Каких бы режиссеров я для себя не открывала, всегда мысленно возвращаюсь к Алексею Балабанову. Уже 2 года, как его нет с нами. Мэтра отечественного артхауса, автора культовых и, как по мне, наиболее смелых работ в современном российском кинематографе. Теперь с уверенностью могу сказать, что он был ярым приверженцем честного кино, не боясь показывать двуглавую империю во всех ее проявлениях, порой шокирующих и дикарских. На сей раз делюсь с вами соображениями о балабановских образах, которые фигурируют во всех его лентах, тем самым формируя уникальный режиссерский почерк.
Нетерпимость
После распада СССР, в условиях пугающей нестабильности, Россию захлестнула волна шовинистических настроений. Желание самоидентификации и попытка осознать свою исключительность стали орудием борьбы с собственным отчаянием и беспросветностью. Балабанов демонстрирует нетерпимость, как дремучую невежественность, вездесущую и повсеместную.
Любопытно, но отсутствие толерантности и политкорректности россиян прослеживается по отношению к другим нациям (евреям, чеченцам, армянам, украинцам, англичанам), даже своим соотечественникам. В «Войне» режиссер затрагивает тему кампании 2001 года, показывая диких горцев, как ограниченных, подлых, беспринципных людей. Англичане, попавшие к ним в плен, как ни парадоксально, сочувствия тоже не вызывают. Украинцы изображены как заполошные националисты, евреи — как продажные шкуры, американцы — как зажравшиеся марионетки. В «Брате» «черные» представляются зрителю мелочными и жалкими, продающими арбузы и катающимися в трамвае «зайцем». А преступные группировки «черномазых», во внушительном составе, оказываются слишком глупы, чтобы заметить дуло, направленное на их предводителя.
Вседозволенность
Видимое отсутствие тоталитаризма даровало гражданам долгожданную призрачную свободу. Балабанов, обладая большой прозорливостью, трактует ее как вседозволенность и размашистую дикость. «Гулять, так гулять. Стрелять, так стрелять». В его картинах все чаще появляется образ романтичной безнаказанности. Звериная жестокость изображается автором с должным лиризмом. На экранах появляется культовый персонаж
Гнилая интеллигенция
Интеллигенцию уничтожали целенаправленно и поэтапно. После репрессий и принятого в
Женщины
Что касается поведения и места в обществе, режиссер использует " условно азиатский» тип женщины. Слабый пол занимает традиционное, веками неизменное место — в углу, за печкой. В «Брате» насилие и унижения аргументируется принадлежностью к рабочему классу, бедностью и ограниченностью. В картине «Мне не больно», не смотря на очаровывающую игру Литвиновой, перед нами предстает образ куклы, не приспособленной к жизни, что выражается не только в статусе содержанки, но и в тяжелой болезни, которая скоро избавит ее от страданий. В последней работе «Я тоже хочу», единственная женщина в кадре — проститутка, по иронии судьбы, закончившая философский факультет. Балабанов показывает женщин ущербных, глупых, распутных, недальновидных, и в то же время податливых, лишенных самоуважения, позволяющих унижать и утверждаться за счет их слабости.
Маргинальный быт
Всю чудовищность существования в стране, инфраструктура которой больше напоминает планету Плутон, Балабанов визуализирует через ужасающий быт. Старые питерские квартиры, полупустые, годами не ремонтируемые. Облезлые стены, отпавшие обои и штукатурка. На столе — нехитрый провиант с традиционным «украшением», водочкой. Пьют все. Повод находиться быстро и после второй бутылки забывается напрочь. Режиссер показывает граждан, которые не любят и не умеют работать. Его персонажи — отчаявшиеся, потерянные, агрессивные, пережившие крах железной системы. Они просто не умеют создавать уют. Ни в доме, ни в городе, ни в стране. Бездомность и беззащитность перед завтрашним днем мешает стать хозяином собственной жизни. Именно поэтому большую роль Балабанов отводит року судьбы, в его буквальном античном смысле. Трагизм, нищета, тюрьма, случайные и ненужные войны. От этого ада не в силах спастись никто, поэтому нужно нырять в него с головой. Катастрофа уже случилась, мир изменился, и адаптироваться к нему можно только в бандитской группировке, на лютеранском кладбище или с пузырем «горькой» в холодной чужой сталинке.
Уже качаю Морфий
Досмотрел до половины и вырубил. Не советую.
а почему? из-за чернухи?
Нет. Это ведь Булгаков! Высокий стандарт. А тут вялый пересказ книги, бедный видеоряд, сценарий уровня студента. Напомнило современный российский сериал, который иногда видишь случайно включив тв.
в чем-то вы и правы, да
Просто я после него включил Облачный атлас, который лишь на следующий день осмыслил и пересмотрел еще раз.
очень советую Вам притчу "Я тоже хочу", перекликается со "Сталкером" Тарковского, и достаточно легкая для восприятия.