Зачем? Затем: фильм «Эверест» как предупреждение

oKino.ua. 23 сентября, 2015 1

Зачем? Затем: фильм «Эверест» как предупреждение

Основанная на реальных событиях альпинистская драма «Эверест», открывавшая недавно Венецианский кинофестиваль, а теперь добравшаяся до всех кинотеатров IMAX, кого-то разочарует, кого-то взволнует. Но важно другое. Будучи чистой воды мейнстримом, продуктом, рассчитанным на сборы, а не критиков, лента задает вопросы, которыми обычно масс-товар не утруждается.

В одной из ключевых сцен журналист Джон Кракауэр, написавший впоследствии книгу о произошедшей на вершине трагедии, по долгу службы и из репортерского любопытства спрашивает членов экспедиции: «Зачем?». То есть какого черта они оставили теплые уютные дома, любящую семью и полезли в нечеловеческие условия, где любой ничтожный просчет может стоить жизни? «Это смертельно опасно, физически больно, заставляет ваших жен нервничать и вдобавок стоит 65 000 долларов. Так зачем?». «Хочу, чтобы дети мною гордились», — говорит скромный почтальон. «Когда я дома — надо мной будто туча висит, постоянно давит депрессия. Здесь же она исчезает», — объясняет самонадеянный техасец с комплексом «крепкого орешка». Но ведь для того, чтобы дети гордились, достаточно, к примеру, устроиться в службу спасения животных и снимать кошек с деревьев или вылавливать из болот тонущих ежиков. А избавиться от депрессии и семейных тягот можно с помощью любовницы или спортзала. Так зачем же?

С начала 90-х началась так называемая коммерциализация Эвереста. Подняться на самую высокую точку планеты отныне мог любой желающий, обладающий более-менее сносной физической формой. Если загуглить «туристические экспедиции на Эверест», найдется множество ссылок на сайты (украинские в том числе) с предложениями захватывающего путешествия в сердце «матери богов» Джомолунгмы, приключения, достойного самых смелых и сильных духом. «Технически восхождение не представляет большой сложности. Однако существенно затруднить подъем могут непредвиденные погодные условия. Но ведь тем волнительнее и ценнее победа!» — пишет один из туроператоров. В конце длинного перечня необходимого снаряжения и пунктов «развлекательной программы» имеется приписка: «Внимание! Мы не можем гарантировать вам абсолютную безопасность на высотах выше базового лагеря».

Зачем? Затем: фильм «Эверест» как предупреждение

Человек склонен к мазохизму и макабрическим рефлексиям. Тяга к экстриму, жажда адреналина — хождение по краю пропасти, видимо, заставляет острее чувствовать вкус жизни. «Лучше мало, да без тоски жить, как белые мотыльки», как пелось в одной популярной песне. Лучше недолго, но с ветерком, чем до глубокой старости без единого яркого воспоминания. Так рассуждают сорвиголовы, прыгающие на «тарзанках» с обрывов, гонщики «Формулы-1», лыжники, не признающие спусков без препятствий и трамплинов. Вот только большинство из них, услышав треск рвущегося троса или запах горящего бензобака, думают: «Фак, фак, фак, я не хочу умирать!». А поздно.

Покалеченные и обгоревшие трупы едва ли говорят о победе. Смерть вообще безобразна. В кино вы умираете под патетическую музыку в замедленной съемке, в белой рубашке, сквозь которую сочится алая кровь. А в жизни лежите в собственных испражнениях. И это не выброс энергии, а обычный рефлекс.

В «Эвересте» есть сцена, где один из героев еле-еле доползает до вершины. Он вот-вот лишится последних сил, но все равно тянется воткнуть флажок и сфотографироваться на долгую память (на долгую ли?). С огромным усилием приподнимает скрюченные и задеревенелые от холода руки, чтобы изобразить «короля мира», такого совершенно несчастного, изнеможенного «короля», издающего жалкий, едва слышный звук, имитирующий триумфальный рык. Горький, бессмысленный кадр, в котором и близко нет никакой победы и никакого подвига.

На сегодняшний день на Эвересте лежит около двухсот человеческих тел. Естественно, их никто не сносит вниз, а вертолеты технически не способны долететь до такой высоты из-за разреженного воздуха. Среди погибших — индус Цеванг Палджор, которого убил тот же буран, что и героев фильма. Его торчащие из-под снега окаменевшие ноги обуты в яркие зеленые ботинки. Альпинисты, поднимающиеся по северо-восточному хребту, непременно замечают это броское пятно и отмечают пройденную дистанцию им — 8500 метров. Так Цеванг, некогда живой человек, мечтающий покорить суровую неприступную гору, превратился в термин «зеленые ботинки» и банальную отметку высоты для новых и новых «покорителей».

Так что надевайте оранжевые сапоги или цикламеновый шарфик — и вперед.

 

Автор: Анастасия Лях

 

Комментарии (1)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

фильм интересный, но стремление людей забраться на вершину горы несмотря на опасность для меня остаётся загадкой. Неужели это правда дороже, чем жизнь?

Смотреть фильмы онлайн