Хроники обыкновенного безумия Príbehy obycejného sílenství

IMDb: 7.4 (1,202)
Сюжет
Герой фильма, молодой человек пытается вернуть любимую, уставшую от его странных выходок. По совету друзей парень пытается использовать рецепты черной магии, но вместо пряди волос возлюбленной вырезает приличный кусок из шевелюры ее спящей тети. Что и говорить — со стороны поступок выглядит безумным. Как и желание его новых соседей — заниматься сексом только в его присутствии. Как и новое увлечение его папаши-пенсионера, в прошлом — диктора радио, торжественным голосом объявлявшего о готовности колхозников к сбору урожая, а ныне — участника странных перфомансов. Как и страсть его матери, литрами отправляющей свою кровь жертвам природных катаклизмов и политических кризисов. Как и любовь его начальника к женщине-манекену, для которой босс покупает все новые обновки...
Трейлер
Кадры
Рецензии

Чешское и словацкое кино давно являются одними из самых интересных и характерных в Европе. В основном это относится к их общему прошлому — Чехословацкой новой волне, которая в 60-х потрясла не только Старый Свет, но и Новый. Отличительными чертами этого направления были открытость, длинные неподготовленные диалоги, черный абсурдный юмор и привлечение непрофессиональных актеров.

Не сдала позиции и киноиндустрия обеих стран после их разъединения. Хотя киностудии и приватизировали, и они лишились государственной поддержки, кино продолжают снимать. Картин выпускают немного, но зато какие! Каждый фильм — неповторимое произведение, а не штамповка стандартных сюжетов. Вот и «Хроники обыкновенного безумия» Петра Зеленки — уникальное по стилю и содержанию творение, вобравшее лучшее из традиций чешского кино.

33-летний грузчик Пражского аэропорта Петр Ганек (Иван Троян) — человек во всех отношениях необыкновенный. Он связывает свой матрац, потому что тот ни с того ни с сего решил буйствовать по ночам. К любимой девушке на свидания он ездит через весь город на автопогрузчике. Соседи платят ему деньги за то, чтобы он смотрел, как они занимаются сексом, и т. д. и т. п.

Вы подумаете, что он ненормальный? Присмотритесь к его окружению. Его отец (Мирослав Кробот) — бывший диктор государственного радио — живет тем, что дни напролет следит, как в открытой бутылке пива зарождается и умирает пузырь. Мать (Нина Дивишкова) думает, что он сошел с ума, хотя она так думает обо всех вокруг. Сама же она верит, что люди во всех горячих точках мира выживают только благодаря ей. Для этого она сдает кровь для беженцев. Начальник Петра (Карел Гержманек) ненавидит свою жену и влюбляется в манекен, который почему то взаимностью ему не отвечает. Устав от проделок и экстравагантности Петра, его бросает девушка Яна (Сюзана Сулаева), которая пытается найти любовника, чтобы поскорее забыть экс-бойфренда. Петру обязательно необходимо вернуть свою любовь назад. Для этого все методы хороши, вплоть до черной магии.

Медленный и меланхоличный мир, в котором живут герои Зеленки, — реальный мир любого чешского городка, где фактически нечем заняться. Развлечения приходится придумывать себе самому. «Хроники обыкновенного безумия» протекают настолько спокойно, неторопливо и правдоподобно, что у нас есть время не только посмотреть фильм, но и параллельно подумать над его посылом. И тогда мы начинаем понимать, почему безумие здесь обыкновенное. Ведь вон тот парень похож на моего соседа, а у другого причуды, совсем как у коллеги по работе. Все то фриковство и иррациональность, какими переполнена картина, знакомы любому человеку, пожившему в Восточной Европе.

«Хроники обыкновенного безумия» — необычайно наивное и открытое кино. Здесь вам не покажут хитросплетений сюжета, здесь вы не увидите гениальной игры актеров, ведь зачем напрягаться, чтобы сыграть реальных людей. Все актеры играют себя, ну, а если не себя, то кого-то из своих близких. И когда герои попадают в комические ситуации, то нам зачастую не очень-то и смешно. Однажды отец Петра решил возвратиться к тому, на что ушли десятки лет его жизни, — он снова начинает читать новости, теперь перед живой аудиторией. А новости все те же, что были и в Чехословакии, — мертвые. Он рассказывает о достижениях колхозов во времена генерального секретаря товарища такого-то… Но нам не смешно, он скорее вызывает жалость и желание погладить его по голове.

