Стыд Shame

oKino:
7.0
7.0/10
из 10
IMDb: 7.3 (117,384)
Венецианский кинофестиваль 1
Европейская киноакадемия 2
Смотреть трейлер
Жанр: драма
Оператор: Шон Боббитт
Композитор:
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 10 мая 2012
Бюджет: $6 500 000
Рейтинг MPAA: NC-17
Сюжет

30-летний житель Нью-Йорка Брэндон Салливан скрывает от всех постыдную тайну — он сексуально зависимый. Брэндон работает в престижной фирме, а большую часть своего свободного времени проводит в барах и ночных клубах, выискивая легкодоступных девушек и проституток, готовых скрасить ему вечер. Его компьютер забит порнографическими роликами и откровенными фотографиями, помогающими время от времени снять напряжение. Иногда ему достаточно просто взглянуть на девушку, чтобы почувствовать непреодолимое влечение к ней. Тем не менее, несмотря на определённые трудности из-за неспособности контролировать свои сексуальные желания, Брэндон научился мириться со своей зависимостью. Но всё меняется, когда в квартире у Брэндона поселяется его своенравная младшая сестра Сисси, которая переворачивает его привычный мир с ног на голову. Полная решимости помочь брату излечиться от этого недуга, Сисси также рассчитывает получить кое-какую помощь от него взамен.

Трейлер (русский дублированный)
Кадры
Рецензии

Среди множества самых разнообразных ролей Майкла Фассбендер, который за последние пару лет появился в фильмах, наверное, всех возможных жанров, игра в этом фильме стала, пожалуй, лучшей. Выделить это захотелось не только мне (смело начавшего эту рецензию с похвалы актёра), но и критикам, в частности вручившим ему награду за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофесте.

Фильм показывает сексуальную озабоченность, как экзистенциальную проблему. Ведь секс опустошает, вычерпывая все жизненные энергии из главного героя и не оставляет в результате никакого смысла в его жизни. В этой роли как никогда пригодилась добродушно-акулья улыбка Фассбендера, который одновременно охотится на очередную девушку и в то же время ничего кроме секса от неё не требует, сразу же отпуская свою жертву, получив удовлетворение.

В ленте множество сексуальных сцен, открыто показывающих все подробности как человеческого тела, так и полового акта. Правда поданы они в картине таким образом, что в зрителе не провоцируется возбуждение, а его заставляют посмотреть на секс как на механическое совокупление, полностью утратившее смысл и сведённое к банальной физиологии. Главный герой удовлетворяет свою страсть, как голод или любую другую физиологическую функцию.

Сисси появляется в жизни Брэндона ради того, чтобы спасти его от пущей деградации. Встретив свою сестру, в которой живы семейные чувства, и в которой не атрофировались человеческие качества, Брэндон начинает понимать, что его жизнь лишена всякого смысла, а озабоченность сексом лишь разрушает его. Он стыдится своей взбалмошной и открытой сестры, ведь в глубине души понимает, что они с ней очень похожи.

При этом подчёркивается, что Сисси абсолютно отличается от своего брата. В то время как Брэндон одевается по последней моде — она натягивает на себя нечто винтажное, и если его консервативная одежда всегда соответствует деловому стилю, то её — несколько развязна.

Особое внимание в фильме уделяется городу, в котором живёт главный герой. Нью-Йорк здесь не поэтизируется как, например, в фильмах Вуди Аллена, а показывается как место, в котором буквально на каждом шагу Брендона преследует искушение. Едя в метро, он пересекается с искушённым взглядом случайной встречной, а идя по улице не может пропустить ни одной откровенно одетой девушки.

За счёт принадлежности к разным городам показывается и различие между Брэндоном и Сисси, котоаря приехала из Лос-Анджелеса (являющегося своего рода антиподом Нью-Йорка, как, скажем, в Украине Львов и Донецк).

Нью-Йорк показан здесь как своего рода современный Соддом. Секс в окнах небоскрёбов, притоны, в которых заводятся безумные оргии, а также бары, в которых практически каждый посетитель ищет себе партнёра на ночь — всё этот неотъемлемые части организма города. Словом, болезнь (помешательство) Брэндона возникла не только от его личной неудовлетворённости, сколько погружения в атмосферу этого переполненного соблазном мегаполиса.

Так что Нью-Йорк («Большое яблоко») показан здесь как «яблоко соблазна».

В связи с этим новое значение приобретают слова популярной песни Фрэнка Синатры «Нью-Йорк, Нью-Йорк» в исполнении Сисси, родной сестры Брэндона. Если в классическом исполнении эта песня полна оптимизма и светлой радости, то в фильме «Стыд» она звучит с особой усталостью и нотками безнадёжности.

Сцена, когда Брэндон с сотрудником встречают в ресторане поющую Сисси была снята в режиме реального времени. Исполнители главных мужских ролей Майкл Фассбендер и Джеймс Бэдж Дэйл до этого никогда не слышали голос Кэри Маллиган, так что их реакция была максимально естественной.

Это второй полнометрадный фильм одного из наиболее оригинальных современных английских режиссёров Стива Маккуина. Первая его работа «Голод» была высоко оценена критиками и получила награду на Каннском кинофесте за лучший дебют. В ленте «Стыд» режиссёр уже утвердился в своём авторском почерке.

Длинные кажущиеся затянутыми сцены выглядят уже не столь экспериментально (как в «Голоде»), сколько самобытно. Длинные статичные планы здесь смотрятся оправдано, ведь неподвижность камеры заставляет зрителя всматриваться в определённый ракурс, замечая мелочи обстановки, интерьера или поведения героев. Так, например, в сцене в ресторане напряжённость в разговоре подчёркивается суетящимся официантом, который неловко принимает заказ, после чего забывает его.

Статичность же съёмки присуща стилю МакКуина прежде всего потому что до того, как заняться кинематографом, он создавал инсталляции, а также писал картины.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы