Фестиваль «Нового британского кино» открылся лентой Сары Гаврон «Суфражистка». Фильм с феминистскими настроениями, получивший преимущественно высокие оценки европейской критики, пришелся по душе и киевской публике, в особенности женской ее части. История о протестном движении дам, требующих право голоса, представлена в форме артхаусной
1912 год. Лондонская прачечная. Клубы пара, сырость, огромные железные тазы с кипятком и десятки измученных, склонившихся над работой женщин. Не по годам состарившиеся лица, потухший безучастный взгляд, натруженные алые руки с распухшими суставами. Камера фиксирует хрупкие женские фигуры, поднимающие тяжелые корзины с бельем, ведра с водой и раскаленные чугунные утюги. Нервозность, хроническая усталость, унизительные знаки внимания престарелого управляющего, то и дело увольняющего всех ему не угодных. Жизнь Мод походит на заключение и единственной отрадой для нее остается любящий сын. Все меняется, когда Мод примыкает к движению суфражисток, добивающихся права полноценного участия женщин в экономической и политической жизни Великобритании. Ради получения мнимых свобод героиня жертвует семьей и вместе со своими соратницами бросает вызов консервативному обществу.
#1
В основе формирования стилистики «Суфражистки» лежит революционный пафос, а посему лента тяготеет к упрощенности и обобщению. Основная задача такого художественного решения — демонстрация некой манифестации, радикальности, неизбежности столкновений интересов низов и элиты. Автор, с пиететом относясь к историческим событиям, не просто заступается за право женщины быть свободной, но лишает права сопротивляться всех несогласных.
#2
Сюжетно «Суфражистка» — реванш маленького человека. Протагонист, которого режиссер осторожно навязывает зрителю, походит на героев кино
#3
Роль знаменитой активистки и центральной фигуры британского движения суфражисток Эммелин Панкхёрст с должным лиризмом исполнила Мэрил Стрип, и именно этот крохотный эпизод оказался спасительной шлюпкой для сценарния Эби Морган («Стыд», «Железная леди»). Одна из существенных ошибок, допущенных Морган, — попытка замаскировать одни черты характера персонажей и гиперболизировать другие, свойственные революционному кино. Здесь вспоминается толстовское описание прачки. Российский писатель не подчеркивает, что при жизни она была глупой, склочной, и неприятной женщиной, но акцентирует внимание на ее преображении после смерти. Ее волосы с необычайной красотой обвивают шею, а взгляд впервые приобретает спокойствие и осознанность. Такими приемами грешат авторы «Суфражистки», весьма однобоко презентуя своих героев: истероидная психопатка Вайолет (
#4
Несмотря на дискуссионность и книжную условность персонажей, «Суфражистка» является выразительным авторским кинополотном, знакомящим зрителя с реальными фактами истории. Кульминационный момент, гибель одной из суфражисток под копытами коня английского короля, действительно взята из истории. Реальный прототип — Эмили Дэвисон, британская активистка, скончавшаяся в результате многочисленных травм, полученных от столкновения с лошадью на скачках, где она совершила одну из самых смелых акций протеста. Финальные кадры в «Суфражистке» также взяты из архива. На них запечатлена похоронная процессия в память о Дэвисон с участием огромного количества женщин, возлагающих белые цветы и приносящих памятные плакаты. Речь, произнесенная Мэрил Стрип, также принадлежит реально существующей даме, лидеру движения суфражисток Эммелин Панкхёрст, впоследствии включенной в число ста самых выдающихся людей 20 века. Одним из важных драматургических решений стало перечисление стран и дат, когда женщины, наконец, заслужили права на полноценное участие в