Вся картина на этом и построена — на сочетании искреннего юмора и трагикомизма людей с абсурдностью происходящего. Такое ощущение, что герои Яна Шванкмайера перебрались из сюрреалистичной мультипликации в большой кинематограф. Рекомендовано всем, кто хочет насытить свой мозг приятным зрелищем, оставляющим великолепное послевкусие на долгие дни.

Петру Ханеку (Иван Троян), если судить по его возрасту, пора бы уже заняться чем-то действительно стоящим, как это делают другие люди. Однако Петр в свои тридцать три года совершенно ничего важного не сделал, проживая бессмысленную жизнь. Впрочем, чем Петр отличается от остальных, так это своей странностью и «непохожестью». Только вот Яна (Сюзана Сулаева), его девушка, устала все это терпеть и решает разорвать с ним отношения, довольно быстро найдя мужика получше. А что же Петр? Собственно, ничего, так как он продолжает ходить на свою работу (грузчик на складе аэропорта), изрядно выпивает и совершенно не думает о каких-либо переменах. Полнейшая апатия, иными словами.

Но апатия сменяется определенными действиями, когда главный герой, наконец, понимает свое незавидное положение: ему уже тридцать три года, поэтому терять Яну никак нельзя. Да и новые соседи могут похвастаться своими муравьями в голове, периодически обращаясь к Петру с деликатной просьбой — чтобы тот смотрел, как они занимаются любовью. Они по-другому не могут, а за каждый такой «сеанс» Петр получает деньги, как им отказать-то? Но главная цель не меняется даже после обретения «интересных» соседей — Яна!

Несложно сделать вывод уже по первым минутам просмотра — кино будет как минимум странноватое. Так оно в итоге и оказалось — «Хроники обыкновенного безумия» частенько доходят до границы откровенного бреда, но от этого, на удивление, противно не становится. Получилось эдакое легкое безумие, в котором принимают участие нестандартные герои, имеющие особое обаяние. Особенно ценно еще и то, что некоторые ситуации, какими бы абсурдными они поначалу ни казались, имеют вполне реальные корни из нашей жизни.

Если вам нравятся герои, чьи поступки, мягко говоря, удивляют, — «Хроники обыкновенного безумия» станут настоящей находкой. Для роли Петра подобрали хорошего актера Ивана Трояна, который при просмотре не нравился поначалу, но потом это чувство пропало. Вот с Сюзаной Сулаевой не слишком повезло, так как актриса банально не тянет роль Яны, как бы она там ни старалась. А вот кто действительно понравился, так это родители Петра. Персонажи сами по себе получились колоритными, и в этом очень большая заслуга актеров, блестяще воплотивших их на экране.

Практически вся картина пропитана тоской по социалистическому прошлому, что в контексте современной Чехии выглядит довольно странно. Нет, люди всякие бывают (особенно такие уникальные типажи, как в этом фильме), но увидеть здравой логики в этом нельзя. Хорошо, хоть акцента на этом нет, а то Петр со своими приключениями мог не раскрыться полностью. В любом случае неподготовленный зритель будет ошарашен происходящим на экране и манерой подачей — это вам не Голливуд, как ни крути. Собственно, даже европейские страны обычно снимают более стандартное, привычное кино, чем «Хроники обыкновенного безумия».

Кому подойдет фильм Петра Зеленки? Круг потенциальных зрителей небольшой, но он точно есть. В конце концов, на любое кино есть спрос, каким бы оно странным, вызывающим или противным ни было. Одно можно точно сказать: если голливудская продукция уже начала наскучивать, то в рамках профилактики будет полезным ознакомиться и с таким вот симпатичным безумием. А если вы еще и европейское кино любите, тогда вопрос о просмотре подниматься не должен.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы