Король Артур King Arthur

oKino:
6.7
6.7/10
из 10
IMDb: 6.3 (115,451)
Сюжет

Ещё никогда легенда о короле Артуре не была такой исторически достоверной. В начале 5-го века н. э. Британия всё ещё находится под властью Римской империи. Шестеро отважных сарматских наездников во главе с их лидером и другом Артуром провели последние 15 лет на службе у империи, выполняя условия давнего военного договора между Римом и Сарматией. Но не за горами тот день, когда их служба окончится, и каждый из воинов сможет вернуться домой, создать семью. К несчастью, когда до долгожданной свободы остаются считанные недели, Артур и его товарищи получают новое опасное задание. Они должны доставить в Рим молодого священнослужителя Алекто, проживающего с семьёй в небольшом поселении за границей Адрианова Вала, на территории враждебных племён саксов. Артур понимает, что из этого путешествия живыми могут вернуться не все, тем не менее, не смеет оспорить приказ. Безгранично преданный Риму, он отправляется с товарищами в путь, только чтобы вскоре понять, что идеалы, которым он так долго служил верой и правдой, насквозь фальшивы, а свобода даётся очень дорогой ценой.

Трейлер (русский)
Кадры
Рецензии

Велика, всё-таки, фантазия у человека. Вместо того чтобы поднять исторические материалы или на худой конец прочитать учебник по истории, сценаристы фильма «Король Артур» решили просто пофантазировать. Оно то понятно, так и времени меньше тратится, да и денег тоже. По мнению голливудских киношников, всеми любимый герой английских былинных сказаний и мифов — король Артур, был вовсе не чистокровным сэром, а на половину римлянином и защищал интересы Священной Римской Империи. Про рыцарей круглого стола и говорить страшно. Оказывается, они были, в некотором роде, предками нынешних украинцев. Это жестокий удар по английскому фольклору. А вот Украине подарок. Теперь президент Ющенко, так рвущийся в Европу, получает хороший козырь, ведь, выходит, ещё в начале нашей эры настоящие украинцы стояли на страже демократии, свободы и майдана. Можно и праздник новый утвердить на Украине — день рыцарей круглого стола!

Получается так, непобедимая римская армия доходит до славянских земель. Там они встречаются с племенами сарматов и порабощают их. Теперь сарматы, славящиеся своими непобедимыми всадниками, должны отдавать своих юношей на службу в армию империи на срок в 15 лет. Прошу прощения, но я могу назвать это только бредом сивой кобылы. Во-первых, сарматы были кочевым ирано-язычным народом, поэтому завоевать их за два дня и две ночи просто невозможно, да и вообще завоевать нереально. Во-вторых, Римская Империя хоть и была огромной, но наши родные земли всё-таки никогда не попадали в её границы. А конница сарматская действительно была непобедимая. Сами сарматы осуществляли набеги на границы Римской Империи и внесли свой скромный вклад в её развал. Сарматы были известны в Европе. Античные авторы часто упоминают в своих трудах сарматов. Греческие легенды об амазонках опирались на знакомство греков с жизнью сарматского общества, в котором женщины играли особенную роль. Сарматские женщины прекрасно умели ездить верхом на коне, мастерски владели оружием и постоянно принимали участие вместе с мужчинами в военных походах. А легенды рассказывают о том, что ни одна сарматская девушка не выходила замуж, пока не убивала хоть одного врага. В последствии сарматы были вытеснены гуннами и готами, а часть их ассимилировала в славянских племенах. Так что может у кого-то из нас течёт боевая сарматская кровь.

Часть сарматских рекрутов направляется далеко на запад — на большой остров, который в последствии будет именоваться Великой Британией. Там они поступают под командование римского офицера Артура. Он руководит пограничным гарнизоном, защищающим крайние рубежи империи. В Британии и проходит пятнадцатилетняя служба славных сарматов, без дедовщины, но в постоянных битвах. Покрывают они себя неувядающей славой и с нетерпением ждут дембеля. Для вручения дембельных грамот из столицы присылают епископа, но, оказывается, империи нужна ещё одна, последняя, услуга.

Пограничный гарнизон постоянно воюет с мятежным местным племенем — пиктами, предводителем которого является Мерлин (вот тебе и маг великий). Но на сцене появляется третья сила — грозные жестокие саксы. Их несметное войско быстро движется к границам империи, сея смерть и разрушения на своём пути. Последнее задание для сарматских воинов и их предводителя Артура состоит в спасении некой высокопоставленной семьи, живущей почему-то за кордоном(!?). В такой сложной политической ситуации происходят события фильма. Перед внешней угрозой бывшие враги вынуждены объединиться. Артур и Мерлин намерены остановить кровожадных саксов и принести свободу и мир Британии.

Теперь заглянем в историю по-настоящему. К началу контактов с римлянами в I веке до н. э. Британия была заселена в основном народами, принадлежащими к кельтской языковой группе, крупнейшим из которых были бритты. К III веку н. э. завоевание острова римлянами завершилось, и сложилась провинция Британия со смешанным брито-римским населением, занимавшая юго-восточные и центральные районы острова. Так что территорию пиктов грязные римские завоеватели не топтали. Создателям фильма надо было заменить племя пиктов, на бриттов. Так бы было и символично, и правильней с исторической точки зрения. А что пикты? В IV веке пикты пришли с севера и стали совершать постоянные набеги на границы империи. При чем в это же время начались набеги с моря германских племен, то есть саксов. В итоге в 407 году (как и описывается в фильме) римские войска уходят из Британии. Свобода леди и джентльмены!

