«Суфражистка». Ода женской свободе

Роксана Рублевская. 03 декабря, 2015 0

Фестиваль «Нового британского кино» открылся лентой Сары Гаврон «Суфражистка». Фильм с феминистскими настроениями, получивший преимущественно высокие оценки европейской критики, пришелся по душе и киевской публике, в особенности женской ее части. История о протестном движении дам, требующих право голоса, представлена в форме артхаусной драмы-манифеста, что в условиях нынешних политических событий, несомненно, обещает монотонной двухчасовой картине всецелое зрительское расположение.

«Суфражистка». Ода женской свободе

1912 год. Лондонская прачечная. Клубы пара, сырость, огромные железные тазы с кипятком и десятки измученных, склонившихся над работой женщин. Не по годам состарившиеся лица, потухший безучастный взгляд, натруженные алые руки с распухшими суставами. Камера фиксирует хрупкие женские фигуры, поднимающие тяжелые корзины с бельем, ведра с водой и раскаленные чугунные утюги. Нервозность, хроническая усталость, унизительные знаки внимания престарелого управляющего, то и дело увольняющего всех ему не угодных. Жизнь Мод походит на заключение и единственной отрадой для нее остается любящий сын. Все меняется, когда Мод примыкает к движению суфражисток, добивающихся права полноценного участия женщин в экономической и политической жизни Великобритании. Ради получения мнимых свобод героиня жертвует семьей и вместе со своими соратницами бросает вызов консервативному обществу.

 

«Суфражистка». Ода женской свободе
#1


В основе формирования стилистики «Суфражистки» лежит революционный пафос, а посему лента тяготеет к упрощенности и обобщению. Основная задача такого художественного решения — демонстрация некой манифестации, радикальности, неизбежности столкновений интересов низов и элиты. Автор, с пиететом относясь к историческим событиям, не просто заступается за право женщины быть свободной, но лишает права сопротивляться всех несогласных.

 

«Суфражистка». Ода женской свободе
#2


Сюжетно «Суфражистка» — реванш маленького человека. Протагонист, которого режиссер осторожно навязывает зрителю, походит на героев кино 1920-х годов. Кадры массовых бунтов, предвкушение революций и выход на первый план рабочих, чьи интересы доселе никогда не учитывались, а условия и просьбы не выполнялись. Концепция сверхличности или сентиментального викторианского романтика уступают «человеку без привилегий». В ленте подняты темы абсолютной святости героизма и гражданского подвига, за который страна никогда не успевает отблагодарить при жизни. Но после Родина обязательно принесет скупые извинения, оправдываясь: «И так бы убитые умерли, а так хоть сгодились они…».

 

«Суфражистка». Ода женской свободе
#3


Роль знаменитой активистки и центральной фигуры британского движения суфражисток Эммелин Панкхёрст с должным лиризмом исполнила Мэрил Стрип, и именно этот крохотный эпизод оказался спасительной шлюпкой для сценарния Эби МорганСтыд», «Железная леди»). Одна из существенных ошибок, допущенных Морган, — попытка замаскировать одни черты характера персонажей и гиперболизировать другие, свойственные революционному кино. Здесь вспоминается толстовское описание прачки. Российский писатель не подчеркивает, что при жизни она была глупой, склочной, и неприятной женщиной, но акцентирует внимание на ее преображении после смерти. Ее волосы с необычайной красотой обвивают шею, а взгляд впервые приобретает спокойствие и осознанность. Такими приемами грешат авторы «Суфражистки», весьма однобоко презентуя своих героев: истероидная психопатка Вайолет (Энн-Мэри Дафф); ничего не соображающая, но повинующаяся Мод (Кэри Маллиган), которая теряет семью, так и не поняв, в какую авантюру ввязалась. В ходе повествования действующие лица не претерпевают изменений, оставаясь статичными и условными, лишенными многогранности и природной жизненной цельности. Впрочем, на первый взгляд зрителю может ошибочно показаться, что главная героиня меняет нейтралитет на радикализм, а значит, она обретает «новый смысл», но в финале можно с уверенностью говорить о ее пассивности и ведомости.

 

«Суфражистка». Ода женской свободе
#4


Несмотря на дискуссионность и книжную условность персонажей, «Суфражистка» является выразительным авторским кинополотном, знакомящим зрителя с реальными фактами истории. Кульминационный момент, гибель одной из суфражисток под копытами коня английского короля, действительно взята из истории. Реальный прототип — Эмили Дэвисон, британская активистка, скончавшаяся в результате многочисленных травм, полученных от столкновения с лошадью на скачках, где она совершила одну из самых смелых акций протеста. Финальные кадры в «Суфражистке» также взяты из архива. На них запечатлена похоронная процессия в память о Дэвисон с участием огромного количества женщин, возлагающих белые цветы и приносящих памятные плакаты. Речь, произнесенная Мэрил Стрип, также принадлежит реально существующей даме, лидеру движения суфражисток Эммелин Панкхёрст, впоследствии включенной в число ста самых выдающихся людей 20 века. Одним из важных драматургических решений стало перечисление стран и дат, когда женщины, наконец, заслужили права на полноценное участие в общественно-политической жизни. Такая констатация служит своеобразным выводом, который автор делает за публику, избегая дискуссий на тему важности подобных революционных движений. Кроме того, любителям философии Руссо лента станет отличной мотивацией снова взять в руки «Дискурсы» и «Общественный договор».

 

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

Смотреть фильмы онлайн