Из синопсиса к этому фильму трудно понять, насколько он хорош или плох. Удивительнее то, что и после просмотра картины у зрителя остается смешанное чувство. В драме «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбюс» превосходно показан дух эпохи поздних 50-х в США, когда мужчины занимались своими делами, а их любящие жены обустраивали дом и, если обладали необходимыми навыками, помогали своим мужьям. Вот в роли такой домохозяйки и ассистентки своего супруга-фотографа мы видим Диану (Николь Кидман) в начале фильма. Затем история развивается по сюжету сказки «Красавица и чудовище» эпохи сексуальной революции.
Аллан Арбюс (Ти Баррелл) — это модный, выражаясь современным языком, гламурный нью-йоркский фотограф. Он делает снимки красивых людей в красивой обстановке, правильным образом используя свет, пространство и настроение своих моделей. Во время съемок ему часто помогает молодая супруга Диана. Эта робкая женщина выросла в Нью-Йорке в семье продавца меха. Принадлежность к элите мегаполиса не искоренила в Диане стремления видеть нечто большее, чем просто правильно одетых и изящно изъясняющихся людей. Диана все чаще обращает внимание на недостатки, отклонения от нормы, которые постоянно проявляются в окружающем мире.
Однажды, будучи дома, Диана замечает нового соседа, который по степени необычности превосходит все виденною ею прежде. Этот человек скрывает лицо под странной плотной маской, а сам он покрыт мехом вместо одежды. Человек этот живет где-то на верхнем этаже дома, и, разумеется, его жилище представляется впечатлительной женщине волшебным пристанищем, своего рода магической пещерой. Вход в эту комнату Диане заказан, поскольку каждому ясно, насколько подобный человек не готов пустить в свой мир незнакомца. Диана, находясь за закрытой дверью, вкладывает в свои слова всю искренность, на которую она только способна. Закрытая дверь оказывается метафорой, которая символизирует закрытые в душе Дианы эмоции, страсти, страхи. Открыв эту потайную дверь, Диана узнает новую себя — женщину, которая испытывает подлинную страсть к искусству. И это искусство заключается в поиске красоты во всех, даже самых темных уголках, нашего мира; японцы называют такую красоту несовершенства ваби-саби.
Визуальная часть этого фильма заслуживает самой высокой оценки. Каждый кадр кинокартины «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбюс» продуман и выверен. Именно благодаря элегантному визуальному ряду зрителю легче принять те проблемы, те идеи, которые пытается донести до зрителя режиссер Стивен Шейнберг. Вместе с тем быстро становится очевидной ключевая идея фильма. История оказывается затянутой и прямолинейной.
Николь Кидман исполнила роль хорошо, но ее персонаж (закрытая девушка, которая из-за тяги к искусству открывает в себе эмоциональную женщину) выглядит клишировано.
Диана Арбюс была знаковым фотографом своего времени. Не удивительно, что ее биография стала источником вдохновения для нетипичного сценария, по которому был снят такой странный фильм. «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбюс» наверняка вызовет у зрителя желание поинтересоваться настоящей биографией этого фотографа, и, что очевидно, вновь заставит его восхититься игрой Николь Кидман и неузнаваемого Роберта Дауни мл.