующий стать сиротой. Если и это оставит публику равнодушной, автор подкидывает знакомство с новым избранником Артуро (Луис Тосар), только что утратившим в катастрофе жену и дочь. Но случись, что и такие факты не заставят содрогнуться, тогда в ход идет следующее: неверный выбор профессии, спортивные травмы, недостижимые цели, загубленные таланты, мужские измены и гомосексуальные опыты, наносящие вред хрупким конструкциям семейных отношений. У зрителя, пусть и самого стойкого, нет шанса выйти из зала неуязвленным, что в какой-то мере является бесстыдной режиссерской манипуляцией.

 

«Ма Ма». Последний подвиг матери

#3


Персонажи Медема — это собирательный образ испанца: жгучий темперамент, экспрессивность, певучесть, любовь к жизни во всех проявлениях. Но во многом показывается и обратная сторона этого символа зажигательной натуры: быть счастливыми они могут исключительно в жерле вулкана. Героиня Пенелопы Крус, невзирая на оптимизм и самоиронию, обретает благодать и душевное спокойствие, только оказавшись на волосок от гибели. Вначале Магда олицетворяет женщину, которая пребывает в финансовом, экзистенциальном, семейном кризисе. Ее огорчения сменяются осознанием ценности отмеренного времени и, как ни парадоксально, выходом из кризиса перед финальным жизненным итогом. Персонаж матери-героини не статичен и, сохраняя очарование, к последнему кадру трансформируется в существо благодарное, наполненное, пусть и больше не пригодное для земной суеты. К слову, Медем с невероятным трепетом относится ко всем женским персонажам своих картин, достаточно вспомнить его предыдущие работы «Беспокойная Анна», «Люсия и секс» и другие.

 

«Ма Ма». Последний подвиг матери

#4

 

Важнейшим элементом художественной выразительности в картине «Ма Ма» стало музыкальное сопровождение, написанное успешным испанским композитором Альберто Иглесиасом (его творческий тандем с режиссером сложился еще в конце 1980-х). В фильме о материнском подвиге музыка призвана подчеркнуть состояние поиска у главной героини, ее смятение, страх перед неизвестностью, последствиями, возникшими в результате болезни. Но иногда фортепианные бархатные переливы передают атмосферу абсолютной легкости, ясности, свободы от штампов, какой-то барокковой цыганской женственности с безумным напором, заливистым хохотом и особенной испанской грацией.

 

Комментарии (2)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

у Медема все фильмы неплохие


1

Спасибо. Очень люблю Пенелопу и обязательно посмотрю этот фильм.

Смотреть фильмы онлайн