Вообще весь фильм пронизан борьбой за свободу. Сарматы хотят вернуться в родные пенаты (на рідну неньку Україну), Артур хочет попасть в Рим, думая что там царит демократия и соблюдаются права человека. Однако Артур ошибается. Поняв это, он решает нести свободу пиктам, а значит и будущей Англии. Для этого он женится на знатной воячке пиктанке. И жили они долго и счастливо.

На самом деле быть такого не могло. После 407 года в Британии начался беспредел, а о свободе и говорить страшно. Не встречая более серьёзного сопротивления, всей мощью обрушились с моря германские племена — юты, англы и те же саксы. Это было полное поражение кельтов. Бритты и ежи с ними бежали и обосновались в Шотландии и Уэльсе. О пиктах вообще не слыхать ничего. А англы и саксы осели на острове и основали Англию. Теперь уж трудно понять, кто же за чью свободу боролся, кто прав и кто герой. Получается, что нынешние англичане — пришлые жестокие варвары завоеватели и ИРА (ирландская республиканская армия) борется за правое дело!

Вот такое кино, вот на такие сложные историко-философские рассуждение меня подвигло. Британцы, наверное, смотря этот фильм, до такого не додумаются никогда и особо размышлять не станут. А надо бы.

Актёрский состав меня не впечатлил, хотя сарматские рыцари получились колоритными. В том смысле, что я не путал, кто есть кто — у каждого своё индивидуальное лицо. В целом картина дотянула до четвёрки — посмотреть можно для развлечения.

Ещё до выхода на большой экран «Короля Артура» в 2004 году продюсер Джерри Брукхаймер пообещал, что это будет первая «правдивая история о похождениях легендарного полководца и его рыцарей, положенная в основу широко известных сегодня мифов о короле Артуре». Звучит это слишком многообещающе.

Впрочем, зная хоть немного старого прохвоста Брукхаймера, приложившего свою руку (точнее кошелёк) к созданию таких нашумевших блокбастеров, как «Плохие парни» (1995), «Скала» (1996), «Армагеддон» (1998), «Угнать за 60 секунд» (2000), «Пираты Карибского моря» (2003) и пр., закрадывается смутное подозрение, что этот проект был задуман как очередной кинохит, зрелищный и динамичный, а заявление об его шокирующей исторической достоверности — это не более чем приманка, пущенная в рекламных целях.

В общем-то, так оно и есть. Сразу после премьеры большинство критиков опубликовали свои возмущенные отзывы, назвав «Короля Артура» не то что далёким от достоверного, но даже исторически бессмысленным. Сюжет фильма полностью основан на спекуляциях, выдвинутых историком Кемпом Мэлоуном в 1924 году.

Согласно теории Мэлоуна, Артур на самом деле был римским офицером Луцием Арторием, главнокомандующим конным гарнизоном, в чьи прямые обязанности входила оборона территории вокруг вала Адриана в конце второго века н.э. В те времена римская конница состояла преимущественно из сарматских воинов-наездников, в виду определённых исторических событий вынужденных служить на благо империи, ни много ни мало, 15 лет.

Следует заметить, что единственным свидетельством существования Артория является надпись на его саркофаге, а его предположение о том, что он и Артур — одно лицо, основано исключительно на сходстве имён. Все же легенды о короле Артуре, которые мы знаем сегодня и в которых фигурируют такие имена и названия как: Мерлин, Ланселот, Экскалибур, Святой Грааль и Круглый стол, были во многом сформированы в 12 веке, т.е. более чем через тысячу лет после смерти Артория.

Сценарист Дэвид Францони делает интересную попытку гармонизировать исторические спекуляции Мэлоуна с известными сегодня мифами об Артуре, соединив их в одной картине. В результате знакомый всем нам с детства старина Мерлин предстаёт не магом, а друидом. Красавица леди Гвиневра (изрядно подкачавшись и научившись стрелять из лука похлеще Леголаса) становится грозной синекожей пиктанкой и приобретает поразительное сходство с кельтской воительницей королевой Боудикки. А король Артур вытаскивает свой легендарный меч Экскалибур вовсе не из камня, а из... кургана отца. Да и то не магические меч-врагокрасматель, а самый обычный клинок.

Одним из ключевых элементов легенд о короле Артуре также является любовный треугольник «Артур — Гвиневра — Ланселот», однако господин Францони, судя по всему, счёл уместным полностью проигнорировать эту завязку. В его сценарии единственные знаки внимания, которые Гвиневра получает от доблестного рыцаря (или, точнее, наездника-сармата), это парочка коротких взглядов, брошенных в её сторону мимоходом.

С какой такой стати создатели решили превратить «Короля Артура» в историческую драму, полностью выкинув из легенды все фенетзийные элементы, вроде магии и зачарованного меча, доподлинно не известно. Почему Артур стал римлянином, рыцари — сарматами, а Гвиневра пиктанкой — ещё большая загадка. Историк Мэлоун утверждает, что так оно на самом деле и было. Брукхаймер и Францони ему верят. А вот зритель — нет.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы